Слайд 1Мотивационное программно – целевое управление в деятельности педагога.
Слайд 2 Задача педагога как субъекта социального воспитания состоит в том,
чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя
управленческие функции для организации нравственной воспитывающей среды в микросоциуме, объединить усилия всех субъектов соц. воспитания, чтобы создать условия для личностного развития подростка.
Слайд 3 Эффективности управленческого воздействия способствует технология мотивационного программно – целевого
управления (МПЦУ).
Технологический алгоритм МПЦУ включает три шага: построение «дерева
целей» в логике ярусов «хочу – могу – делаю - получаю».
Слайд 4«Деревце» саморазвития личности.
позиция соц. педагога: принять-изучить-познать-понять-помочь
генеральная цель
ведущие цели
желаемые рез-ты деят-ти
«получаю»
процесс деят-ти
«делаю»
достоинства личности
«могу»
мотивационная
деятельность
«хочу»
«почва» - социум (семья, ОУ)
«плоды»
«семя»
«корни»
«сорняки»-
проблемное
поле личности
Слайд 5 Используя образ «дерева», педагог предлагает ребёнку осознать взаимосвязь и
взаимозависимость его потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых
достижений, поставленных перед собой целей.
Слайд 6 Процесс взаимодействия педагога и подростка начинается с анализа социально
– психологической ситуации в микросреде, личностных особенностей воспитанника, т. е.
«почвы», на которую «высаживается дерево».
* «Почва» - это тот социум, который окружает ребёнка: семья, друзья.
* «Сорняки» - факторы, препятствующие развитию личности: недостатки характера, личностные проблемы, негативные влияния среды.
Слайд 7«Cемя», из которого вырастает «деревце», приносящее «плоды» - это мотивационная
готовность ребёнка к саморазвитию.
Мотивационная готовность ребёнка к самовоспитанию – то
самое «хочу», и является «семенем» из которого вырастает «деревце», приносящее плоды.
* «Корни» - это способности, возможности ребёнка, то положительное в его личности, на чём и будет строиться процесс самовоспитания, т. е. его «могу».
Мотивация
Мотивация –внешнее и внутреннее побуждение людей к активной
деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере, которую составляют: 1)потребности; 2)стремления; 3)интересы; 4)желания; 5)склонности; 6)убеждения; 7)мировоззрение; 8)идеалы; 9)притязания; 10)самооценка; 11)ожидаемая оценка группы.
Слайд 9 * «Ствол дерева» - это обеспечение «делаю», т. е.
прилагаемые ребёнком усилия для достижения цели: чем больше усилий, тем
мощнее «ствол».
Задача социального педагога – научить ребёнка конкретным способам, приёмам самоорганизации, самореабилитации.
Слайд 10 * «Крона дерева» - это актуальные цели.
* «Плоды»
- генеральная цель – результаты личностного роста, работы над собой,
то, чего хочет достичь ребёнок в результате самовоспитания, то есть самое «получаю».
Слайд 11 Социальный педагог должен уметь: анализировать социально – психологическое состояние
в микросоциуме; определять социальный и психолого – педагогический диагноз воспитанника;
разрабатывать конструкцию стимульных ситуаций, модель мотивации поведения ребёнка; строить норму – образец развития личности, «дерево целей» с учётом решения проблем в микросоциуме; составлять адекватные исполняющую и управляющую программы и обеспечивать их реализацию.
Слайд 12Материалы к теме:
1. Рационалистическое управление - это междисциплинарная область научного
и практического знания, утверждающего строгое следование оперативно- технологическим функциям управления
и экономико-математическим методам в принятии управленческих решений, достижениям кибернетики и практической компьютеризации, достижениям теории систем и практического использования системного подхода в управлении.
Слайд 132. Поведенческое управление - это междисциплинарная область научного и практического
знания, основывающегося на достижениях психологии, социологии, культурной антропологии, включающего социально-психологические
функции управления и практические рекомендации по совершенствованию "человеческих отношений", "мобилизации человеческого фактора", развитию со- управления.
Слайд 143. Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при
котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного
действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.
Слайд 154. Норма-образец - это модельное представление идеала деятельности или поведения
членов коллектива; норма-образец с качественно-количественными характеристиками, позволяющими в математизированной форме
определить меру ее реального достижения, называется квалиметрическим эталоном соответствующей деятельности.
Слайд 165. Управленческая эмпатия - это способность руководителя проникать в духовный
мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях
общения
Слайд 176. Управленческая рефлексия - это способность руководителя видеть самого себя
глазами своих подчиненных и опережающе определять их реакцию на свои
прогнозируемые действия.
Слайд 187. Мотивация - это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное
обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения,
мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка, ожидаемая оценка личностью группы.
Слайд 198. Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу
членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством
нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и члены коллектива начинают действовать в направлении опосредованно заданном руководителем.
Слайд 209. Оптимальный мотивационный комплекс - это совокупность побуждений к деятельности
в следующем соотношении: ВМ>ВПМ>ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, базирующаяся
на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация (через поощрение, "пряник"), ВОМ - внешняя отрицательная мотивация (через наказание, "кнут").
Слайд 2110. Создание ситуации критической самооценки (СКС) - это генерирование такой
совокупности социально-психологических обстоятельств, при которой члены коллектива видят себя как
бы со стороны с обнаженными достоинствами и недостатками, влияющими на общественно ценное и лично значимое содержание совместной деятельности (1).
Слайд 2211. Создание ситуации делегированной инициативы (СДИ) - это проектирование и
осуществление таких управленческих процедур, при которых управленческая идея превращается в
конкретную форму инициативы членов коллектива.
Слайд 2312. Ситуация установки (СУ) - это проектирование и осуществление управленческих
процедур, при которых достигается интериоризация членами коллектива предписываемой им роли
и формируется состояние внутренней готовности к соответствующему действию или адекватному восприятию управленческой информации.
Слайд 2413. Создание организационно-деятельностной ситуации (ОДС) - это проектирование и осуществление
управленческих процедур "погружения" коллектива в процессе "выращивания" нового опыта или
перестройки позиции по своеобразному сценарию:
ненавязчивое приглашение коллектива к размышлению по актуальной проблеме теории и практики (такую роль пускового механизма может сыграть задача захватывающего содержания, мини- ОДИ, какая-то форма мозговой атаки и т.д.);
Слайд 25непринужденное, очень мягкое предъявление нормы-образца деятельности для столкновения наличной позиции
участников ситуации с запрограммированной в норме-образце;
перевод участников ситуации из состояния
неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности, интериоризация нормы-образца и формирование внутренней мотивации ее осуществления;
организация практической деятельности в соответствии с нормой-образцом
Слайд 26Генезис МПЦУ
Эволюция мотивационного подхода в управлении:
В рамках поведенческого управления:
Мотивация по типу "кнута" и "пряника"
Мотивация по правилу Карнеги
Мотивация через потребности (Маслоу, Мак-Клелланд, Герцберг)
Мотивация по процессуальным моделям (Врум, Портер, Лоулер)
Мотивация в логике "иллюстративной воронки" Е.С.Кузьмина
Комплексная мотивация по Кэтэлину Замфиру ( ВП> ВПМ> ВОМ).
В условиях сопряжения поведенческого и рационалистического направлений управленческой науки (авторский вклад):
Социально-психологическая стратегия как процесс целевой ориентации коллектива методами СКС, СДИ, СУ и ОДС. Установлен закон социально- психологической стратегии.
Социально-психологическая тактика как процесс подведения базы убеждения под новые задачи управления посредством опережающей реализации ц,в,е,с. Установлен закон социально-психологической тактики.
Слайд 27Эволюция програмно-целевого подхода в управлении:
В рамках рационалистического управления.
В условиях сопряжения
поведенческого и рационалистического направлений управленческой науки (авторский вклад).
Программно- целевая психология
управления (ПЦПУ) - это теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе:
Слайд 28а) мотивационного программно-целевого управления как воплощение мотивации в структуре программно-целевого
подхода, в результате которого традиционная управляющая программа обогащается инновационными составляющими
социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой, традиционное дерево целей - мотивационным основанием в виде цели психологической подготовки коллектива к соответствующему труду, традиционная исполняющая программа - нормой-образцом психологической готовности коллектива к труду;
б) формирования и реализации общих и специфических качеств руководителя, необходимых для успешного осуществления мотивационного программно-целевого управления;
в) обеспечения обратной связи по результатам управленческой деятельности, являющихся следствием уровня реализованной сформированности качеств руководителя и уровня осуществления мотивационного программно-целевого управления.