Разделы презентаций


РУССКИЙ ЯЗЫК. 9А. 14.04.20

Содержание

ВЫПИШИТЕ ГРУППАМИ ТОЛЬКО ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ.ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ К ВЫПИСАННЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ.Самостоятельные части речиИмя существительноеИмя прилагательноеИмя числительноеМестоимениеГлаголНаречиеПредикатив (слова категории состояния)ПричастиеДеепричастиеСлужебные части речиПредлогСоюзЧастицамодальные словамеждометия (и звукоподражательные слова)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКИЙ ЯЗЫК. 9А. 14.04.20
ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9А. 14.04.20ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ.

Слайд 2ВЫПИШИТЕ ГРУППАМИ ТОЛЬКО ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ТАК

НАЗЫВАЮТСЯ.


ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ К ВЫПИСАННЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя

числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Предикатив (слова категории состояния)
Причастие
Деепричастие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
модальные слова
междометия (и звукоподражательные слова)

ВЫПИШИТЕ ГРУППАМИ ТОЛЬКО ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ.ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ К ВЫПИСАННЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ.Самостоятельные части

Слайд 3Морфологические признаки ИМЕННЫХ частей речи

Морфологические признаки ИМЕННЫХ частей речи

Слайд 4ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Предметом в грамматике называют всё то,

о чём можно спросить кто это? что это?
Книга делает человека хозяином вселенной.
(П.Павленко)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕИмя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?Предметом в грамматике

Слайд 5Морфологические признаки имени существительного
Собственные и

нарицательные
Названия отдельных лиц, единичных предметов.
1.Фамилия, имена, отчества.
2.Названия газет, журналов, художественных,

музыкальных произведений, картин.
3.Клички животных.
4.Географические названия.
5.Астрономические названия. 6.Названия движущихся средств.
7.Названия заводов, фабрик, концернов и т.д.
8.Исторические события.

Общее название для всех однородных предметов и явлений:
Аппарат, камыш, конференция, дождь, дерево, тетрадь, книга.








Морфологические признаки имени существительного     Собственные и нарицательныеНазвания отдельных лиц, единичных предметов.1.Фамилия, имена, отчества.2.Названия

Слайд 6Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленные

Служат названиями людей, животных и

отвечают на вопрос
КТО?
Человек, собака, птица






Неодушевленные

Служат названиями неживых предметов,

а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос
ЧТО?
Книга, дерево, тетрадь
А также: группа, народ, стая, молодёжь, детвора

Имена существительные одушевленные и неодушевленные ОдушевленныеСлужат названиями людей, животных и отвечают на вопрос КТО? Человек, собака, птицаНеодушевленныеСлужат

Слайд 7Род имён существительных
Мужской род.
Отвечает на вопрос:
Он мой
человек, стол, шампунь, рельс,

тюль, толь, рояль, Красноярск
овощ


Женский род
Отвечает на вопрос: она моя
Ученица, книга,

вуаль,
мозоль, молодёжь, олимпиада, герань




Средний род
Отвечает на вопрос: оно моё
искусство,
заседание,
повидло, торжество,
плиссе,




Общего рода
Обозначают качества людей, профессию:
умница,
задира, плакса,
врач,
архитектор


Род имён существительныхМужской род.Отвечает на вопрос:Он мойчеловек, стол, шампунь, рельс, тюль, толь, рояль, КрасноярсковощЖенский родОтвечает на вопрос:

Слайд 8Склонение имён существительных
1 склонение
Сущест.
мужского и женского рода с окончаниями а-я:
Мама,

дядя, книга, деревня
2 склонение
Сущест.
Мужского
рода с[]
окончан.
и среднего рода с
о-е:
окно, море,

стол

3 склонение
Существ.
Женского рода с ь:
дочь, мышь, печь, ночь, рожь




Несклоняемые:
Ср.р. На о-е: депо, реле;
М.р. кенгуру, пенальти,мусье,
Ж.р. мадам, кольраби


Разносклоняемые:
10 сущ. ср. рода на
-мя:
бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя,, +
м.р. путь


Склонение имён существительных1 склонениеСущест.мужского и женского рода с окончаниями а-я:Мама, дядя, книга, деревня2 склонениеСущест.Мужскогорода с[]окончан.и среднего рода

Слайд 9Число имён существительных
Существительные, имеющие только форму единственного числа
1.Названия множества

одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодёжь, детвора, листва, учительство.
2.Название

предметов с вещественными значением: асфальт, бензин, свёкла каучук, молоко, сталь, рожь чай.
3.Названия качества или признака: белизна, злоба, красота, молодость, чернота.
4.Названия действия или состояния: косьба, доставка, беготня ,изумление, чтение.
5.Собственные имена в качестве единичных предметов: Москва, Волга, Пушкин.
6. Слова: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя,,

Существительные, имеющие только форму множественного числа

1.Названия составных и парных предметов: брюки, ворота, качели, ножницы, очки, часы.
2.Названия материалов: белила, дрожжи, духи, консервы, макароны, обои, опилки, сливки, тефтели, чернила.
3.Названия промежутков времени, игр:
каникулы, сутки, будни, шахматы.
4.Название сложных действий и состояния природы: хлопоты, выборы, заморозки, сумерки.
5.Некоторые географические названия: Карпаты, Жигули, Афины, Альпы, Холмогоры

Число имён существительныхСуществительные, имеющие только форму единственного числа 1.Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодёжь, детвора,

Слайд 101 склонение
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Страна,

юноша, земля , семья, лекция

Р.П. Страны, юноши, земли, семьи, лекции

Д.П.

Стране, юноше, земле, семье, лекции

В.П. Страну, юношу, землю, семью, лекцию

Т.П. Страной(-ою), юношей (-ою), землёй
(-ёю), семьёй(-ёю), лекцией(-ею)

П.П. □о(об) стране, юноше, земле, семье, лекции

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Страны, юноши, земли, семьи, лекции

Р.П. Стран[],юношей ,земель[], семей, лекций

Д.П. Странам, юношам, землям, семьям,
лекциям
В.П. Страны, юношей ,земли, семьи, лекции

Т.П. Странами, юношами, землями, семьями, лекциями

П.П. о(об) странах, юношах, землях, семьях, лекциях

1 склонение       ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛОИ.П. Страна, юноша, земля , семья, лекцияР.П. Страны,

Слайд 112 склонение




ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Ученик[], завод[],конь[],дело, поле

гений, собрание
Р.П. Ученика, завода, коня, дела, поля,

гения, собрания
Д.П. Ученику, заводу, коню, делу, полю гению, собранию
В.П. Ученика, завод[], коня, дело, поле гения, собрание
Т.П. Учеником, заводом, конём, делом полем, гением, собранием
П.П. О(об) Ученике, заводе, коне, деле,поле, гении, собрании

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Ученики, заводы, кони, дела, поля
гении, собрания
Р.П. Учеников, заводов, коней, дел[],
полей, гениев, собраний
Д.П. Ученикам, заводам, коням, делам, полям, гениям, собраниям
В.П. Учеников, заводы, коней, дела, поля, гениев, собрания
Т.П. Учениками, заводами, конями, делами,полями,гениями,собраниями
П.П. О(об)учениках, заводах, конях,
делах, полях, гениях, собраниях

2 склонение  ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛОИ.П. Ученик[], завод[],конь[],дело, поле     гений, собраниеР.П. Ученика, завода, коня,

Слайд 123 склонение
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Лошадь[], ночь[], мать[], дочь[]

Р.П. Лошади, ночи,

матери, дочери

Д.П. Лошади, ночи, матери, дочери

В.П. Лошадь[], ночь[], мать[],

дочь[]

Т.П. Лошадью, ночью, матерью, дочерью

П.П. (О) лошади, ночи, матери, дочери

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

И.П. Лошади, ночи, матери, дочери

Р.П. Лошадей, ночей, матерей, дочерей

Д.П. Лошадям, ночам, матерям, дочерям

В.П. Лошадей, ночи, матерей, дочерей

Т.П. Лошадями, ночами, матерями, дочерями
П.П. (о) лошадях, ночах, матерях, дочерях


3 склонениеЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО И.П. Лошадь[], ночь[], мать[], дочь[]Р.П. Лошади, ночи, матери, дочери Д.П. Лошади, ночи, матери, дочериВ.П.

Слайд 13Множественное число
Именительный падеж
С окончанием –а(я)
Директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кителя,

обшлага, тополя, округа, ордера, острова, отпуска, паспорта, адреса, сорта, якоря
С

окончанием –ы(и) Бухгалтеры, выборы, инженеры, торты, конструкторы, фронты, шофёры, редакторы, лекторы
корректоры, ораторы, офицеры, гербы
Множественное числоИменительный падежС окончанием –а(я)Директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кителя, обшлага, тополя, округа, ордера, острова, отпуска, паспорта,

Слайд 14Родительный падеж
Мужской род
Апельсины – апельсинов Мандарины – мандаринов
Помидоры – помидоров
Грамм

– граммов
Носки – носков
Ботинки – ботинок
Метры – метров
Гектары – гектаров
Башкиры

– башкир
Бои – боёв
Соловьи – соловьёв
Оладьи – оладий
Судьи – судей
Противень – противней
Чулки – чулок
Цыгане – цыган


Средний род

Блюдца – блюдец
Решения – решений
Ружьё – ружей
Полотенца – полотенец
Запястья – запястий
Полотна – полотен
Заявления – заявлений
Облака – облаков
Устья – устьев
Ущелья – ущелий
Кольца – колец
Яблоки – яблок
Войска – войск
Места – мест
Дела – дел
Стёкла - стёкол





Родительный падежМужской родАпельсины – апельсинов Мандарины – мандариновПомидоры – помидоровГрамм – граммовНоски – носковБотинки – ботинокМетры –

Слайд 15ИМЯ прилагательное
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей?
Колокольчики

мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые.
(А.К.Толстой

ИМЯ прилагательноеОбозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня,

Слайд 16Разряды прилагательных
Качественные
1.Имеют степени сравнения;
2.Имеют краткую форму;
3.Могут сочетаться с наречиями очень;
4.Образуют

сложные прилагательные (белый-белый);
5.Могут образовывать слова с приставкой не-;
6. Можно подобрать

антоним, синоним.
7.Серый-серенький
8.Образуют наречия на о-е

Относительные
1.Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных;
2.Обозначают: материал, количество, место, время, назначение, вес, длину, меру;
3.Указывают на отношение одного предмета к другому (медный таз – таз из меди)


Притяжательные:
Обозначают принадлежность чего-либо лицу (отцов дом), или животному (медвежья берлога), отвечают на вопросы: чей? Чья? Чьё? Чьи?
Изменяются по падежам, числам и родам.



Разряды прилагательныхКачественные1.Имеют степени сравнения;2.Имеют краткую форму;3.Могут сочетаться с наречиями очень;4.Образуют сложные прилагательные (белый-белый);5.Могут образовывать слова с приставкой

Слайд 17Степени сравнения
Сравнительная
Сравнительная
Превосходная
Простая:
Я теперь
скромнее стал в желаньях






СоставнаяЭто был более твердый звук,

нежели предыдущий





Простая:
Ему известен был до малейших подробностей каждый кусочек берега

Составная
Утро

– самый тихий час суток






Степени сравненияСравнительнаяСравнительнаяПревосходнаяПростая:Я теперьскромнее стал в желаньяхСоставнаяЭто был более твердый звук, нежели предыдущийПростая:Ему известен был до малейших подробностей

Слайд 18Полная и краткая форма
Полная
Закружилась листва золотая в розоватой воде на

пруду.
Бывают согласованными определениями или входят в состав составного именного сказуемого.

Изменяются по числам, родам и падежам.

Краткая

Облетевший тополь серебрист и светел.

Употребляются только как сказуемые.
Изменяются по числам и родам

Полная и краткая формаПолнаяЗакружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.Бывают согласованными определениями или входят в состав

Слайд 19Местоимение
Указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их.
Бой

прекратился через час. Он иногда ещё вспыхивал то здесь, то

там.
(К.Симонов)
МестоимениеУказывает на предметы, признаки и количества, но не называя их.Бой прекратился через час. Он иногда ещё вспыхивал

Слайд 20Разряды местоимений
Личные:
Я, ты, он, она,
оно, мы, вы,
Они


Возвратное
Себя






Относите
льные:
Кто, что,
Какой,
Чей, который, каков,

Вопроси
тельные:
Кто?,

что?,
Какой?,
Чей?, который?
Каков?
Неопределён
ные: Некто, нечто,несколько кое-кто,
кто-то,какой-либо,сколько-то
сколько-нибудь

Отрицатель
ные:
никто, ничто, никакой,ничей некого, нечего



Притяжательные:

мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их



Указательные:
тот, этот, такой, таков, столько




Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Разряды местоименийЛичные:Я, ты, он, она,оно, мы, вы,ОниВозвратноеСебяОтносительные:Кто, что,Какой,Чей, который, каков,Вопросительные:Кто?, что?,Какой?,Чей?, который?Каков?Неопределённые: Некто, нечто,несколько кое-кто,кто-то,какой-либо,сколько-тосколько-нибудьОтрицательные: никто, ничто,

Слайд 21 Имя числительное
Обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов

при счёте.
4 ноября – День Народного единства.
Школьники посадили тридцать пять

кустов смородины.
Дважды два – четыре.
Имя числительноеОбозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.4 ноября – День Народного единства.Школьники

Слайд 22Отличие числительных от других частей речи
1. Имя существительное:
Кто? Что? –

тройка (лошадей);
Пятёрка (за ответ);
Сотня (тетрадей)


Имя числительное:
Сколько? – три (товарища);
Семь (тетрадей);

сто (дней);
Второй (год); третий (месяц); пятый (дом); десятый (класс)












2. Имя прилагательное:
Какая? – двойная (подкладка);
Пятилетний (план);
Семидневный (поход );
Сторублёвая (купюра)

3. Глагол:
Что делать? Что сделать?
Удвоить (усилия);
Утроить (энергию)

Отличие числительных от других частей речи1. Имя существительное:Кто? Что? – тройка (лошадей);Пятёрка (за ответ);Сотня (тетрадей)Имя числительное:Сколько? –

Слайд 23Значение и грамматические признаки имён числительных
Количественные
Порядковые
Обозначают количество или число и

отвечают на вопрос Сколько?
Один, двадцать пять, шестьсот
Обозначают порядок предметов при

счёте и отвечают на вопрос
Какой?
Первый, двадцать пятый

Простые и составные
Семь, восьмой; двадцать один,
двадцать девятый

Значение и грамматические признаки имён числительныхКоличественныеПорядковыеОбозначают количество или число и отвечают на вопрос Сколько?Один, двадцать пять, шестьсотОбозначают

Слайд 24Разряды количественных числительных

Целые числа:

Три рубля
Сорок деревьев
Восемьдесят два
года
Семьсот шестьдесят пятый
Ученик






Дробные

числа:

Две трети пути
Одна десятая секунды
Три пятых километра
Одна четвёртая метра







Собирательные числительные:

Двое

суток
Четверо учеников
Пятеро медвежат
Трое ножниц


Оба мальчика -
обоих мальчиков
Оба яблока – обоих яблок
Обе девочки –
обеих девочек



Разряды количественных числительных Целые числа:Три рубляСорок деревьевВосемьдесят двагодаСемьсот шестьдесят пятыйУченикДробные числа:Две трети путиОдна десятая секундыТри пятых километраОдна

Слайд 26Тренируемся
1.упр.378(только морфологические разборы письменно, знаки расставить – устно),
2.упр.380 (на

выбор: I или II),
3.упр.387.
4.упр.394 – выписать местоимения, раскрыв скобки, обозначить

орфограмму.
Это выполненное задание скидываем на почту к среде.
Тренируемся 1.упр.378(только морфологические разборы письменно, знаки расставить – устно),2.упр.380 (на выбор: I или II),3.упр.387.4.упр.394 – выписать местоимения,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика