Слайд 1Дипломная работа на тему
«Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков в
процессе предшкольной подготовки»
Слайд 2Цель исследования
Добавьте сюда объект и предмет
выявление психолого-педагогических условий развития
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Слайд 3Гипотеза исследования
процесс развития коммуникативных навыков у детей
6-7 лет будет успешным при следующих условиях:
1) формирование чувства общности с группой;
2) поддержание чувства успешности в процессе общения;
3) организация сотрудничества, взаимодействия между детьми; формирование умения согласовывать действия, понимать и интерпретировать поведение, использовать вербальные и невербальные формы коммуникации
Слайд 4Задачи исследования
Проанализировать основные направления психологических и педагогических исследований по проблеме
изучения и формирования коммуникативных навыков у детей в процессе предшкольной
подготовки.
Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе предшкольной подготовки.
Оценить степень эффективности разработанной системы мер и выдвинутых психолого-педагогических условий по развитию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Слайд 5Диагностический инструментарий
1. Методика «День рождения» (Г. Р. Хузеевой)
2. Методика
«Горошина» (Г. Р. Хузеевой)
3. Методика «Раскраска» (Г. Р. Хузеевой)
Слайд 6Методика «День рождения»
Рисунок 1 – Данные о распределении испытуемых по
статусным категориям
Слайд 7Методика «День рождения»
Рисунок 2 – Данные о распределении испытуемых по
уровням удовлетворенности своими отношениями
Слайд 8Методика «Горошина»
Рисунок 3 – Данные о распределении испытуемых по уровням
согласованности действий и чувствительности к воздействиям сверстника
Слайд 9Методика «Раскраска»
Рисунок 4 – Данные о распределении испытуемых по уровням
межличностного отношения к сверстникам
Слайд 10Задачи программы
развитие навыков восприятия и интерпретации поведения сверстников;
формирование навыков
использования вербального и невербального взаимодействия.
Слайд 11Принципы
принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса,
принцип учета ведущей
деятельности ребенка (игровой),
принцип структурно-динамической целостности развития,
этический принцип.
Слайд 12Этапы работы по программе
Подготовительный этап
Задача: помочь детям уточнить и обогатить представления детей о
себе и сверстниках, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек, что является непременным условием формирования чувства общности с группой
Основной этап
Задача: создание условий для поддержания чувства успешности в процессе общения
Завершающий этап
Задача: формирование навыка работы в команде
Слайд 13Методика «День рождения»
Таблица 1 – Динамика изменения статусных категорий у
испытуемых
Слайд 14Методика «День рождения»
Таблица 2 – Динамика развития удовлетворенности своими отношениями
Слайд 15Методика «Горошина»
Таблица 3 – Динамика развития согласованности действий и
чувствительности к воздействиям сверстника у испытуемых
Слайд 16Методика «Раскраска»
Таблица 4 – Динамика развития межличностного отношения испытуемых
к сверстникам у испытуемых
Слайд 17Итоги экспериментальной работы
Таблица 5 – Динамика развития коммуникативных навыков у
испытуемых
Слайд 18Заключение
1. Выдвинутая нами гипотеза, что процесс развития
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет будет успешным при условиях
формирования чувства общности с группой; поддержания чувства успешности в процессе общения; организации сотрудничества, взаимодействия между детьми; формирования умения согласовывать действия, понимать и интерпретировать поведение, использовать вербальные и невербальные формы коммуникации.
После проведенной нами работы по программе развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет в экспериментальной группе произошли позитивные изменения: дети стали более внимательны и доброжелательны к сверстникам; научились согласовывать свои действия с действиями сверстника и стали более чувствительными к воздействиям сверстника; отмечено качественное улучшение межличностного отношения испытуемых к сверстникам; повысился уровень развития коммуникативных навыков в целом по группе. Полученные в ходе использования разработанной нами программы развития коммуникативных навыков результаты подтверждены методами статистической обработки.
Слайд 19Заключение
2. Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная
в исследовании программа развития коммуникативных навыков может быть использована педагогами
и психологами дошкольного образовательного учреждения в своей работе.
3. Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. С учетом того, что в предшкольный период у детей основным является игровая деятельность, а в школе начинается серьезная учебная деятельность, в перспективе исследования могут быть посвящены развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в сочетании игровой и учебной деятельности.