Слайд 1ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Буева
Ирина Ивановна,
заведующая кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин ГБОУ
ВО «Оренбургский государственный институт искусств
им. Л. и М. Ростроповичей», к.п.н.
Слайд 2Воспитание подрастающего поколения во все времена у всех народов считалось
важнейшей проблемой.
Значение воспитания трудно переоценить:
«…им решается участь человека» (В.Г.Белинский),
«…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель).
Слайд 3Воспитание – функция государства:
направлено на формирование мировоззренческих идей, жизненных смыслов
и приоритетов, «культурных кодов».
не может носить «нейтральный» характер: всегда идеологизировано,
аксиологически окрашено, ценностно насыщено.
Слайд 4Воспитание нельзя игнорировать, невозможно обучать, не воспитывая.
«Знания без воспитания –
меч в руках сумасшедшего» (Д.Менделеев)
Слайд 5Воспитание «не терпит» пустоты,
в воспитании не бывает вакуума:
процесс воспитания осуществляется всегда и везде (целенаправленно или спонтанно);
«воспитывает всё: люди, вещи…» (А.С. Макаренко)
Слайд 6НОВООБРАЗОВАНИЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
В физиологической сфере - пубертатный период
БУРНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ И
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ (ходячая «биохимическая лаборатория»; «гадкий утенок»- озабоченность внешним видом»);
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ
ПСИХИКИ (замедленные психические познавательные процессы: память, мышление, речь; рассеянное внимание; слабая рефлексия подкорковые процессы выходят из-под контроля; противоречивость поведения, которую сам не может объяснить);
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ (повышенная возбудимость, перепады настроения, чувство одиночества, отверженности, обидчивость, ранимость)
Слайд 7НОВООБРАЗОВАНИЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
В социальной сфере – «переход» от детства к
взрослости
ЧУВСТВО «ВЗРОСЛОСТИ» (хотят равноправных отношений со взрослыми; ищут среди
взрослых или старших сверстников «кумира» для подражания)
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (так заняты своим «созреванием», что вопросы отношений между полами их интересуют более всего!)
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ (Кто я? Зачем живу?) РОСТ САМОСОЗНАНИЯ (не быть похожим на всех! Выделиться! Доказать всем, что взрослый! УНИКАЛЬНЫЙ, ОСОБЕННЫЙ)
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ (переоценка ценностей семьи, несформированность и поиск своей; социальная незрелость – они безответственные: хотят иметь права, как взрослые, и никаких обязанностей, как дети)
РАСШИРЕНИЕ КРУГА ИНТЕРЕСОВ, КРУГА ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА («выход» за пределы микросоциума). «тяга» к миру и тайнам взрослых, к старшим сверстникам, которые их понимают лучше, чем родители).
Слайд 8СМЕНА («переход»): ведущего вида деятельности, интересов, ценностных ориентиров, приоритетов:
Ведущий
вид деятельности - общение (не учение!), (превалирует интимно-личностное) + активная
социализация (расширение круга общения);
Ведущие интересы: направлены на себя (эгоцентристы, постоянно озабочены, что о них думают другие); на других (преимущественно «взрослых» сверстников);
Ведущие приоритеты/ценности: дружба, отношения (семья постепенно вытесняется)
Слайд 9«Трагедия»
подроскового возраста -
внутриличностный конфликт:
претензии на взрослость еще
не подкреплены достаточным социальным опытом
(подросток постоянно попадает в
смешные/драматические ситуации, злость на себя выливается агрессией на других)
Слайд 10ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТКА:
В ПРИЗНАНИИ (ВЗРОСЛОСТИ, УНИКАЛЬНОСТИ, «САМОСТИ», ДОСТИЖЕНИЙ) --- бунтарское, протестное,
конфликтное поведение, чтобы ВСЕ обратили внимание!
В ПОСТОЯННОМ ОБЩЕНИИ
В ЗАВОЕВАНИИ
ОСОБОГО СОЦИАЛЬНОГО САТУСА, ПОВЫШЕНИИ САМООЦЕНКИ
В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К КАКОЙ-ЛИБО ГРУППЕ (стесняются быть не как все, подвержены «моде», сейчас «мода» на агрессию и насилие: СМИ, кино, театр)
РАСШИРЕНИИ СОЦИУМА: ВЫХОДА ЗА МИКРОСОЦИУМ – СЕМЬЮ (семья на последнем месте в ранге 10 ценностей)
В ЛЮБВИ!!! (безусловной; любить, какой он есть, со всеми его ПРОБЛЕМАМИ и ошибками)
Слайд 11Технологии
индивидуальной работы:
выявление интересов, способностей, авторитетных/референтных лиц,
«педагогичекое сотворение
кумира»,
поиск интересного для подростка (социально ориентированного) вида деятельности, где
он сможет самореализоваться, демонстрировать «взрослость», стать успешным;
создание ситуации успеха/ признания;
беседы (не нравоучения!): интимно-личностное общение (!);
методы: поддержки, поощрения, опоры на положительное, стимулирования, «эффект Пигмалиона», сократовский диалог, косвенного воздействия, авансированного доверия(!)
Слайд 12Категорический отказ от методов:
Наказания, унижения, оскорбления, подавления…
Шантажа, угроз
«Приклеивания ярлыков»
«Пришивание» плохих
мотивов
Крика
«Чтения моралей» (подростки не любят, когда их воспитывают!)
Сравнения одного с
другим (!)
Слайд 13КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
ДОЛЖЕН СТАТЬ
ДЛЯ ПОДРОСТКА
ДРУГОМ,
СТАРШИМ
НАСТАВНИКОМ
Слайд 14ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПЛОЧЕНИЯ)
КТД
Тренинги командообразования
Игровое моделирование (иммитационные, оргагизационно-деятельностные, деловые
игры, исторические реконструкции и т.д.)
Спортивные состязания
Командное проектирование (особенно социальные, творческие
проекты, акции)
Дискуссии, диспуты, полилоги
Квесты
Батлы
Шоу-технологии
Слайд 15Законы развития коллектива
Закон «завтрашней радости» (общая идея, цель, позитивный настрой-«мажорный
тон»)
Закон перспективных линий (стратегические тактические, оперативные задачи)
Закон параллельного действия (педагогическая
цель: создание коллектива как средства воспитания личности)
Закон традиций: традиции – «каркас» коллектива (А.С.Макаренко).
Закон эстетики: всё должно быть красиво
Закон заботы: заботясь об окружающих, подросток переживает эмоции, изменяет себя
Слайд 16Результаты сплочения коллектива:
Удовлетворение потребности в «принадлежности» (коллектив–ценность)
Удовлетворение потребности во «взрослости»:
самостоятельность (все делают сами), самореализация
Сформированность отношений «ответственной зависимости»
Корпоративная
культура (ценностно-ориентационное единство) как «коллективное сознание» («программирование ума» Хофстеде)
Благоприятный психологический климат
Безопасная социальная среда
Слайд 17Повышение КОМПЕТЕНТНОСТИ классных руководителей
Аактивизировать формы: самообразование, семинары классных руководителей (тематические),
МО кл.руководителей, педсоветы; тренинги, кейс-стади;
Разработать систему мотивации деятельности классных руководителей;
Проводить 2 раза в год панораму/фестиваль открытых мероприятий или классных часов;
Использовать ресурсы конкурса «Самый классный классный»;
Диссеминировать лучший опыт
Слайд 18«От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа»
Джон Локк