Слайд 1Определение показателей МАНЕВРЕННОСТИ
при проведении испытаний
Секция Эксплуатации и сервиса ДСМ
Доцент,
к.т.н. Сабуренков С.Е.
Слайд 2В группу показателей функцио-нального назначения входят по-казатели проходимости, которые характеризуются
способностью перемещать центр масс с наи-меньшей потерей скорости как в
процессе выполнения работы, так и при переезде с одного объекта на другой.
Слайд 3Показатели проходимости самоходных машин подразделяются на четыре группы:
1.)геометрические:
вертикальные
горизонтальные) ;
2.) опорные;
3.) тягово-сцепные;
4.) мобильности.
Слайд 41. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬ
Слайд 5 ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬ – величина дорожного просвета (это расстояние
от опорной поверхности до низшей точки рамы или трансмиссии машины
при нахождении рабочего органа в транспортном положении)
Характеризуется углами переднего и заднего свеса, поперечным и продольным радиусами
Слайд 6 Горизонтальная геометрическая проходимость
характеризуется минимальным радиусом поворота и шириной
полосы поворота, которые выделены в отдельную группу и характеризуют маневренность
машины, то есть способность поворота или разворота машины на ограниченной площади
Слайд 73. Показатели опорной проходимости
характеризуют среднее удельное давление на опорную
поверхность
Слайд 84. Тягово-сцепные показатели
Тягово-сцепные показатели проходимости характеризуют плавность хода
машины и определяются как отношение рабочей скорости на данном режиме
работы к теоретической скорости при движении по одинаковой рабочей поверхности на аналогичной передаче.
Слайд 95. Мобильность (транспортабельность)
– свойство, определяющее подвижность машины, то есть
ее способность и готовность к быстрому преодолению расстояния. Для самоходных
машин используют термин мобильность; для машин, перемещающихся на прицепе-тяжеловозе - транспортабельность.
Мобильность (транспортабельность) характеризуется скоростью перемещения от места стоянки к месту назначения.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Маневренность самоходной дорожно-строительной машины характеризуется следующими показателями:
минимальный радиус поворота,
внешний габаритный радиус,
внутренний габаритный радиус,
габаритная полоса
движения,
поворотная ширина по следу колес.
Слайд 11
МАНЕВРЕННОСТЬ – это способность поворота или разворота машины на ограниченной
площади.
Слайд 12МИНИМАЛЬНЫЙ РАДИУС ПОВОРОТА (Rmin) – расстояние от мгновенного центра поворота
до оси следа переднего внешнего колеса или передней части внешней
гусеницы при максимальных углах поворота управляемых колес (1–й способ поворота), передней части рамы относительно задней (2–й способ поворота), максимальной угловой скорости забегающего борта при скорости отстающего борта, равной нулю (3-й способ поворота), или изменение направления вращения бортов в разные стороны (4–й способ поворота)
Слайд 13Внешний габаритный радиус поворота (Rгmax) - расстояние, замеряемое для тех
же условий, что и Rmin до точки машины, наиболее удаленной
от мгновенного центра поворота (например, навесного рабочего оборудования, стрелы крана, противовеса и т.д.).
Слайд 14Внутренний габаритный радиус поворота (Rгmin) - расстояние до точки, наиболее
приближенной к мгновенному центру поворота.
Радиусы Rmin, Rгmax, Rгmin характеризуют площадь,
необходимую для маневрирования и разворота машины.
Слайд 15Поворотная ширина машины по следу колес (Вп) определяется как разность
самого большого и самого малого радиусов поворота по осям следов
соответствующих колес или гусениц (наиболее удаленных и наиболее приближенных к мгновенному центру поворота).
Слайд 16Габаритная полоса движения (Вг) – полоса поворота, определяемая как разность
радиусов поворота точек, наиболее удаленных и наиболее приближенных к мгновенному
центру поворота, т.е. Вг = Rгmax- Rгmin.
Слайд 17Способы поворота дорожных машин
1-й способ – путем изменения положения управляемых
колес в горизонтальной плоскости относительно рамы машины;
2-й способ - путем
изменения положения в горизонтальной плоскости одной части машины относительно другой (шарнирно-сочлененные конструкции);
3-й способ – путем изменения крутящих моментов и скоростей вращения, подводимых к колесам или гусеницам отстающего или забегающего бортов;
4-й способ – путем сочетания трех первых вариантов
Слайд 181-й способ поворота Автогрейдер. Мгновенный центр поворота (0) определяется как
точка пересечения перпендикуляров, восстановленных к оси машины в центре задней
тележки автогрейдера и к оси колеса при максимальном значении угла поворота αm.
Слайд 192-й способ поворота
Одноковшовый
колесный
фронтальный
погрузчик с
шарнирно-
сочлененной
рамой
Слайд 203-й способ поворота
Бульдозер
на гусеничном
промышленном
тракторе, с
механизмом
поворота,
основанном на
регулировании
скоростей перематывания
гусениц.
Слайд 214-й способ поворота
Автогрейдер
С шарнирно-сочлененной
рамой и передними
управляемыми колесами.
Слайд 22
ПОКАЗАТЕЛИ МАНЕВРЕННОСТИ
1. Центр поворота — точка, вокруг которой выполняется поворот
постоянного радиуса;
2. Диаметр поворота — диаметр наибольшей из окружностей, описываемых
центрами контакта шин с поверхностью испытательной площадки при выполнении машиной возможно более крутого поворота;
3. Радиус поворота — половина диаметра поворота
Слайд 23
1- габаритный диаметр поворота машины; 2- внутренний диаметр поворота по
шинам; 3- см. чертеж 2; 4- крайняя внешняя точка машины
с рабочим оборудованием; 5- диаметр поворота; 6- радиус поворота; 7- внешний диаметр поворота по шинам; 8- центр поворота
Слайд 244. Габаритный диаметр поворота машины — диаметр наименьшей из окружностей,
описываемых крайними внешними точками проекции машины и ее рабочего оборудования
при выполнении возможно более крутого поворота .
5. Внешний и внутренний диаметры поворота по шинам —
диаметры окружностей, первую из которых описывает самая дальняя от центра поворота точка нижней (нагруженной) части вертикального сечения шины внешнего колеса, а вторую - ближайшая к этому центру точка внутреннего колеса при выполнении
машиной возможно более крутого поворота.
Слайд 26
6. Ширина полосы безостановочного разворота -минимальная ширина дороги, вмещающей следы
шин машины при выполнении разворота на 180° без остановки
Слайд 27
1 — погрузчик с передними
управляемыми колесами;
2-ширина полосы
безоста-
новочного разворота
(d1-d2);
3- погрузчик с задними
управляемыми колесами;
4- шарнирно-сочлененный
погрузчик (и погрузчик с
четырьмя управляемыми
колесами)
Слайд 287. Определение указанных диаметров расчетным путем по измеренным длинам отрезков,
соединяющих три точки, расположенные по окружности примерно на равном расстоянии
друг от друга
Слайд 29
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСТ 27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управления
колесных машин.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Система рулевого управления - система, включающая все
элементы машины, участвующие в управлении поворотом машины.
Аварийная система рулевого управления - резервная система, используемая для поворота машины в случае отказа рабочего энергетического источника (источников) системы рулевого управления или в случае остановки двигателя
Слайд 30
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ
Испытания систем рулевого управления проводятся в коридорах, имеющих ровную
поверхность с уплотненным или твердым покрытием и уклоном не более
3% в любом направлении.
Испытательный коридор для машин,
предназначенных для движения по дорогам имеет вид:
Слайд 31А= 14 м; В в 1,75 раза больше
диаметра окружности
пово-
рота по следу колес или 22 м
(в зависимости от
того, какой
размер больше); С- в два раза
больше максимальной колес-
ной базы или15 м(в зависи-
мости от того, какой размер
меньше); D - в 2,5 раза боль-
ше максимальной ширины по
шинам; Е – в 1,25 раза боль-
ше максимальной ширины по
шинам; 1- финиш; 2- участок
№3; 3- участок №2; 4- участок №1;
5- старт.
Слайд 32
ИСПЫТАНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проводятся:
1.)Испытания рабочей системы рулевого управления;
2.) Испытания аварийной системы
рулевого управления для машин, предназначенных для движения по дорогам
Слайд 33Испытания быстродействия аварийного рулевого управления
1- перпендикуляр к первоначаль-
ному направлению
движения;
2- первоначальное направление
движения; 3- положение
А передней оси
в момент
начала перемещения командного
органа ( для машин, предназ-
наченных для движения по
Дорогам);
4- внешняя линия следа колес
Слайд 34АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МАШИН, предназначенных для движения по
дорогам
Альтернативный
испытательный
маршрут - это
окружность
поворота машины
диаметром 24
м
Слайд 35Схема определения экспериментальных
показателей маневренности
Слайд 36
Замеряемые параметры для второго способа поворота (погрузчик с шарнирно-сочлененной рамой)
При
втором способе поворота замеряются :
l1 - расстояние (в горизонтальной плоскости)
от оси шарнира поворота до оси передних колес ;
l2- расстояние (в горизонтальной плоскости) от оси шарнира поворота до оси задних колес;
K- колея машины;
e- расстояние от кромки рабочего органа машины до центра переднего колеса (в горизонтальной плоскости) параллельно оси передних колес ;
Слайд 37
Замеряемые параметры для второго способа поворота (погрузчик с шарнирно-сочлененной рамой)
d-
расстояние (в горизонтальной плоскости) от оси передних колес до внешней
кромки рабочего органа в транспортном положении ;
m - расстояние (в горизонтальной плоскости) от продольной оси внутреннего заднего колеса до кромки выступающей части корпуса;
Слайд 38
Замеряемые параметры для второго способа поворота (погрузчик с шарнирно-сочлененной рамой)
Lмгп
- максимальный ход штока гидроцилиндра поворота погрузчика;
Lрп- расстояние между
осями крепления штока гидроцилиндра поворота к передней части корпуса и шарнира поворота машины.
Слайд 39Форма таблицы замеряемых параметров
Максимальный угол поворота