Слайд 1СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТОВ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Методист Е.Л. Зуевич
Слайд 4Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей,
наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям
или вызывающее у них психологический дискомфорт
Слайд 5Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Факторы
влияния:
- стиль воспитания (гипер- и гипоопека)
- демонстрация сцен насилия
- нестабильная
социально-экономическая обстановка
- социально-культурный статус семьи
- индивидуальные особенности человека
Слайд 6Конструктивная агрессия – это:
Активность
Стремление к достижениям
Защита себя и других
Завоевание свободы
и независимости
Защита собственного достоинства
Слайд 7Деструктивная агрессия – это:
Насилие
Жестокость
Ненависть
Недоброжелательность
Злоба
Придирчивость
Раздражение
Упрямство
Слайд 8Нецивилизованный выход запаса энергии реализуется в действиях:
Выхватить, отнять игрушку у
другого
Вынудить отдать то, что захотелось
Ударить и может быть похвастаться своим
«геройством»
Слайд 9Причины:
1. Ребёнка переполняет накопившаяся энергия
Что делать?
Предоставлять возможности
для разрядки накопившейся энергии, в том числе и в самостоятельной
игре
Слайд 10Причины:
2. Напряженность, неуверенность, подавленность ребёнка
Что делать?
Найти источник неуверенности
ребёнка.
Это может быть:
- Скрытый семейный конфликт, который держит в напряжении
всю семью
- Скрытое чувство вины за проступок
Слайд 11частые наказания ребёнка
ссоры, развод в семье
перегрузки дополнительными занятиями
отсутствие умения общаться
со сверстниками
Слайд 12Причины:
3. Эгоистичность ребёнка. Дома он – центр всеобщего внимания и
обожания
Что делать?
Родителям изменить своё отношение к ребёнку, дать возможность
приобретать бесконфликтный опыт общения
Слайд 13Причины:
4. Эмоциональный голод, эмоциональная неудовлетворённость ребёнка.
Ребёнок находит для себя выход:
в
замкнутости на себе и своих переживаниях
в обжорстве
мучая животных
ябедничая
издеваясь над другими
детьми
Слайд 14Причиняя боль другим без причин, иногда тихо и незаметно для
окружающих
Что делать?
необходима помощь специалистов пересмотреть отношение к
ребёнку, найти причину
в д/с включать в сюжетно-ролевые игры
устроить жизнь ребёнка так, чтобы он рос с уверенностью, что он самый любимый, что он нужен взрослым.
Слайд 15Причины
5. Неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников (лидер!)
Что делать?
- Педагогу тактично вмешаться во взаимоотношения детей
6. Усвоение эталонов агрессивного
поведения в семье
Что делать?
- общение, беседы с родителями
- направление к психологу
Слайд 16Причины
7. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)
Что делать?
- проигрывать и
проговаривать сюжеты положительных сказок и мультфильмов
- давать способы и
образцы миролюбивых способов общения
- переводить драки в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ
Слайд 17Особенности проявления агрессии
В 2-х летнем возрасте арсенал средств проявления агрессивности
у мальчиков и девочек одинаковый: плач, визг, шлепки.
К 4-м годам
мальчики главным образом дерутся, а девочки – визжат.
К концу дошкольного возраста мальчики чаще используют нападение, драку, а девочки – непрямую агрессию: словесную, косвенную, негативизм.
Агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «внутрь».
Слайд 18Общая стратегия поведения
- сдерживать по возможности агрессивные порывы ребёнка, остановить
занесённую для удара руку
- показать ребёнку неприемлимость агрессивного поведения, как
к неживым предметам, так и к людям
- установить чёткий запрет на агрессивное поведение, периодически напоминать о нём
- обучать способам выражения гнева
Слайд 19Как помочь ребёнку справиться с агрессией
Запрет и крик – неэффективны.
Главное – найти причины такого поведения.
2. Давать возможность выплеснуть агрессию,
перевести её на другие объекты:
- поколотить подушку, подраться с ней
- поколотить ковёр
- рвать бумагу
Слайд 20- нарисовать то (того), что хочется побить, сделать с рисунком
что-то, что хочется
- поколотить стол надувным молотком
- использовать «мешочек для
криков»
- использовать игры с водой, глиной, песком
Слайд 21Как помочь ребёнку справиться с агрессией
3. Взрослым при ребёнке
не допускать вспышек гнева,
не говорить плохо
о людях,
не строить планов мести.
4. Не забывать лишний раз ребёнка пожалеть, приласкать, похвалить. Он должен знать, что его ценят, любят.