Слайд 1Нравственный конфликт и ее разрешение
Выполнила студентка 48 группы
Молодцова Е. В.
По
дисциплине «Этика и эстетика»
Слайд 2Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие»,
«острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий.
Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.
Слайд 3Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и
морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.
Слайд 4Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают
такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции,
точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.
Слайд 5 В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к
классификации конфликтов
Конфликты возникают:
между обществом и личностью
коллективом и личностью
между
личностями.
Слайд 6 К «закрытым» относится один из сложнейших видов
конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У
личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.
Слайд 7Конфликты бывают
Конструктивные
В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы.
Деструктивные
Деструктивный не разрешает проблему, а усугубляет ее.
Слайд 8Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в
одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти
ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:
Слайд 9Метод «выхода чувств».
Суть его в том, что человеку предоставляется
возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От
выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса
Слайд 10Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо
(«жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В
ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.
Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».
Метод «эмоционального возмещения».
Слайд 11Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих
сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо
ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.
Метод «авторитетного третьего».
Слайд 12Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет
возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая
работа основывается на одном из следующих методов.
Метод «обнажения агрессии».
Слайд 13В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое
лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде
чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.
Метод «принудительного слушания оппонента».
Слайд 14Метод «обмена позиций».
.
Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть
на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны,
обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении
Слайд 15Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть
остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.
Метод
«расширения духовного горизонта» спорящих.
Слайд 16Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу.
Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.
Слайд 17Нравственный идеал личности является результатом развития морали как формы общественного
сознания. Нравственный идеал есть совокупность нравственных ценностей, соотнесенных с потребностями
развития общества и с качествами личности. В нравственном идеале воплощается единство ведущих интересов личности и общества, он концентрированно выражает социальные функции нравственности.
Слайд 18Основная функция нравственного идеала личности – быть образцом в деятельности,
мышлении, поведении. Поэтому нравственный идеал благодаря своей ценностной природе и
функциям может стать средством воспитания ориентации школьников на высшие общественные образцы в индивидуальной деятельности, в поведении.
Нравственный идеал формируется путем воспитания общественно ценных нравственных качеств, осознания принципиального сходства нравственных качеств человека и его отношения к делу. Стремление к достижению идеала помогает личности осуществлять свою жизнедеятельность на основе ценностей общества. Эта способность идеала делает его важным средством в воспитании и самовоспитании личности.
Слайд 19Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор
альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность
абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.
Слайд 20Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного
имеет две стороны:
объективную – возможность выбрать;
2) субъективную –
активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.
Слайд 21Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора,
решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в
разрешении моральных конфликтов.
Слайд 22Ответственность как сложное структурное образование включает:
а) осознание личностью социальной значимости
разрешения конфликта;
б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными
нормами, принципами, идеалами;
в) предвидение последствий поступков;
г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;
д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;
е) самоотчет и самооценку;
ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.
Слайд 23Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать
так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно
связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.
Слайд 24Мотив, цель, средства, действия, последствия дают нам представление о конкретном
поступке, а серия поступков дает нам представление о нравственной деятельности
личности, ее активной или пассивной позиции.