Слайд 3Ударные звуковысотные инструменты представляют собой резонансовый ящик
и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла: ксилофоны,
металлофоны, а также маленькие литавры.
Слайд 4
Металлофон, ксилофон
Металлофон, ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент.
Металлофон состоит из набора хроматических настроенных металлических пластинок, а
ксилофон - из деревянных брусочков.
Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по пластинке и брусочку.
Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если мы сидим, или на уровне пояса, если стоим.
Положение тела должно быть удобным, руки должны двигаться свободно.
Слайд 6Маленькие литавры
При игре на маленьких литаврах или тарелках нужно
держать их за ремни и ударять скользящим движением одну о
другую. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки нужно прикладывать к коленям. Можно еще и по-другому играть на них. Подвесив их, по ним можно ударять палочкой, конец которой покрывается мягкой материей. Звук тогда получается мягкий и нежный.
Слайд 7Ударно-шумовые инструменты - инструменты без определенной звуковой высоты: бубны, бубенцы,
деревянные ложки, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты и другие подобные инструменты.
Слайд 8Маракас
Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке,
наполненную пластиковыми горошинами.
Маракасы нужно держать в обеих руках свободно,
руки при этом немного выдвинуть перед собой на уровне плеч. Звук издается лёгким "встряхиванием" маракасов, поочередно или вместе.
Слайд 9Трещотка
Состоит из деревянных пластин. Нужно держать правильно
крайние пластинки, чтобы они не выскользнули из рук. Звук получается,
когда "встряхиваем" ими. Пластинки, чётко ударяясь друг о друга, правильно передают ритмический рисунок.
Слайд 10Ложки деревянные
Черенки ложек должны быть зажаты в
обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами,
которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простого приёма начинается обучение игре на ложках. На ложках можно выполнять самые сложные ритмические рисунки.
Слайд 11
Кастаньеты
Звучат очень звонко, поэтому их нужно
брать в правую руку и слегка ударять "лепестками" о ладонь
левой. Звук при этом несколько приглушается, а ритмический рисунок слышен очень отчётливо.
Слайд 12
Бубенцы (браслет на руку)
Инструмент состоит из тканевого
браслета и закрепленных на нём четырех бубенчиков. Надев браслеты на
руки, легко потряхивая ими, нужно чередовать быстрые и медленные движения.
Меняя силу звука, можно создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий, песен и танцев.
Слайд 13
Треугольник
Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм,
согнутый в форме треугольника, не замкнутого в одном из углов.
При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника специальной стальной палочкой для получения звука различной степени громкости. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком.
Слайд 14
Бубен
Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины
с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука
проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.
Слайд 15Как используют шумовые инструменты
Подбор ритмического аккомпанемента
к музыкальным пьесам и детским песенкам, игра под
фонограмму;
Импровизация звуковых картин на заданную тему;
Звуковая иллюстрация стихов,
сказки-шумелки.
К любой музыкальной пьесе или к детским песенкам можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты.