Слайд 1Дети с ЗПР в инклюзивном образовании
Слайд 2ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
Все люди должны иметь возможность учиться
вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или
различий в способности к обучению, которые они могут иметь
Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Задержанное развитие – замедление темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более
ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.
(В.В.Лебединский)
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
(Н.М.Назарова)
ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
Слайд 4Основные черты детей с ЗПР:
повышенная истощаемость
низкая работоспособность
незрелость эмоций, воли, поведения
ограниченный
запас общих сведений и представлений
бедный словарный запас
восприятие характеризуется замедленностью
трудности словесно-логических
операций
страдают все виды памяти
необходим более длительный период
для приема и переработки информации
Слайд 5Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской
Слайд 6ЗПР конституционального генеза
Это гармонический психический и психофизический инфантилизм.
Выражено отставание
в развитии эмоциональной сферы.
Задержано речевое развитие
Относительная сформированность психических процессов, но
замедленный темп их становления.
Недоразвитие мотивации учебной деятельности.
Личностная незрелость.
Нарушение динамики умственной работоспособности.
Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности
Прогноз: успешный при условии своевременной, квалифицированной
педагогической помощи
Слайд 7 ЗПР конституционального происхождения
наблюдается у детей с психофизическим и
психическим инфантилизмом.
«Психический инфатилизм»- личностная незрелость.
Для них характерны:
большая выраженность
эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, легкие переходы от смеха к слезам и наоборот;
при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;
дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;
отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе;
в некоторых случаях наблюдается психическое отставание, а иногда имеется и физическое отставание, т.е. психофизическое отставание в целом.
К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
Слайд 8ЗПР соматогенного происхождения
Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем
возрасте., что приводит к задержке созревания и развития центральной нервной
системы.
Снижение умственной работоспособности.
Повышенная истощаемость внимания.
Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях
эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости;
дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость, у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность
Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима,
лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка, своевременной, квалифицированной
педагогической помощи
Слайд 9ЗПР соматогенного происхождения
«сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития
приводят длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного
мозга).
Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д.
У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.
Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал.
В упадок работоспособности могут отказаться от работы.
Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
Слайд 10ЗПР психогенного происхождения
Задержка психического развития связана с неблагоприятными условиями воспитания,
вызывающими нарушение формирования личности ребенка.
Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной
работы с
ребенком и с семьей.
Слайд 11ЗПР церебрально-органического происхождения
Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который
проявляется в двух вариантах:
неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью;
тормозимом
– с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью
Нарушение умственной работоспособности.
Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания.
Снижение объема памяти во всех модальностях.
Недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств (внимания, памяти, гнозиса, праксиса)
Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах, нуждаются в особых условиях воспитания и обучения
Слайд 12ЗПР церебрально-органического происхождения
Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся
грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры
головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена.
Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно.
Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
Слайд 13Школьное обучение
Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того,
что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к
7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.
Слайд 14Деятельность учителя, работающего в условиях
интегрированного обучения детей с ЗПР
Диагностика уровня
развития ребенка
Составление индивидуального образовательного
маршрута
Отслеживание динамики развития ребенка
Взаимодействие со специалистами и
родителями
Охрана и укрепление соматического и
психоневрологического здоровья ребенка
Реализация коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса
Слайд 15Коррекционно-развивающая цель
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие
слухового внимания и памяти;
развитие навыков соотносительного анализа
умения работать по словесной
и письменной
инструкции, алгоритму
умения планировать деятельность
развитие наглядно-образного мышления
развитие речи, овладение техникой речи
расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Слайд 16Принципы обучения детей с ЗПР
усиление практической направленности изучаемого
материала
опора на жизненный
опыт
ориентация на внутренние связи в содержании
изучаемого материала как в рамках
одного предмета,
так и между предметами
необходимость и достаточность в определении
объема изученного материала
введение в содержание учебных программ
коррекционных разделов
Слайд 17Диагностика обучаемости
Что нового узнали на уроке?
Ответить на вопросы по новому
содержанию
Выполнить задание по образцу
Новая ситуация с творческим заданием