Слайд 1 Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной грамотности
PISA-2009
Ковалева
Г.С.
Центр оценки качества образования ИСМО РАО
Слайд 2PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for
International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР
(OECD – Organization for Economic Cooperation and Development)
Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения
Дополнительная инновационная цель: оценка отношений и учебных стратегий
Политическая цель: оценка качества и равенства возможностей в образовании
Основные задачи:
Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни
Выявить динамику результатов (2000, 2003, 2006, 2009)
Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах
Слайд 3Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA
Грамотность чтения - способность
к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию
их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Слайд 4Форма материалов для чтения
«Сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание повествование,
объяснение, рассуждение, а также инструкция, документы или записи, гипертексты);
«Несплошные»
тексты (графики, таблицы, диаграммы, формы, информационные бланки, объявления, рекламы, ваучеры, сертификаты, карты)
Слайд 5Шкалы по грамотности чтения
Умения
Нахождение информации (25%)
Интерпретация текста (50%)
Рефлексия на содержание
или форму текста и его оценка (25%)
Слайд 6Ситуации использования текста
Чтение для личных целей (например, личных писем), 25%
Чтение для общественных целей (например, официальных документов), 25%
Чтение в
профессиональной деятельности (например, отчетов), 20%
Чтение для получения образования (например, учебной литературы), 30%
Слайд 7Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность:
осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания и исследований;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Естественнонаучная грамотность предполагает в равной степени понимание естественнонаучных понятий, применение естествен-нонаучных знаний и методов, а также размышления на основе научных доказательств.
Слайд 8Четыре области естественнонаучной грамотности
Узнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и
технологии (контекст)
Понимание окружающего мира, включая и технику, на основе научных
знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание)
Демонстрирование компетенций, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетенции)
Слайд 9Четыре области естественнонаучной грамотности
Интерес к естественнонаучному знанию, включение естественнонаучной любознательности
в собственную систему ценностей, сложившаяся мотивация действовать ответственно по отношению,
например, к природным ресурсам и окружающей среде (аффективный компонент)
Слайд 10Структура естественнонаучной грамотности в исследовании PISA (для разработки заданий)
Контекст
личностный
социальный
глобальный
Компетентности
распознать научные вопросы (25%)
описывать, предвидеть или
объяснять научные явления (35%)
использовать научные факты для принятия решения и сообщения о нем (40%)
Знание
знание о мире (60%)
знание о науке (методы научного познания) (40%)
Аффективный компонент (интерес, отношения, мотивация)
Слайд 11 Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как
«сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное
решение различных проблем, требующих использования математики.
Общие умения, включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.
Слайд 12 - Пространство и форма - это вопросы, относящиеся к пространственным
и плоским геометрическим формам и отношениям.
- Изменение и
отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.
- Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.
- Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Четыре содержательных области математической грамотности
Слайд 13УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Слайд 15Схема разработки заданий для оценки математической и естественнонаучной грамотности
ПРОБЛЕМА И
РЕШЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы)
ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
УРОВНИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОСОБЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОН
СИТУАЦИЯ
ФОРМА ЗАДАНИЯ
Слайд 16Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
На
фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами, которые были возведены
в Акрополе в Афинах более 2500 лет назад. Статуи были изваяны из горной породы, которая называется мрамором. Мрамор состоит из карбоната кальция.
В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями.
Слайд 17Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 1
6 Обычный дождь слегка кислотный, потому
что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный
дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота.
Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух? _______________________________________
Компетенция: научное объяснение явлений
Знания: Физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Социальный
Трудность задания – 506 (3 уровень – 1 балл) .
Слайд 18Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 2
До погружения на ночь в уксус
кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот
кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Какова будет масса высушенного кусочка мрамора?
A Меньше, чем 2,0 г
B Точно 2,0 г
C Между 2,0 г и 2,4 г
D Больше, чем 2,4 г
Компетенция: Использование научных данных для принятия решений
Знания: Физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Личностный
Трудность задания – 460 (2 уровень – 1 балл) .
Слайд 19Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Вопрос 3
Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили
на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду.
Объясните,
для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент. _______________________________________
Компетенция: Распознание (постановка) научных вопросов
Знания: Естественнонаучные исследования (Знания о науки)
Область применения: Опасности и риски
Контекст: Личностный
Трудность задания – Полностью верный ответ – 717 (6 уровень – 2 балла); частично верный ответ – 513 (4 уровень – 1 балл) .
Слайд 20Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Слайд 21Задание по естествознанию
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Слайд 22Технические стандарты исследования PISA
Обеспечение качества исследования
Слайд 23Обеспечение качества исследования PISA
Процедуры сбора данных
Обеспечение качества
Полученные в исследовании
данные
Слайд 24Что включает система обеспечения качества исследования?
План исследования – Руководства по
проведению, контроль за адаптацией инструментария – NAF, QAS и др.
Данные,
подтверждающие обеспечение качества – доказательство того, что намеченный план был реализован таким образом, что было обеспечено качество проведения исследования.
Контроль за качеством – Национальные координаторы организуют и контролируют качество большей части исследования.
Мониторинг качества – Консорциум контролирует национальные центры и при необходимости требует внести коррективы.
Слайд 25Система обеспечения качества основана на соответствии стандартам качества
Консорциум контролирует качество
проведения исследования в соответствии с разработанными стандартами качества
Формирование выборки
Язык, на
котором проводится тестирование
Участие в проведении апробационного исследования
Адаптация инструментария и руководств
Перевод инструментария и руководств
Проведение тестирования
Реализация национальной части исследования
Мониторинг качества
Тиражирование материалов
Проверка заданий с открытыми ответами
Анализ полученных данных
Слайд 26Источники данных об обеспечении качества проведения исследований
Выборка
Перевод и верификация
Проведение тестирования
(MAS)
Мониторинг качества
Мониторинг работы национального центра
Проверка работ (Перепроверка работ, Международная
проверка),
Отправленные данные,
Адаптация (QAS, TAS)
Анализ проведения исследования (подготовка отчета)
Слайд 27Стандарты качества
Данные
В большинстве случаев данные должны соответствовать стандартам.
Подтверждение соответствия стандартам
Слайд 28Что происходит при несоответствии стандартам качества?
Решение зависит от :
Степени несоответствия
стандартам
Наличия возможности исправления
Чистка данных
Проверка данных на соответствие качеству
Анализ данных
с целью возможности их исправить
Анализ изменений, внесенных консорциумом
Рекомендации по включению в международный отчет
Полная публикация
Публикация данных только частичная (в некоторых таблицах)
Приложениях к отчету и др.
Слайд 29Структура теста PISA
В каждой тетради
4 кластера
на 30 мин
Тетрадь
для коррекцион-ных школ
Слайд 30Структура теста
9 кластеров по чтению
1 кластер по чтению и
½ кластера по математике и1/2 кластера по естествознанию
Слайд 31 Сбалансированный подход к структуре теста
В каждой тетради не менее
1 кластера по чтению
Каждый кластер появляется во всех частях теста
Слайд 32Дополнительная часть:
Вопросы о чтении
Reading for School Survey
Последняя страница
тетради – вопросы о чтении (5 мин)
Слайд 33Два варианта теста PISA-2009
«Легкий»
13 тетрадей,
8-13 и
21-27
«Стандартный»
тетради 1-13
Слайд 34Некоторые результаты апробации (о качестве дизайна теста PISA)
Выполнение теста
42% ответили
на все задания
92% имели возможность ответить на все задания (дошли
до конца тетради)
Электронное чтение текстов
11% ответили на все задания
88% имели возможность ответить на все задания
Основное исследование 2006 года (OECD)
20% ответили на все задания
86% имели возможность ответить на все задания
Слайд 35Для дополнительной информации:
Центр ОКО ИСМО РАО:
centeroko@mail.ru www.centeroko.ru
Исследование PISA: www.oecd.org