Слайд 1Дисциплина: История государства и права России
Тема № 4. «Образование русского
централизованного государства и развитие права (вторая половина XIV в. –
первая половина XVI в.)»
Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов
Слайд 2Учебные вопросы.
1. Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского.
2. Формы феодального землевладения в XYI – XYII вв.
3. Социальная
стратификация русского централизованного государства.
4. Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY – середине XYI вв.
Слайд 3Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
С начала XIY
века дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Центром
объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII веке.
Создание Русского централизованного государства – важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого – ликвидация татаро-монгольского ига.
Слайд 4Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Основными предпосылками образования
централизованного Русского государства явились:
1) экономические процессы, развитие хозяйственных и торговых
связей между русскими землями, распространению чего препятствовала феодальная раздробленность.
Создание единого Московского государства сопровождалось увеличением боярского хозяйства, особенно за счет пожалований земель за переход на службу к Московскому князю. Так, черниговский боярин Родион Нестерович, переехавший во времена Ивана Калиты в Москву и предоставивший в его услужение 1700 человек со своего двора, был пожалован половиной Волоколамского уезда.
Слайд 5Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Наряду с укрупнением
княжеского, боярского и церковного землевладения увеличилось и число средних и
мелких феодалов. Увеличение этой категории феодалов связано с появлением служилых людей, получавших от великого князя земли за свою службу.
Слайд 6Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Наряду с развитием
земледелия происходит дальнейшее разделение труда земледельцев и ремесленников, отделение последних
от сельского хозяйства и появление специализированных промысловых районов. В XIY – XY веках успешно развиваются кузнечное, гончарное и литейное дело. Возрождается чеканка русской монеты, растет кожевенное, сапожное, портняжное производство. Производство бумаги стимулирует развитие книжного дела.
Торгово-ремесленное население нуждалось в установлении единой денежной системы, уничтожении таможенных пошлин, ликвидации политической раздробленности и княжеских междоусобиц. Общественное разделение труда между городом и деревней привело к усилению экономических связей между различными районами внутри страны, к образованию национального рынка.
Слайд 7Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
2) обострение классовой
борьбы.
Растет потребность землевладельцев в рабочих руках, феодалы стремятся прочнее закрепить
за собой крестьян. Независимость отдельных уделов создавала благоприятные условия для перехода крестьян от одного землевладельца к другому, мешала розыску беглых и возвращению их прежним владельцам. Крестьяне отвечали на усилившуюся эксплуатацию массовыми побегами, многочисленными стихийными выступлениями (поджоги имения феодалов, убийства землевладельцев и другие формы социального протеста).
Слайд 8Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Развитие ремесла и
товарного хозяйства, усиливавшее социальное расслоение, приводило к закабалению тяглого посадского
населения, что влекло обострение классовой борьбы в городах. В 1304 году произошло восстание в Костроме, в 1305 – в Нижнем Новгороде, в 1340 – в Брянске, в 1357 и 1382 годах – в Москве. Не прекращались в течение XIY – XY веков восстания в Новгороде и Пскове.
Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель.
Слайд 9Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
3) кровная заинтересованность
в единстве народных масс, страдавших от иноземных нашествий и междукняжеских
усобиц.
За установление централизованной власти, способной прекратить постоянные междоусобные войны внутри страны, а также обеспечить защиту от нашествий со стороны внешнего врага, стояла вся масса посадского и крестьянского населения. В объединении государства были заинтересованы также дворяне, стремившиеся окончательно закрепостить крестьян, купцы, страдающие от многочисленных таможенных пошлин в условиях феодальной раздробленности, и духовенство.
Слайд 10Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Образование централизованного Русского
государства было подготовлено также развитием городов, население которых выступало против
феодальных войн. Однако ведущая роль в процессе централизации принадлежала дворянству (мелким и средним феодалам), враждебному феодальной аристократии.
Слайд 11Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
Национальное объединение Руси
и образование унитарного государства началось почти одновременно с аналогичными процессами
в Англии, Франции и Испании, но имело ряд особенностей:
1) Московское государство формировалось как «военно-национальное». Главной причиной его образования являлась оборона и безопасность;
2) происходило только политическое объединение русских земель. Основной социальной опорой московских князей в процессе объединения выступало служилое сословие;
Слайд 12Причины государственной централизации и возникновение Великого княжества Московского
3) процесс централизации
сопровождался не зарождением раннебуржуазных отношений, а дальнейшим закрепощением крестьянства;
4) образование
единого Московского государства было связано с формированием не нации, а только народности. Русское государство, в отличие от Западной Европы, являлось многонациональным.
Слайд 13Формы феодального землевладения в XYI – XYII вв.
Рост производительных сил
Русского государства, приостановленный татаро-монгольским нашествием, активизируется с конца XIII –
начала XIY века и сопровождается ростом феодального землевладения. Наиболее крупными землевладельцами являлись сам великий князь, а также удельные князья. Ивану Калите принадлежало более 50 сел, а князь Василий Темный владел 125 селами. Увеличиваются митрополичьи, церковные и монастырские земли за счет пожалования князей и путем «прикупов», захватов и получения земли от светских феодалов «на помин души». К началу XY века в числе крупнейших монастырских землевладений выделяются такие как Троице-Сергиевский монастырь, владеющий несколькими сотнями сел, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри.
Слайд 14Изменяется состав класса землевладельцев:
Появляется группа служилых князей, составляющих феодальную верхушку.
Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к
Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собственности на землю.
Слайд 15Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических
междукняжеских связей и торговли, образование
новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.
С XIII века московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.
Слайд 16Непосредственными же причинами, которые привели к объединению русских земель вокруг
Москвы, послужили:
выгодное геополитическое положение Москвы, её возвышение среди
других русских княжеств, политика монголо-татар в пользу Москвы на определенном этапе;
победа князя Дмитрия Донского над монголо-татарами в 1380 году и распад Золотой Орды;
покровительство русской православной церкви московским князьям,
перенос митрополии в Москву;
активная военная и дипломатическая политика московских великих князей, особенно Ивана Калиты, Василия Тёмного и Ивана III (их личные способности);
усиление закрепощения крестьян, необходимость подавления крестьянских выступлений против феодалов и ряд других.
Слайд 17
.
Социальная стратификация русского централизованного государства
Характеризуя общественный строй и социальную структуру
общества, следует выделить ряд моментов:
В этот период меняется смысл термина
«боярин». Он означает не только принадлежность к определенной социальной группе, но и придворный чин, который жаловал Великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего.
Слайд 18Социальная стратификация русского централизованного государства
До 1497 года владельческие крестьяне могли
переходить от одного хозяина к другому в любое время. Судебник
1497 года ограничил это право, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.
Слайд 19Социальная стратификация русского централизованного государства
До 1497 года владельческие крестьяне могли
переходить от одного хозяина к другому в любое время. Судебник
1497 года ограничил это право, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.
В исторической литературе утвердилось мнение, что Судебник 1497 года знаменует собой начало процесса формирования крепостного права в России. Общеизвестно, что статья 57 ограничивает право перехода крестьянина от одного владельца земли к другому двумя неделями (за неделю до Юрьева дня и неделю спустя).
Слайд 20Социальная стратификация русского централизованного государства
Анализ содержания этой и других статей
Судебника, в которых говорится о крестьянах-земледельцах и холопах, дает основание
составить определенное представление об их правовом статусе в конце XY столетия. Раскрывая юридические аспекты положения о «крестьянском отказе», необходимо учитывать, что в отечественной историко-правовой науке существует взгляд, оспаривающий оценку Юрьева дня как начала закрепощения крестьянства
Слайд 21Социальная стратификация русского централизованного государства
. По мнению ряда авторов (В.А.
Рогова, А.Н. Сахарова), Юрьев день есть форма хозяйственных отношений государства
и населения в условиях повышенных потребностей страны в налоговых поступлениях от крестьянства. Судебник 1497 года, унифицировав порядок перехода, узаконил традиционное на Руси право свободы передвижения земледельческого населения. При этом устанавливается довольно простой и эффективный механизм взимания налогов, учитывающий финансовые возможности крестьянина. В статье 63 указывается, что крестьяне могут обращаться в суд на помещика с жалобами о земельных наделах.
Слайд 22Социальная стратификация русского централизованного государства
Правовое положение холопа конца XY века
следует рассматривать сквозь призму процесса сближения его имущественного положения с
крестьянским. В это время холоп полностью теряет статус раба. Получает правовое оформление новое явление – кабальное холопство, когда лицо служит за долги и проценты. Согласно статье 56, холоп, бежавший из плена, получал свободу. Практиковался отпуск холопов на волю после смерти господина.
Слайд 23Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Формируется новая социальная группа – дворянство. Это мелкие
феодалы, наделявшиеся Великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной. Дворяне нуждались в сильной власти для защиты своих интересов. Поэтому они становятся опорой великокняжеской власти.
Существенные изменения происходят и в правовом положении крестьянства. Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого-либо конкретного владельца – феодала; владельческие, которые жили на землях, принадлежавших тому или иному вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожильцев, серебренников, новоприходцев, половников, бобылей.
Слайд 24Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Говоря о «централизации», следует иметь в виду два
процесса: объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы.
На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство.
Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV веку происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.
Слайд 25Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный
боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.
Слайд 26Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя)
опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.
Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва – третий Рим», «православное царство», «царь – помазанник божий»).
Слайд 27Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате
и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).
Слайд 28Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к
середине XVI в.
На решение государственных вопросов оказывало влияние и высшее духовенство. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала великокняжеская власть, оказывали ей поддержку. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению, а церковные соборы лишь утверждали выбор кандидатур великого князя, на практике церковные деятели не всегда выступали советчиками и помощниками великого князя. Иногда они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.
Слайд 29Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Местное управление до конца XV в. основывалось на
системе кормлений и осуществлялось наместниками и волостелями, которых назначал великий князь. Их функции четко не определялась. они занимались административными, финансовыми и судебными делами на подвластной территории (городе, земле, волости и т.п.). Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» часть собранных у населения продуктов. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. По мере централизации Русского государства положение кормленщиков изменялось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.
Слайд 30Эволюция государственного аппарата и системы местного управления в XIY –
середине XYI вв.
Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные
волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками). Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьяны», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.