Слайд 1Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися
Презентацию подготовила студентка 1 курса, 4
гр.
«Начальное образование»
Балабон Елизавета
Преподаватель: Лебеденко О.А и Маргунова Ю. А.
Слайд 2Оглавление
Что такое коррекционно-развивающая работа
Особенности коррекционно-развивающей работы
Главная функция КРР
Цель КРР
Направления
коррекции
Методические приемы коррекции
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
выводы
Слайд 3Коррекционно-развивающая работа
это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более
эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных
сферах.
эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Слайд 4Особенности коррекционно-развивающей работы:
создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в игровой форме;
отметки
не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом
занятии;
для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.
Слайд 5Главная функция психокоррекции
определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.
Психокоррекционные
мероприятия становятся ведущими в случаях, когда речь идет о первичной
профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, у которых индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности требуют специального подхода. Особое направление психологической коррекции – это развитие познавательной деятельности профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию. Здесь психологическая коррекция тесно переплетается с педагогической коррекцией.
Слайд 6Общая цель коррекционно-развивающей работы
содействие развитию ребенка, создание условий для реализации
его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих
его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Слайд 7На что должна быть направлена коррекция?
Во-первых, коррекция должна быть направлена
на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов
и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Слайд 8Методические приемы коррекции
Слайд 91. Развитие внимания
Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить
индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания
приобнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от обучающихся специальных знаний и умений. Выполняемая ими при этом деятельность аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. Работа проводится следующим образом. Каждому обучающемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время. При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
Слайд 102. Развитие мышления
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая
роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка
(Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Помощь в развитии логического мышления оказывают такие упражнения:
- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;
- загадки и логические задачи, головоломки.
Слайд 113. Развитие воображения
Создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве
детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.
Слайд 124. Развитие речи
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в
детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения
речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.
Слайд 135. Развитие моторики
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными
навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное
становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру)
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).
5. Работа с мозаикой.
Слайд 146. Коррекция отношений детей и взрослых
Правильные взаимоотношения между детьми
и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих
взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:
- сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Слайд 156. Коррекция отношений детей и взрослых
Коррекционная работа с родителями заключается
в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого,
возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация – это вербальный и невербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми.
Если взрослые стремятся к созданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.
Слайд 16ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
1. Беседуйте с ребенком
дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка,
вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Слайд 17вывод
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она
должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже
есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.