Слайд 1Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»
Слайд 2Род, жанр, творческий метод
Вторая половина 18 в. – время расцвета
театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным
и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.
Слайд 3Тематика
В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя.
Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет
сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.
Слайд 4Идея
Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не
властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный
Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Слайд 5Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних
словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся
драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.
Слайд 6«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен;
да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»
Слайд 7Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают
себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных,
утверждение идеалов гуманности и просвещения.
Слайд 8Характер конфликта
Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на
роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что
указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.
Слайд 9И.А.Дмитриевский (актер)
Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он
по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум
служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
Слайд 10Простаковы и их сын Митрофанушка
Слайд 11Отрицательные герои
С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова,
ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой
Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.
Слайд 12Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является
госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие,
ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.
Слайд 13С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех,
угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не
могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.
Слайд 14Второстепенные персонажи
На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный
муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на
свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.
Слайд 15Сюжет и композиция
В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи,
общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба
с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.
Слайд 16«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении
Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы
воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.
Слайд 17Художественное своеобразие
Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения,
индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки
над плодами французского просвещения – все это было ново и привлекательно. Фонвизин показал это темное царство как оплот тяжелого самодурства, повседневной бытовой бестолковости, безнравственности и бескультурья. Отдельные слова и фразы комедии стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду.