Слайд 2Дисгармоническое психическое развитие – это тип дизонтогенеза, основой которого является
врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в
эмоционально-волевой сфере.
Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности.
Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка при первично сохранном интеллекте.
Слайд 3Типы дисгармоничного развития:
Экстрапунитивный тип.
Интрапунитивный тип.
Дисгармония, связанная с недостаточностью психического тонуса
(апатический тип).
Слайд 4Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития.
Наиболее типичные диагнозы:
для детского возраста: «формирование личности
по истерическому типу», «характерологические и патохарактерологические реакции»;
для подросткового возраста: «психопатия
возбудимого типа», «характерологические и патохарактерологические реакции», «патологическое формирование личности», «истерический невроз», «вызывающее оппозиционное расстройство».
Слайд 5Для детей данного типа характерно:
Достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от
нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративного негативизма.
В дошкольном возрасте игра развернутая,
драматизированная, с бурным фантазированием.
Высокие притязания на успех, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим.
Достаточная ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии собственно эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям.
Уровень сформированности произвольной регуляции собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а иногда даже развит выше, чем в среднем по возрасту.
Достаточная работоспособность, но пресыщаемость однотипной деятельностью, что часто и вызывает демонстративные, агрессивные и протестные реакции.
Несколько сниженная критичность к своему поведению.
В целом достаточный общий уровень познавательного развития.
Слайд 6Основной формой работы с детьми данного типа является психокоррекционная /
психотерапевтическая помощь с целью гармонизации аффективной сферы, телесно-ориентированной практики, семейной
психотерапии.
Ведущим специалистом в данном случае следует считать психолога или психотерапевта.
При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию необходимо привлечение врача-психиатра.
Слайд 7Интрапунитивный тип дисгармоничного развития
Наиболее типичные диагнозы:
для детей младшего возраста: «формирование
личности по тормозимому типу», «невротическое развитие личности», «расстройства привычек и
влечений детского возраста»; «астено-невротический синдром»;
для подросткового возраста: «невроз навязчивых состояний», «психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, «расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов», «смешанные расстройства поведения и эмоций», «эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста», «другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Слайд 8Для детей данного типа характерно:
Робость, неуверенность в себе, мнительность. Внешне
они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью».
Невысокий фон настроения и
часто сниженные показатели общей психической активности.
Самостоятельная игра может быть очень творческой, развернутой, полностью соответствовать возрастным параметрам и даже превышать их. Но при совместной игре с другими детьми такой ребенок часто теряется, становится неуверенным, не может настоять на своем.
Достаточно высокая произвольная регуляция поведения, функции программирования и контроля собственной деятельности, рефлексии при недостаточной регуляция межличностных взаимодействий.
Сверхкритичность к результатам своей деятельности.
Работоспособность ниже возрастных показателей - за счет соматической ослабленности, недостаточности уровня психической активности в целом.
В целом соответствие возрасту показателей когнитивного развития . Однако продуктивность познавательной деятельности у одного и того же ребенка может значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого, эмоционального состояния и общего уровня психической активности ребенка.
Слайд 9Основной формой работы с детьми данного типа является психокоррекционная /
психотерапевтическая помощь с целью гармонизации системы аффективной регуляции, создание ситуации
успеха и принятия в широком смысле этого слова. Не менее важной является и психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окружением ребенка.
Ведущим специалистом следует считать психолога или психотерапевта.
При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию необходимо привлечение врача-психиатра.
Слайд 10Дисгармония, связанная с недостаточностью психического тонуса (апатический тип).
Наиболее выраженные проявления
этого типа развития наблюдаются в предпод-ростковом и подростковом периоде.
В дошкольном
и младшем школьном возрастах данный тип имеет стертую, чрезвычайно «смазанную» симптоматику.
Слайд 11Для детей данного типа характерно:
Вялость, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных
интересов, опустошенность.
Безразличие как к результатам собственной деятельности, так и к
их оценке.
В некоторых случаях возможные проявления негативистичных и протестных реакций. Однако это «пассивный» негативизм.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот тип развития проявляется в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования.
Грубое снижение жизненного тонуса за счет выраженной недостаточности всей системы аффективной тонизации.
Одновременное пресыщение и в то же время длительное, монотонное, «безэмоциональное» и механическое выполнение какого-либо задания.
Слайд 12Вопрос о возможной развивающей и коррекционной работе должен решаться совместно
с психиатром, как ведущим в этом случае специалистом.
В то
же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической коррекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.
Слайд 13Рекомендуемая литература
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-изд. Центр
консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения
у подростков. клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005
Клейберг Ю.А. ПРАКТИКУМ ПО ДЕВИАНТОЛОГИИ. – СПб.: Речь, 2007.
Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М., 2001.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков –Л., 1991.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
Мамайчук И.И. Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь, 2010.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.(библиотека психолога-практика) – М.: АРКТИ, 2005.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. (библиотека психолога-практика) –М.: АРКТИ, 2000.
Фурманов И.А. Агрессия и насилие. диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007.