Слайд 1
Преподаватель: Доцент кафедры № 9,
«Экономики, финансов и менеджмента»
Аракельян Татьяна Иосифовна
Дисциплина: «Экономика»
Слайд 2Видяпин В.И., Журавлева Г.П.. Экономическая теория (политэкономия): Учеб. 4-е изд.
– М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. (Инвентарный №1225)
2. Носова
С.С.Экономическая теория для бакалавров Уч.пос.М:Кнорус 2009 (№1948у)
3.Куликов Л.М.Экономическая теория учебник М.: Велби: Проспект 2008 (№1797у)
Борисов Е.Ф. Экономическая теория 2-е изд., перераб. И доп.Учебник. М.: Проспект 2005 (№1322у)
Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. Вузов.– 10-е изд., перераб. и доп. – М.: 2007. – 592 с. (№ 1953у)
Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. д. э. н. проф. А.С. Булатова – М.: Экономистъ, 2005 – 896 с (№ 1621у)
Рекомендуемая литература,
имеющаяся в библиотеке:
Слайд 3Тема №1. Предмет и метод экономической теории
1. Экономическая теория как
наука.
2. Методология экономической теории.
3. Зарождение, основные этапы и направления развития
экономической теории
Слайд 4Экономика (от греч. ойкос – хозяйство, номос - закон) –
законы хозяйствования, а также сфера жизни людей, связанная с удовлетворением
их потребностей.
В наше время слово «экономика» рассматривается гораздо более широко, чем это следует из его буквального перевода с греческого.
Слайд 5 Экономика -это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных
потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы
для удовлетворения этих потребностей.
Слайд 6Экономика может рассматриваться с трех точек зрения, как:
Хозяйство страны, включающее
отрасли и виды производства.
2. Наука, изучающая различные аспекты экономических отношений.
3.
Совокупность общественных отношений исторически определенного способа производства, обмена, распределения и потребления.
Слайд 7Различают:
позитивную экономическую теорию, которая исследует взаимосвязи экономических явлений как они
есть, познает существующую реальность – что есть, что было, что
может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;
- нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или должность нормативных утверждений.
Слайд 8 Деятельность людей осуществляется в двух средах: социальной и естественной. Первая
предполагает отношения собственности, социальное устройство общества, социальное законодательство, выплату пенсий,
пособий, социальное страхование, вторая – природные ресурсы, разведанные и добытые, сырье, вовлеченное и многократно преобразованное, т.е. экономические ресурсы. Сфера преломления этих сред и составляет область изучения для экономики.
Слайд 9Функции экономической теории
Познавательная экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство,
в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических
явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).
Методологическая экономическая теория создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук:
- отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта, экономика строительства и др.);
- функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, планирование и др.);
- смешанных (экономическая теория, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).
3. Практическая раскрывая сущность экономических процессов и явлений экономическая теория дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической политики.
4. Прогностическая формирует предвидения экономического развития.
Слайд 10Экономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение тех
или иных экономических целей.
Основные цели экономического развития:
- экономический рост,
обеспечивающий при прочих равных условиях повышение уровня жизни;
полная занятость – возможность работать для всех тех, кто желает и может работать;
экономическая эффективность, т.е. максимальная отдача при минимальных затратах;
стабильный уровень цен (отсутствие инфляции);
экономическая свобода потребителей и производителей;
справедливое распределение доходов;
материальная обеспеченность нетрудоспособного населения;
сбалансированные ввоз и вывоз товаров за границу.
Слайд 11Характерные черты экономической теории как науки
Экономическая теория:
общественная наука, изучающая хозяйственную
(экономическую) сторону жизни общества;
тесно связана с другими общественными науками: историей,
социологией, политологией, психологией, юриспруденций и т.д.
историческая наука, так как развивается и изменяется по мере развития человеческого общества;
наиболее точная из всех общественных наук, так как при изучении своего предмета широко пользуется количественными методами исследования. Рассматривая, например, такие понятия, как цена, прибыль, процент, спрос и т.д., экономисты наряду с качественными всегда применяют и количественный анализ;
состоит из двух крупных разделов: микроэкономики и макроэкономики.
Слайд 12Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы, входящие в общую экономическую систему
– фирмы, домохозяйства, рынки отдельных товаров, производство на уровне предприятия
и т.п.
Макроэкономика изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование и т.п.
Слайд 132. Изучая экономику как любую другую науку, важно усвоить её
принципы и методы:
Взаимодействие теории и практики;
Единство макро- и
микроанализа;
Реальный историзм.
Слайд 14Используя ряд методов, экономическая теория изучает объективные законы ведения хозяйства
и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Её объектом
является смешанная рыночная экономика.
Все используемые в экономике методы делятся на общие и локальные.
Слайд 15Общие методы
1. Диалектический- основывается на том, что все познается в
развитии. Каждый раз на более высоком уровне, (т.е. по спирали);
2.
Исторический – основывается на том, что между теми, или иными явлениями существует историческая преемственность;
3. Логический – что одно явление вытекает из другого, от простого к более сложному;
4. Статистический – использует большой объем цифр, которые через статистику получают общие показатели.
Слайд 16Метод абстракции;
Метод индукции;
Метод дедукции-(анализ/синтез);
Экономико-математическое моделирование;
Метод графических построений;
Экспериментирование;
Функциональный анализ
Локальные методы
Слайд 17Научная абстракция – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего
и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории,
понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (например, «цена», «прибыль», «рента» и т.п.).
Слайд 18Анализ и синтез – анализ – изучение объекта по частям;
синтез – изучение объекта в целом.
Индукция и дедукция – индукция
– выведение общих положений из частных фактов (обобщение); дедукция – выведение частных суждений из общих положений.
Слайд 19 Экономическое моделирование – упрощенное, формализованное описание экономической реальности с
помощью математических символов и алгоритмов. При построении моделей, игнорируются многочисленные
второстепенные детали, усложняющие выявление определенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами.
Слайд 20Функциональный анализ – рассмотрение одних экономических явлений и процессов как
независимых, а других – как зависимых, производных. При изучении, например,
влияния уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос – как зависимая (функция).
Слайд 21Экспериментирование – искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных специально созданных
и контролируемых условиях с целью их изучения и практического изменения.
Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. Однако эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, втискивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
Слайд 22Метод графических изображений – использование для описания разного рода экономических
процессов и явлений схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстрировать
те или иные зависимости.
Слайд 23Централизованным звеном в локальных методах познания является создание законов (экономических).
Многократно
проверенные и подтвержденные обобщения экономических процессов называют – законами.
Слайд 24Экономические законы относятся к социальным, общественным и этим они отличаются
от законов природы. Второе отличие состоит в том, что естественные
законы вечны, а экономические носят исторический характер.
В зависимости от продолжительности действия экономические законы делятся на специфические и общие.
Специфические характерны для отдельной формации.
Общие действуют во всех формациях.
Слайд 253.Теоретические школы
Меркантилизм(от итал. мерканте - торговец),XVI-XVII
Представители: Ж.Б. Кольбер, Т.Ман, А.Монкретьен
Основные
положения: Богатство нации – золото; источником богатства служит торговля. Отсюда
практические рекомендации: ввозить в страну меньше товаров, а вывозить больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства.
Слайд 26Физиократы
(от греч.физис – природа и кратос – власть,
т.е.
«власть природы»), XVIII в.
Ф.Кенэ,А.Тюрго
Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. Именно
в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность – «бесплодная сфера», так как только перерабатывает продукты земледелия.
Слайд 27Английская классическая полиэкономия, XVII-XVIII вв.
Представители - У.Петти, А.Смит («Исследование о
причинах и природе богатства народов», 1776 г.). Д.Рикардо.
Источник богатства общества
– труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Слайд 28Марксисткая политэкономия,
середина XIX в.
К.Маркс («Капитал», 1867), Ф.Энгельс
Продукт создается
только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет
собой эксплуатацию и социальную несправедливость.
Избавится от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство.
Слайд 29Маржинализм
(от лат.marginal – край, предел), XIX в.
У.Джевонс, К.Менгер,Л.Вальрас,Е.Бем-Баверк
Предмет изучения
экономической теории – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения.
Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего, собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности.
Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.
Слайд 30Неоклассическое направление,
конец XIX в.
А.Маршалл («Принципы экономической науки», 1890 г.).
Развивая идеи маржиналистов, А.Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал
механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, в частности, влияние фактора времени на рыночное равновесие и др.
Слайд 31Дж.М.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег», 1939 г.)
Такие негативные
явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, внутренне присущи рынку и
хотя рыночный механизм может самостоятельно справиться с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж.М.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
Кейнсианство, XX в.
Слайд 32Институционализм- ХХ в
Основоположник -Торстейн Веблен, основной труд - «Теория праздного
класса».
Это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли
социальных институтов в экономическом развитии.
Толкование понятия «институты» широкое: под ними понимаются как корпорации, профсоюзы, государство, так и различного рода правовые, морально-этические и психологические явления
Слайд 33М.Фридмен(«Количественная теория денег», 1956 г.)Между темпами развития экономики и динамикой
количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно можно регулировать
ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении. («Количественная теория денег», 1956 г.)
Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно можно регулировать ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.
Монетаризм, XX в.
Слайд 34Неолиберализм –ХХ в.
Представители –Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Мизес.
Альтернативная кейнсианству система взглядов на проблему государственного регулирования экономики сформировался
в 1930-х гг. И в теоретических разработках, и в практическом применении неолиберальная концепция опирается на идею приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Неолибералы считали, что государственное регулирование должно быть ограниченным, относительно пассивным и касаться главным образом институциональной структуры, влияющей на экономические процессы.
Концепция невозможности экономического роста при социализме. Любое ограничение игры рыночных сил – путь к тоталитаризму.
Слайд 35
1. Меркантилизм, Физиократы, Классическая политическая экономия - Национальное богатство;
2. Марксизм
- Производственные отношения;
3. Историческая школа -Национальное хозяйство в целом;
4. Маржинализм
(микроэкономика). Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей
5. Кейнсианство (макроэкономика) Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого
6. Институционально-социологическое направление - Институты и институциональные изменения
7. Теория неоклассического синтеза (экономикс) - Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов
8. Экономическая теория - Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях.
Предмет экономической теории.
Основные направления и школы экономической мысли.
Слайд 36Неолиберализм
М. Мизес, Ф. Хайек, ХХ в.
Неоклассический синтез
Д. Хикс, П. Самуэльсон,
И. Фишер
Институционализм
Т. Веблен. ХХ в.
Маржинализм
К.Менгер, Ф. Визер
Экономическое учение
марксизма.
К. Маркс, ХIХ в.
Физиократия Ф. Кенэ, А. Тюрго XVII-XVII в.
Эволюция кейнсианства и монетаризм.
М. Фридмен, ХХ в.
Кейнсианство
Д. Кейнс, ХХ в.
Неоклассическая школа.
А. Маршалл ХIХ в.
Английская классическая школа. А. Смит,
Д. Рикардо, У. Петти, ХVIII в.
Меркантилизм. Т. Ман,
А. де Монкретьен,
ХV-XVII в.
Дерево экономической науки