Слайд 1Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
Слайд 2На что обратить внимание
при диагностике
Поведение
Отношение к обследованию
Установление контакта
Нацеленность на
восприятие предлагаемого материала
Особенности внимания
Особенности памяти
Особенности речи
Слайд 3Нарушения при ЗПР
психогенного генеза
Нарушения эмоционально-волевой сферы
Снижение работоспособности
Несформированность произвольной регуляции
поведения
Трудности в овладении навыками самообслуживания
Трудности в овладении трудовыми и учебными
навыками
Нарушения во взаимоотношениях с окружающим миром:
-не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми
-неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой
обстановке
-неумение следовать правилам поведения в социуме
Слайд 4Что диагностировать
В связи с нарушениями при
ЗПР психогенного характера, необходимо провести диагностику:
Эмоционально-волевой сферы
Детско-родительских отношений
Индивидуальных особенностей ребёнка
А также провести наблюдение за поведением ребёнка на занятиях, в игровой деятельности, использованием трудовых навыков, навыков самообслуживания, общением с детьми и взрослыми.
Слайд 5Диагностика
эмоционально-волевой сферы
«Тест тревожности» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.
Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для
него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Методика «Паровозик» С.В. Велиевой. Цель: определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинках. Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель: Изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональные состояния других людей и свое собственное, каким образом они выражают свои эмоции.
Сказка «Новость». Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Слайд 6Диагностика
эмоционально-волевой сферы
Сказка «Страх». Цель: диагностика страхов ребенка
Опросник Лаврентьева Г.П.,
Титаренко « Уровень тревожности»
Методика диагностики детских страхов (Захаров)
«Тест Лесенка»
В.Г.Щур. Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Слайд 7Диагностика
детско-родительских отношений
“Тест-опросник родительского отношения”, А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.
Графический
тест “Рисунок семьи”, Шапарь В.Б.
Методика “Семья в будущем”, Г.Я.Кудрина.
Цель: выявление тенденций к изменению существующих в семье отношений.
Проективная методика «Три дерева», Э.Клессман. Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Родительское сочинение “Портрет моего ребенка”, Столин В.В., Тащевой А.И. Цель: Изучение характера детско-родительских отношений.
Методика “Типовое семейное состояние”, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Цель: выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье.
Слайд 8Диагностика
детско-родительских отношений
Тест “Сказка”, Л. Дюсс. Цель: выяснить, не возникнут
ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка,
но в то же время существуют в нем.
Интервью “Волшебный мир”, Л. Д. Столяренко. Цель: изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка.
Слайд 9
Тест “Кактус”, М. А. Панфилова. Цель: выявление состояния эмоциональной сферы
ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Тест “Несуществующее животное”,
М.3. Друкаревич.
Проективный тест “Человек под дождем”, Е. Романовой и Т. Сытько.
Исследование индивидуальных особенностей ребенка
Слайд 10ЛИТЕРАТУРА
1.Борякова Н.Ю.Ранняя «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического
развития у детей. Учебно-методическое пособие Москва,издательство «Гном-Пресс»,2002.
2.Велиева С.В. Диагностика психических
состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь.
3.Лебединский В.В. «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте». Москва,издательский центр кадемия.
4. Сакович Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии. Минск 2003.
5.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А."Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995.