Разделы презентаций


Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной

Содержание

PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) Основная цель: оценка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2009

Ковалева

Г.С.
Центр оценки качества образования ИСМО РАО


Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной грамотности   PISA-2009Ковалева Г.С.Центр оценки качества образования ИСМО РАО

Слайд 2PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for

International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР

(OECD – Organization for Economic Cooperation and Development)

Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения
Дополнительная инновационная цель: оценка отношений и учебных стратегий
Политическая цель: оценка качества и равенства возможностей в образовании

Основные задачи:
Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни
Выявить динамику результатов (2000, 2003, 2006, 2009)
Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах

PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества

Слайд 3Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA
Грамотность чтения - способность

к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию

их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISAГрамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на

Слайд 4Форма материалов для чтения
«Сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание повествование,

объяснение, рассуждение, а также инструкция, документы или записи, гипертексты);
«Несплошные»

тексты (графики, таблицы, диаграммы, формы, информационные бланки, объявления, рекламы, ваучеры, сертификаты, карты)
Форма материалов для чтения«Сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание повествование, объяснение, рассуждение, а также инструкция, документы или

Слайд 5Шкалы по грамотности чтения
Умения
Нахождение информации (25%)
Интерпретация текста (50%)
Рефлексия на содержание

или форму текста и его оценка (25%)

Шкалы по грамотности чтенияУменияНахождение информации (25%)Интерпретация текста (50%)Рефлексия на содержание или форму текста и его оценка (25%)

Слайд 6Ситуации использования текста
Чтение для личных целей (например, личных писем), 25%


Чтение для общественных целей (например, официальных документов), 25%
Чтение в

профессиональной деятельности (например, отчетов), 20%
Чтение для получения образования (например, учебной литературы), 30%
Ситуации использования текстаЧтение для личных целей (например, личных писем), 25% Чтение для общественных целей (например, официальных документов),

Слайд 7Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность:
осваивать и использовать

естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых

знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания и исследований;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Естественнонаучная грамотность предполагает в равной степени понимание естественнонаучных понятий, применение естествен-нонаучных знаний и методов, а также размышления на основе научных доказательств.
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность:осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,

Слайд 8Четыре области естественнонаучной грамотности
Узнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и

технологии (контекст)
Понимание окружающего мира, включая и технику, на основе научных

знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание)
Демонстрирование компетенций, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетенции)
Четыре области естественнонаучной грамотностиУзнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и технологии (контекст)Понимание окружающего мира, включая и технику,

Слайд 9Четыре области естественнонаучной грамотности
Интерес к естественнонаучному знанию, включение естественнонаучной любознательности

в собственную систему ценностей, сложившаяся мотивация действовать ответственно по отношению,

например, к природным ресурсам и окружающей среде (аффективный компонент)
Четыре области естественнонаучной грамотностиИнтерес к естественнонаучному знанию, включение естественнонаучной любознательности в собственную систему ценностей, сложившаяся мотивация действовать

Слайд 10Структура естественнонаучной грамотности в исследовании PISA (для разработки заданий)
Контекст
личностный

социальный
глобальный
Компетентности
распознать научные вопросы (25%)
описывать, предвидеть или

объяснять научные явления (35%)
использовать научные факты для принятия решения и сообщения о нем (40%)

Знание
знание о мире (60%)
знание о науке (методы научного познания) (40%)

Аффективный компонент (интерес, отношения, мотивация)

Структура естественнонаучной грамотности в исследовании PISA (для разработки заданий)Контекст личностный социальный глобальный Компетентности распознать научные вопросы (25%)

Слайд 11 Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как

«сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное

решение различных проблем, требующих использования математики.


Общие умения, включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.

Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей

Слайд 12 - Пространство и форма - это вопросы, относящиеся к пространственным

и плоским геометрическим формам и отношениям.
- Изменение и

отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.
- Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.
- Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Четыре содержательных области математической грамотности

- Пространство и форма - это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.

Слайд 13УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 14Шкала исследования PISA

Шкала исследования PISA

Слайд 15Схема разработки заданий для оценки математической и естественнонаучной грамотности
ПРОБЛЕМА И

РЕШЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы)
ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
УРОВНИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОСОБЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОН
СИТУАЦИЯ
ФОРМА ЗАДАНИЯ

Схема разработки заданий для оценки математической и естественнонаучной грамотностиПРОБЛЕМА И  РЕШЕНИЕСОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы)ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯУРОВНИ КОМПЕТЕНЦИИОБЩИЕ

Слайд 16Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
На

фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами, которые были возведены

в Акрополе в Афинах более 2500 лет назад. Статуи были изваяны из горной породы, которая называется мрамором. Мрамор состоит из карбоната кальция.









В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями.

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ      На фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами,

Слайд 17Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 1
 
6  Обычный дождь слегка кислотный, потому

что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный

дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота.
Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух? _______________________________________
Компетенция: научное объяснение явлений
Знания: Физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Социальный

Трудность задания – 506 (3 уровень – 1 балл) .

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИВопрос 1 6  Обычный дождь слегка кислотный, потому что он поглощает некоторое количество диоксида углерода

Слайд 18Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 2
 
До погружения на ночь в уксус

кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот

кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Какова будет масса высушенного кусочка мрамора?

A       Меньше, чем 2,0 г
B       Точно 2,0 г
C       Между 2,0 г и 2,4 г
D       Больше, чем 2,4 г
Компетенция: Использование научных данных для принятия решений
Знания: Физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Личностный

Трудность задания – 460 (2 уровень – 1 балл) .

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИВопрос 2 До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На

Слайд 19Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 3

Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили

на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду.
Объясните,

для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент. _______________________________________

Компетенция: Распознание (постановка) научных вопросов
Знания: Естественнонаучные исследования (Знания о науки)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Личностный

Трудность задания – Полностью верный ответ – 717 (6 уровень – 2 балла); частично верный ответ – 513 (4 уровень – 1 балл) .

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИВопрос 3Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили на ночь кусочки мрамора также в чистую

Слайд 20Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Слайд 21Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Задание по естествознаниюКИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Слайд 22Технические стандарты исследования PISA Обеспечение качества исследования

Технические стандарты исследования PISA  Обеспечение качества исследования

Слайд 23Обеспечение качества исследования PISA
Процедуры сбора данных
Обеспечение качества
Полученные в исследовании данные

Обеспечение качества исследования PISAПроцедуры сбора данныхОбеспечение качестваПолученные в исследовании  данные

Слайд 24Что включает система обеспечения качества исследования?
План исследования – Руководства по

проведению, контроль за адаптацией инструментария – NAF, QAS и др.
Данные,

подтверждающие обеспечение качества – доказательство того, что намеченный план был реализован таким образом, что было обеспечено качество проведения исследования.
Контроль за качеством – Национальные координаторы организуют и контролируют качество большей части исследования.
Мониторинг качества – Консорциум контролирует национальные центры и при необходимости требует внести коррективы.
Что включает система обеспечения качества исследования?План исследования – Руководства по проведению, контроль за адаптацией инструментария – NAF,

Слайд 25Система обеспечения качества основана на соответствии стандартам качества
Консорциум контролирует качество

проведения исследования в соответствии с разработанными стандартами качества
Формирование выборки
Язык, на

котором проводится тестирование
Участие в проведении апробационного исследования
Адаптация инструментария и руководств
Перевод инструментария и руководств
Проведение тестирования
Реализация национальной части исследования
Мониторинг качества
Тиражирование материалов
Проверка заданий с открытыми ответами
Анализ полученных данных
Система обеспечения качества основана на соответствии стандартам качестваКонсорциум контролирует качество проведения исследования в соответствии с разработанными стандартами

Слайд 26Источники данных об обеспечении качества проведения исследований
Выборка
Перевод и верификация
Проведение тестирования

(MAS)
Мониторинг качества
Мониторинг работы национального центра
Проверка работ (Перепроверка работ, Международная

проверка),
Отправленные данные,
Адаптация (QAS, TAS)
Анализ проведения исследования (подготовка отчета)
Источники данных об обеспечении качества проведения исследованийВыборкаПеревод и верификацияПроведение тестирования (MAS)Мониторинг качестваМониторинг работы национального центра Проверка работ

Слайд 27Стандарты качества
Данные
В большинстве случаев данные должны соответствовать стандартам.
Подтверждение соответствия стандартам

Стандарты качестваДанныеВ большинстве случаев данные должны соответствовать стандартам.Подтверждение соответствия стандартам

Слайд 28Что происходит при несоответствии стандартам качества?
Решение зависит от :
Степени несоответствия

стандартам
Наличия возможности исправления
Чистка данных
Проверка данных на соответствие качеству
Анализ данных

с целью возможности их исправить
Анализ изменений, внесенных консорциумом
Рекомендации по включению в международный отчет
Полная публикация
Публикация данных только частичная (в некоторых таблицах)
Приложениях к отчету и др.
Что происходит при несоответствии стандартам качества?Решение зависит от :Степени несоответствия стандартам Наличия возможности исправленияЧистка данныхПроверка данных на

Слайд 29Структура теста PISA
В каждой тетради
4 кластера
на 30 мин
Тетрадь

для коррекцион-ных школ

Структура теста PISAВ каждой тетради 4 кластера на 30 минТетрадь для коррекцион-ных школ

Слайд 30Структура теста
9 кластеров по чтению
1 кластер по чтению и

½ кластера по математике и1/2 кластера по естествознанию

Структура теста9 кластеров по чтению 1 кластер по чтению и ½ кластера по математике и1/2 кластера по

Слайд 31 Сбалансированный подход к структуре теста
В каждой тетради не менее

1 кластера по чтению
Каждый кластер появляется во всех частях теста


Сбалансированный подход к структуре тестаВ каждой тетради не менее 1 кластера по чтениюКаждый кластер появляется во

Слайд 32Дополнительная часть: Вопросы о чтении
Reading for School Survey
Последняя страница

тетради – вопросы о чтении (5 мин)

Дополнительная часть:  Вопросы о чтении Reading for School SurveyПоследняя страница тетради – вопросы о чтении (5

Слайд 33Два варианта теста PISA-2009
«Легкий»

13 тетрадей,
8-13 и
21-27
«Стандартный»
тетради 1-13

Два варианта теста PISA-2009«Легкий»13 тетрадей, 8-13 и 21-27«Стандартный» тетради 1-13

Слайд 34Некоторые результаты апробации (о качестве дизайна теста PISA)
Выполнение теста
42% ответили

на все задания
92% имели возможность ответить на все задания (дошли

до конца тетради)
Электронное чтение текстов
11% ответили на все задания
88% имели возможность ответить на все задания
Основное исследование 2006 года (OECD)
20% ответили на все задания
86% имели возможность ответить на все задания
Некоторые результаты апробации (о качестве дизайна теста PISA)Выполнение теста42% ответили на все задания92% имели возможность ответить на

Слайд 35Для дополнительной информации: Центр ОКО ИСМО РАО: centeroko@mail.ru www.centeroko.ru Исследование PISA: www.oecd.org

Для дополнительной информации:  Центр ОКО ИСМО РАО:   centeroko@mail.ru www.centeroko.ru  Исследование PISA: www.oecd.org

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика