Слайд 2Педагогический совет
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока:
проблемы, поиск, результаты.
Слайд 4Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного
характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие
перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Слайд 6К основным средствам обучения относятся:
Слайд 7Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного
процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал,
транспаранты, диапозитивы, слайды, трафареты и т. д.
Слайд 8Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний
по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
Слайд 9информационная
Основные функции учебника
трансформационная
систематизирующая
воспитательная
Слайд 11Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя.
Слайд 12Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения
умениями.
Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника
он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Слайд 13
Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках.
Материалы учебников
позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их
индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
Слайд 14Памятка ученику для работы
с учебником.
Знакомься с содержанием учебника,
условными обозначениями, структурой: темами, блоками, оглавлением, есть ли словарь.
Используй
сноски и комментарий при чтении текста.
Следуй рекомендациям, данным авторами учебника в специальных памятках.
Умей пользоваться опорами при пересказе текста.
Картинки, таблицы и схемы подскажут и помогут тебе составить диалог или рассказ.
Слайд 15
Памятка учителю
о работе с учебником.
1. Ознакомьтесь с примерной
программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и
его главной составляющей – учебником (его содержанием и структурой).
2. Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении.
3. Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом (делить его на части, составлять план, ставить вопросы, искать ключевые слова и т. д.).
4. Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь.
5. Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся, поскольку ощущение собственного успеха вызывает желание учиться.
Слайд 16
Организация работы с учебником
а) четкая постановка цели работы с учебником,
б)
указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,
в) определение порядка самостоятельной
работы и приемов самоконтроля,
г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,
д) беседа по закреплению нового материала.
Слайд 17Приемы самостоятельной работы с учебником
выделение существенного;
сортировка материала;
ответы на
вопросы;
пересказ в определённой логической последовательности;
составление плана, тезисов; конспектирование.
Слайд 18Памятка
1. Определи, всё ли ты рассказал.
2. Найди по учебнику
то, что ты пропустил.
3. Определи, всё ли ты правильно рассказал.
4.
Найди свои ошибки и исправь их.
Слайд 19Игровые формы работы с учебником
1 .Вопрос-ответ.
Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит
и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.
2. Шпаргалка.
Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.
3. Дотошный ученик.
Для усвоения материала нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
4.Части текста (по ролям).
Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».
Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
5.Коллективный рассказ.
Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.
6.Очевидное-невероятное.
Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
Слайд 20Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
Найти конкретные
детали в тексте (события, имена и т.д.)
Выбрать высказывания наиболее полно
передающее смысл текста.
Подобрать заголовок для текста.
Составить план прочитанного, написать краткое изложение
Слайд 21Методический аппарат учебников.
Основные компоненты этой системы:
Использование разнообразных способов и форм
предъявления информации, подачи нового материала.
Слайд 22Разграничение материала
по степени его важности
для овладения изучаемой
темой в целом.
Слайд 23
Наличие материалов, с помощью
которых школьники обучаются
способам деятельности
(образцы
рассуждений,
способы применения правил,
образцы разбора и т. п.).
Слайд 24
Наличие в учебниках
упражнений, направленных
на формирование
и совершенствование всех
предусмотренных
программой специальных
умений и навыков.
Слайд 25
Обеспечение регулярного
повторения и систематизации
пройденного материала.
Слайд 26Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.
Слайд 27
Наличие материалов, с помощью
которых у школьников формируются
общепредметные умения.
Слайд 28Основными признаками хорошего учебника являются:
ведущая роль теоретических положений, определяющих систему
и характер практических навыков и умений;
удачный подбор фактов, пояснений,
примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;
связь учебного материала с жизнью и бытом людей;
хорошее оформление;
соответствие учебника школьной программе
интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;
доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;
Слайд 29 общеучебные умения учащихся:
Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу,
упражнение,
текст и т. д.).
Восприятие задания (что делать, когда
это изучалось,
основные этапы выполнения задания и т. д.)
Выполнение задания (сюда же входит проверка).
Работа с текстом (соответствие теме, нахождение
ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
Выполнение заданий с ориентированием на
условные обозначения
(выделение текста с помощью цвета,
штрихов, рамок и другие обозначения).
Работа со словарем.
Работа с дополнительной
литературой (для самостоятельного изучения).
Слайд 30Эффективные приемы и формы работы с учебником
Самостоятельное ознакомление учащихся с
правилом.
Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя.
Пользование справочным материалом учебника.
Самостоятельная
работа учащихся.
Работа с чертежами, схемами, таблицами.
Чтение текста.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
Составление плана.
Сочинение по рисунку.
Чтение по ролям.
Нахождение отрывка к рисунку.
Чтение сносок.
Нахождение слов на заданное правило.
с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе
на уроке.
Учебник помогает реализовывать заложенные в нем возможности дифференцированного обучения.
Владение навыками работы с учебником повышает эффективность учебного процесса.
Учебник – опора учителя в разработке урока и всех его звеньев.
Слайд 32Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но
сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.