Разделы презентаций


ДИСГРАФИЯ Нарушение письменной речи презентация, доклад

Содержание

Частичное специфическое нарушение процесса письма (проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо).Дисграфия –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ДИСГРАФИЯ

Нарушение

письменной
речи



ДИСГРАФИЯ         Нарушение

Слайд 2Частичное специфическое нарушение процесса письма (проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках,

обусловленное отклонениями в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые


обеспечивают письмо).

Дисграфия –
(«графо»-пишу, «дис»- расстройство)

Частичное специфическое нарушение процесса письма (проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями в деятельности тех анализаторов и

Слайд 3Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех

анализаторов.
графема
фонема
кинема
артикулема

Процесс  письма  обеспечивается согласованной работой  четырех    анализаторов.графемафонемакинемаартикулема

Слайд 4Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только

на основе достаточно высокого уровня ее развития
Письмо — это сложная форма

речевой деятельности, многоуровневый процесс.


Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развитияПисьмо —

Слайд 5Операции процесса письма (А.Р.Лурия. «Очерки психофизиологии письма»):
1. Замысел или программа

письма
Осознать задачу письма
Мысленное составление плана письменного высказывания, смысловой программы, определение

общей последовательности мысли.
Соотнесение начальной мысли с определенной структурой предложения
Контролировать реализацию программы на протяжении письма.
( программирование осуществляется в лобных долях)

Совместная деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов.


Операции процесса письма (А.Р.Лурия. «Очерки психофизиологии письма»): 1. Замысел или программа письмаОсознать задачу письмаМысленное составление плана письменного

Слайд 62. Членение предложения на составляющие его слова.
3. Анализ звукового

состава слова, подлежащего записи.
( определение последовательности звуков в слове)

(проговаривание).
4. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы.
(уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки –фонемы


Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции

2. Членение предложения на составляющие его слова. 3. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. ( определение последовательности

Слайд 75.Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движения руки

зрительного образа буквы:
5а - перевод фонем (слышимых звуков) в оптические

образы (буквы)

Осуществляется с участием зрительного анализатора, пространственных представлений

5б - « Перевод оптических образов в кинетические» (кинемы)

Осуществляется с участием двигательного анализатора

5.Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы:5а - перевод фонем (слышимых

Слайд 8Операции процесса письма
Кинестетический контроль

Зрительный контроль и чтение написанного

Операции процесса письма Кинестетический контрольЗрительный контроль и чтение написанного

Слайд 9Процесс письма осуществляется на основе определенных речевых и неречевых

функций:
Слуховой дифференциации звуков
Правильного произношения звуков
Языкового анализа и синтеза
Сформированности лексико-грамматической стороны

речи (словообразования и словоизменения)

Процесс письма осуществляется на основе  определенных речевых и неречевых функций:Слуховой дифференциации звуковПравильного произношения звуковЯзыкового анализа и

Слайд 10Неречевые функции
Восприятие (слуховое, зрительное)
Память
Внимание
Мышление
Психомоторика
Оптико-пространственные представления
Зрительный анализ и синтез

Несформированность какой-либо

из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.

Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное)ПамятьВниманиеМышлениеПсихомоторикаОптико-пространственные представленияЗрительный анализ и синтез Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение

Слайд 11Нарушения письма
Дисграфия (частичное)
Аграфия (полная неспособность)
Дизорфография
Эволюционная дисграфия

Нарушения письмаДисграфия (частичное)Аграфия (полная неспособность)ДизорфографияЭволюционная дисграфия

Слайд 12Причины нарушений письма
Несформированность многих ВПФ:
зрительного анализа и синтеза, пространственных

представлений,
слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза,
деления

предложения на слова (языкового анализа),
лексико-грамматического строя речи,
расстройства памяти, внимания,
сукцессивных и симультанных процессов,
эмоционально-волевой сферы.

Причины нарушений письма Несформированность многих ВПФ: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений,слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового

Слайд 13Причины нарушений письма
Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга

чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у

матери.
Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с:
- соматическими заболеваниями
- наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
- несформированность высших психических функций.

Причины нарушений письма Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией

Слайд 14 Как распознать дисграфию?

Типы специфических ошибок (ошибки не

связаны с незнанием грамматических правил !)

пропуск букв
«снки» - санки «кичат» - кричат
пропуск буквы на стыке слов
«ста»Л лакать «прилетае» Т _только зимой
пропуск слога, включающих одинаковые буквы
«наста» ЛА « ходи» ЛИ

Как распознать дисграфию?      Типы специфических

Слайд 15Перестановки букв и слогов
Чулан –»чунал»

зима – «зиам»
Вставки лишних букв
«шЕкола»,

« девочИка» , « ярЕче» «лаНмпа»
Двойное воспроизведение первой буквы
«аавгуст» «сскоро»
Разделение одного слова на части
«У ___ тюг» «о___ кно»
Слияние нескольких слов в одно
«детииграли»


Перестановки букв и слогов     Чулан –»чунал»    зима – «зиам»Вставки

Слайд 16Недописывание слов
«красн»ЫЙ -красный
Смешение по кинетическому

сходству
о-а

«бонт» «ураки»
б-д «людит»
и – у «прурода»
т – п «атрель» – апрель
Смешение по оптическому сходству
о-с у-д и-м
Недописывание слов    «красн»ЫЙ -красный Смешение по кинетическому сходству    о-а

Слайд 17 виды дисграфии

виды   дисграфии

Слайд 18О.А.Токарева: с т.зр. нарушенных анализаторов
Акустическая дисграфия (недифференцированность слухового воспрития, недостаточное

развитие звукового анализа и синтеза: смешения и пропуски, замены букв,

отражение неправильного произношения)
Оптическая дисграфия ( неустойчивость зрительных впечатлений и представлений: отдельные буквы не узнаются, не соотносятся со звуками – смешения рукописных букв (п-н, ц-щ, б-д….), зеркальное письмо)
Моторная дисграфия ( нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами: трудности движения руки во время письма )
О.А.Токарева: с т.зр. нарушенных анализаторовАкустическая дисграфия (недифференцированность слухового воспрития, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза: смешения и

Слайд 19 М.Е. Хватцев.
Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического

слуха (нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом – пропуски,

перестановки, замены букв, слияние двух слов в одно, пропуски слов…)
Дисграфия на почве расстройств устной речи
(«графическое косноязычие») (из-за неправильного звукопроизношения)
Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма

М.Е. Хватцев.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха (нарушение ассоциативных связей между зрением и

Слайд 20 М.Е. Хватцев.
Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма (недоразвитие фонематического

анализа и синтеза, искажения звукослоговой структуры слова - пропуски гласных,

слогов, окончаний)
Оптическая дисграфия (нарушения или недоразвитие оптических речевых систем в ГМ – нарушается формирование зрительного образа буквы, слова): литеральная дисграфия (зр.образ буквы), вербальная дисграфия (зр. образ слова)
Дисграфия при моторной и сенсорной афазии
(распад устной речи - замены и искажения структуры слова
М.Е. Хватцев.Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма (недоразвитие фонематического анализа и синтеза, искажения звукослоговой структуры слова

Слайд 21Классификация дисграфий
В основе – несформированность определенных операций процесса письма
(ЛГПИ

им. А.И.Герцена):
Артикуляторно-акустическая дисграфия;
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая)
Дисграфия на

почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Классификация дисграфийВ основе – несформированность определенных операций процесса письма (ЛГПИ им. А.И.Герцена):Артикуляторно-акустическая дисграфия;Дисграфия на основе нарушений фонемного

Слайд 221. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Пишет так, как  произносит,
отражает своё дефектное

произношение на письме,
опора на неправильное проговаривание.
Проявления: замены, пропуски букв, соответствующие

заменам и пропускам звуков в устной речи .
При дизартрии, ринолалии, полиморфной дислалии.



1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Пишет так, как  произносит,отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание.Проявления: замены,

Слайд 23 замена
Р-Л,

С-Ш,

Ж-З
Рак – лак стол – штол жук – зук
ковёр – ковёл скала – шкала кожа - коза
Щ-Ч Т-Ч
щенок – ченок тетрадь – чечрачь
Ц-С Ц-Т
цыплёнок – сыплёнок рукавицы - рукавиты
П-Б
бублик – пуплик (публик, буплик)

замена     Р-Л,

Слайд 24 2. Акустическая форма дисграфии.
Причина - нарушения фонемного распознавания, дифференциации

фонем.
Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на

слух , при норме произношения.
Проявления:
-замены букв (свистящие-шипящие, звонкие-глухие, аффрикаты – компоненты, входящие в их состав (ч-т, с-ц),
-неправильное обозначение мягкости согласных на письме
-Замены гласных в ударном положении
- Смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки (л-к, б-в…)

2. Акустическая форма дисграфии.Причина - нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически

Слайд 25Смешиваются следующие фонемы
обозначающие звонкие - глухие согласные


(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

Аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю)

Соноры ( Р – Л; й – Ль)

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Замена гласных: 0 –У («тОча» - туча) Е –И («лес» – лис)



Смешиваются следующие фонемыобозначающие звонкие - глухие  согласные

Слайд 26Операции процесса фонемного распознавания (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович,

Л. А. Чистович)
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое

разложение синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается проприоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.

Операции процесса фонемного распознавания  (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович)1. При восприятии осуществляется

Слайд 27Операции процесса фонемного распознавания (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович,

Л. А. Чистович)
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время,

необходимое для принятие решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом и затем принимается окончательное решение.
В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы.

Операции процесса фонемного распознавания  (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович)3. Слуховые и кинестетические

Слайд 28Причины замен букв (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева)
!!! в основе замен

букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность

слуховой дифференциации звуков.
В процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными.

Причины замен букв (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева)!!! в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит

Слайд 29Причины замен букв (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева)
В процессе письма дифференциация

звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов,

по представлению.

Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме.

Причины замен букв (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева)В процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе

Слайд 30Причины замен букв (Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко)

Исследовали нарушения письма

у умственно отсталых детей.
Вывод: при фонемном распознавании дети опираются на

артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

Причины замен букв (Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко) Исследовали нарушения письма у умственно отсталых детей.Вывод: при

Слайд 31Причины замен букв (Р.Беккер , А. Коссовский)
Основной механизм - трудности кинестетического

анализа.
Вывод: дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание)

во время письма (мало помогает проговаривание как во время слухового диктанта, так и при самостоятельном письме)
Исключение проговаривания во время письма у детей без дисграфии приводит к увеличению ошибок на письме в 8—9 раз.

Причины замен букв (Р.Беккер , А. Коссовский) Основной механизм - трудности кинестетического анализа. Вывод: дети с дисграфией

Слайд 32Причины замен букв (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова).

фонематическое недоразвитие,

несформированность представлений о фонеме,
нарушение операции выбора фонемы

Причины замен букв (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова).  фонематическое недоразвитие, несформированность представлений о фонеме, нарушение

Слайд 33Правильное письмо = достаточный уровень процессов различения и выбора фонем

(слуховой анализ + кинестетический анализ + операции выбора фонемы +слуховой

контроль + кинестетический контроль)

При нарушении любого составляющего – затруднения в целом процесса фонемного распознавания – появление замен букв на письме.

Правильное письмо = достаточный уровень процессов различения и выбора фонем (слуховой анализ + кинестетический анализ + операции

Слайд 34Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем)
Подвиды:
Акустическая
Кинестетическая
Фонематическая
(с учетом

нарушенных операций фонемного распознавания)

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем) Подвиды:АкустическаяКинестетическаяФонематическая(с учетом нарушенных операций фонемного распознавания)

Слайд 353. Дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

Причина – нарушение различных форм языкового анализа и синтеза
Проявления:
затруднения при делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза (деление слов на слоги, звуки) – искажения звуко-буквенной структуры слова и предложения.

3.     Дисграфия на почве нарушения

Слайд 36 ошибки анализа и синтеза
-Пропуски в словах согласных букв

при их стечении (диктант – «дикат»)
-Пропуски гласных букв (собака -«сбака»)
-

Перестановки букв (тропа – «прота»)
- Добавление букв (таскали – «тасакали»)
- Пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота»)
- Нарушения деления предложения на слова: слитное написание слов в предложении; раздельное написание слова
-Раздельное написание приставки и корня слова («на ступила»)



ошибки анализа и синтеза-Пропуски в словах согласных букв при их стечении (диктант – «дикат»)-Пропуски гласных

Слайд 37Формы звукового анализа
Выделение звука в слове
Выделение звука из слова
Количественный анализ
Последовательный

анализ
Позиционный анализ

Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового

анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
Формы звукового анализаВыделение звука в словеВыделение звука из словаКоличественный анализПоследовательный анализПозиционный анализЕсли ребенок в дошкольном возрасте не

Слайд 384. Аграмматическая дисграфия


Причина – несформированность (недоразвитие) грамматического строя речи:

морфологических и синтаксических обобщений; при лексико-грамматическом недоразвити (при дизартриях, алалиях,

у УО детей)
Проявления: на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.


4. Аграмматическая дисграфия Причина – несформированность (недоразвитие) грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений; при лексико-грамматическом недоразвити

Слайд 39Ошибки : Аграмматическая дисграфия.
В связной письменной речи - трудности

в установлении логических и языковых связей между предложениями - нарушение

смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями




Ошибки : Аграмматическая дисграфия. В связной письменной речи - трудности в установлении логических и языковых связей между

Слайд 40На уровне предложений:
– искажения морфологической структуры слова, замены префиксов,

суффиксов (козлята – «козленки»)
- Изменения падежных окончаний («много деревов, ухов»
-

Нарушения предложных конструкций (над столом- «на столом»)
-Изменения падежа местоимений (около него – «около ним»)
-Нарушения согласования, управления («бела дом»)
-Нарушения синтаксического оформления речи - трудности в конструировании сложных предложений, пропуск члена предложения, нарушения последовательности слов в предложении.

На уровне предложений: – искажения морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов (козлята – «козленки»)- Изменения падежных окончаний

Слайд 415. Оптическая дисграфия
Причина возникновения — недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений

.
Проявления - замены и искажения букв на письме (графически

сходных по написанию: в-д, т-ш, э-с); зеркальное письмо.
Подвиды: литеральная (изолированные буквы) и вербальная (искажения при написании слова)

5. Оптическая дисграфия Причина возникновения — недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений .Проявления -  замены и искажения букв

Слайд 42Ошибки, наиболее часто оптическая дисграфия

встречающиеся на письме:
Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых

элементов И-Ш
Замена оптически сходных букв п-т
Пропуски, недописывание элементов букв и-у
Зеркальное изображение Е-З
Ошибки, наиболее часто      оптическая дисграфия  встречающиеся на письме:Замена букв, состоящих из

Слайд 43Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии

должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на

письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Дисграфия никогда не возникает

Слайд 45На что нужно обратить особое внимание:
1. Если

ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если ребенок посещал

логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 9. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

На что нужно обратить особое внимание:    1. Если ребенок левша.  2. Если он

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика