Слайд 1«Золотые страницы профтехобразования
на Белгородчине»
Слайд 2Белгородчина долгое время оставалась окраиной просвещения. Правительственная политика в области
просвещения носила сословный характер. Среди дворян преобладало домашнее образование, после
которого их определяли в гимназии, военные учебные заведения а также в лицей и даже в университеты. Некоторые богатые помещики обучали способных детей своих крепостных и даже посылали за границу, чтобы иметь своих артистов, художников, композиторов для крепостных театров, а также агрономов и других специалистов для управления имениями. Остальные сословия обучали своих детей в школьных учебных заведениях.
Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме была открыта славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.
Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. Экономика и культура Белгородчины продвинулись немного вперед по сравнению с дореформенными временами.
Государственные школы открывали преимущественно в уездных городах - уездные и церковно-приходские училища с небольшим числом детей. Валуйское училище открыто в 1816 г. Бирюченское - в 1820 г.; в 1857 г. в них обучалось 51 и 39 учеников. Грамотность населения оставалась низкой, особенно среди крепостного крестьянства. Развитие школьного образования отставало от растущих потребностей населения.
Слайд 3 С 1-ой половины XIX века стала создаваться сеть специальных
учебных заведений по профессиональной подготовке детей и подростков на Белгородчине.
Низшие сельхозшколы стали открывать владельцы экономий - А.В. Ребиндер в Шебекино, В.Г. Петин в Новооскольском уезде; М.А. Перроте в Корочанском и др. В таких школах обучали детей с 13 - 14 летнего возраста из крестьянских семей. Школьники сочетали обучение с производственным трудом на полях и предприятиях. Они овладевали навыками земледелия, животноводства, садоводства, а также специальностями машиниста, слесаря и др.
Слайд 4Специализация по профессиям была и в самих учебных заведениях, но
были и школы определенного профиля, садоводческие например. Во время проведения
полевых работ учащиеся этих заведений трудились на полях, за что получали плату. Летом рабочий день для них начинался обычно с 6 часов и продолжался до 16 - 18 ч. С двух часовым перерывом на обед. Фактически, продолжительность рабочего дня была 8 - 10 часов. Обучение специальности продолжалось 3 года. Во время полевых работ учащиеся 1-ого года получали 5 - 7 копеек в день, на последнем году обучения - 20 - 25 копеек, на хозяйском питании. Но была и более высокая плата. 60 учеников Марьинской школы в имении Ребиндеров получали за рабочий день 32 копейки, а зимой (работали до полудня) по 16 копеек. В зимнее время ученики изучали теоретические основы своей специальности и общеобразовательные предметы, трудились в мастерских. Среднемесячная зарплата составляла 6 руб., - обычная для постоянного неквалифицированного рабочего в этом имении на хоз. питании. По окончании школы около половины выпускников Ребиндеры оставляли в своём имении, устанавливая им довольно высокую плату - не менее 15 рублей в месяц. Остальных выпускников направляли в другие имения, получая за них плату, которая расходы на обучение с прибылью.
Слайд 5Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские
школы. В 1914/1915 учебном году на территории современной Белгородской области
имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах — 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.
Слайд 6С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация
неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия,
а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.
Слайд 7Небывалые трудности выпали на долю народного образования в годы Великой
Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. На их место
пришли выпускники школ, имевшие среднее или неполное среднее образование. И даже в этих тяжелейших условиях образование выжило. На освобожденных от фашистской оккупации территориях дети снова садились за парты и продолжали учебу. Демобилизованные после войны учителя возвращались в школы. Все это дало возможность в послевоенные годы продолжить работу по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.
Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.
Слайд 8В Белгороде создаются областные структуры образования. В 1955 году начальником
областного отдела народного образования был назначен опытный педагог Василий Матвеевич
Гайдуков (1919-1975). Ровно два десятилетия, до последнего дня своей жизни возглавлял он белгородское учительство. За заслуги перед Родиной Василий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
Слайд 9С начала 90-х годов система высшего образования Белгородчины претерпевает значительные
изменения. В октябре 1994 года педагогический институт имени М. С.
Ольминского был преобразован в Белгородский государственный педагогический университет, а в июле 1996 года создан Белгородский государственный классический университет, который стал крупным высшим учебным заведением России. В последние годы в университете ведётся подготовка специалистов по новым специальностям, таким как цифровое телевидение и нанотехнология.
Слайд 10Крупнейшим специализированным вузом России в области промышленности строительных материалов и
строительства является Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова.
По номенклатуре специальностей, составу факультетов, кафедр и лабораторий университет — единственный вуз такого профиля не только в России, но и в Европе. Он создавался на базе Белгородского государственного технологического института строительных материалов, открытого в 1970 году и преобразованного в 1994 году в Белгородскую государственную технологическую академию строительных материалов. Сегодня в технологическом университете более 40 кафедр и 9 факультетов.
Слайд 11В настоящее время подготовкой специалистов среднего звена занимаются техникумы, колледжи
и училища.
Профессионально-технические училища всегда были кузницей рабочих кадров. Уже
в первые послевоенные годы в Белгороде открылись четыре школы фабрично-заводского обучения, впоследствии ставшие профессиональными училищами № 4, 5, 6 и 11. К моменту образования Белгородской области уже действовало девять профессионально-технических училищ, в которых обучалось 2 тысячи 600 юношей и девушек. Переход ко всеобщему среднему образованию в стране потребовал приведения в соответствие и системы профессионально-технического образования области. С 1969 года началась работа по переводу профтехучилищ в средние учебные заведения. Бурное развитие система профессионально-технического образования получила в 1970-1980 годы в связи с развитием Курской магнитной аномалии и новых отраслей производства. Нам удалось сохранить систему начального профессионального образования — все переданные в ведение области в 2005 году профессиональные училища и лицеи продолжают работать, открываются новые востребованные рынком специальности. В 2006 году увеличен приём по профессиям строительного профиля до 20 процентов от общего набора.
Слайд 12 Так например, за свою более чем 50-летнюю
историю Белгородский политехнический колледж подготовил свыше 20тысяч специалистов. И вряд
ли найдется в области хоть одна строительная организация, предприятие промышленности, транспорта, где бы ни работали наши выпускники.
Слайд 13Постоянно возрастающие требования рынка труда к качеству подготовки рабочей силы
заметно увеличивают значение профессионального образования, всех форм профессионального обучения рабочих.
Слайд 14ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
поздравляет всех
с Днем Профтехобразования!
Слайд 15Список использованных источников:
1. История развития образования на Белгородчине/ Трубавина Е.А.//
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/03/istoriya-razvitiya-obrazovaniya-na-belgorodchine
2. Мовчанюк С.В. Образование как социально-культурный феномен // Научный потенциал
студенчества - будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.
3. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - №1. - 2009.