Разделы презентаций


Дисциплина: История государства и права России

Содержание

Учебные вопросы.1. Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой трети XYIII в.2. Реформирование государственного строя России в период становления абсолютизма. 3. Табель о рангах 1722 г.4. Общая характеристика и источники

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина: История государства и права России
Тема № 6. «Становление абсолютной

монархии и ее правовое оформление. Государственно-правовые реформы первой четверти XVIII

в.»

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»

Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов

Дисциплина: История государства и права РоссииТема № 6. «Становление абсолютной монархии и ее правовое оформление. Государственно-правовые реформы

Слайд 2Учебные вопросы.
1. Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой

трети XYIII в.
2. Реформирование государственного строя России в период становления

абсолютизма.
3. Табель о рангах 1722 г.
4. Общая характеристика и источники права Российской империи XYIII века.

Учебные вопросы.1. Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой трети XYIII в.2. Реформирование государственного строя России

Слайд 3В конце XYII века еще в правление Алексея Михайловича в

России начинает складываться абсолютная монархия. При Петре I и его

преемниках она получает свое дальнейшее развитие. Для нее характерно стремление к изменению государственного строя через усвоение западно-европейских форм путем реформаторского законодательства.
Российский абсолютизм имел свои особенности: если в Европе абсолютизм складывался в условиях капиталистических отношений, то в России – в условиях крепостничества.

В конце XYII века еще в правление Алексея Михайловича в России начинает складываться абсолютная монархия. При Петре

Слайд 4В последней четверти XVII века в России отчётливо наблюдается тенденция

становления абсолютной монархии. Для этой формы государства обычно характерны следующие

признаки:
 вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) находится в руках одной личности (царя);
 наличие обширного профессионального бюрократического аппарата;
 создание сильной постоянной армии;
 отсутствие сословно-представительных органов и учреждений;
 полное подчинение церкви светской власти.

В последней четверти XVII века в России отчётливо наблюдается тенденция становления абсолютной монархии. Для этой формы государства

Слайд 5Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой трети XYIII

в.
Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, а

российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Поэтому государство, возникшее в начале XYIII века, называют «полицейским».

Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России  в первой трети XYIII в. Социальной базой западноевропейского абсолютизма был

Слайд 6Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой трети XYIII

в.
Неограниченная власть «государя и самодержца всея Руси» была законодательно оформлена

Уложением 1649 г. С этих пор роль Земских соборов падает. После 1653 г. Земские соборы в полном составе не собирались. Были ограничены функции и Боярской думы, особенно в связи с созданием Приказа тайных дел  личной канцелярии царя, поставленной над всеми органами управления.

Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России  в первой трети XYIII в. Неограниченная власть «государя и самодержца

Слайд 7Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной

власти в руках наследственного монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой

и государственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функции; централизация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.


Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха: право монарха

Слайд 8Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване

Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на конец XVII -

первую четверть XVIII вв. Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Пётр I, с формированием новой идеологии и культуры, с расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, с укреплением и расширением крепостнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.

Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на

Слайд 9Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I. В 1816

г. в Воинских Артикулах было определено: «Его величество есть самовластный

монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». В октябре 1721 г., во время празднования победы в Северной войне, послушные Петру Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «Великого, императора и Отца отечества».

Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I. В 1816 г. в Воинских Артикулах было определено: «Его

Слайд 10Позднее в императорское достоинство была введена и жена Петра I

Екатерина I. В «Духовном регламенте» 1721 г. значилось: «Император всероссийский

есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Позднее в императорское достоинство была введена и жена Петра I Екатерина I. В «Духовном регламенте» 1721 г.

Слайд 11В эпоху абсолютизма прекращается деятельность органов, характерных для сословно-представительной монархии

(Земский собор и Боярская дума), государственная власть получает большую самостоятельность

по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий, а межсословные перегородки становятся более проницаемыми.

В эпоху абсолютизма прекращается деятельность органов, характерных для сословно-представительной монархии (Земский собор и Боярская дума), государственная власть

Слайд 12Став императором и «Отцом отечества», Пётр изменил порядок престолонаследия. В

указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника

по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под названием «дворцовых переворотов».

Став императором и «Отцом отечества», Пётр изменил порядок престолонаследия. В указе 1722 г. он утвердил за собой

Слайд 13В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей власти. Идея

договора в интересах государства, ради «обшей пользы», «общего блага» становится

ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть: «Согласно все хощем, дабы ты, государь, к общей нашей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданными, а высшая цель его деятельности – обеспечение прав всех граждан, правосудия и общественного порядка. Эти идеи всеобщего служения государству, пренебрежения личными интересами ради его могущества лейтмотивом проходят не только через произведения идеологов абсолютизма («Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и др.), но и через конкретную практику государственного строительства.

В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей власти. Идея договора в интересах государства, ради «обшей пользы»,

Слайд 14Реформирование государственного строя России в период становления абсолютизма.
Еще в ст.

20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось следующим образом: «Его

величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять».
Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о наследии престола, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.
Реформирование государственного строя России в период становления абсолютизма.Еще в ст. 20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось

Слайд 15Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в

соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и

наградной системы империи.
Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во

Слайд 16Власть помещиков над крестьянами еще более укрепилась. В первой четверти

XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения (вотчины и

поместья): «Указом о единонаследии» 1714 г. все дворянские поместья превращались в вотчины, земля с крестьянами, живущими на ней, переходила в полную неограниченную собственность её хозяина, передаваемую по наследству от отца к сыну.

Власть помещиков над крестьянами еще более укрепилась. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального

Слайд 17все дворяне обязывались теперь нести пожизненную военную или гражданскую государственную

службу. Эти и некоторые другие положения «Указа» вызывали недовольство части

дворян, особенно связанных с прежним боярством, потерявшим большинство своих привилегий. После смерти Петра I они были отменены или отредактированы в пользу дворянской «вольности».

все дворяне обязывались теперь нести пожизненную военную или гражданскую государственную службу. Эти и некоторые другие положения «Указа»

Слайд 18Подворный принцип податного обложения был заменён подушным. В 1718 г.

началась перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста.

Эта перепись вошла в историю как «Первая ревизия 1719 г.». Все лица, внесенные в «ревизские сказки», должны были платить по 70 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного в «сказку» подать платила (до следующей ревизии) его семья или община, в кото­рую он входил. Составление ревизских сказок и сбор подати были поручены помещикам, что ещё более увеличило их власть над крестьянами.

Подворный принцип податного обложения был заменён подушным. В 1718 г. началась перепись всего податного населения мужского пола

Слайд 19Введение подушной подати вместо подворной удвоило сумму взимав­шихся с населения

податей. Податью было обложено все «подлые» сословия го­рода и деревни:

купцы, ремесленники, холопы, «гулящие люди», однодворцы, нерусские народы Поволжья и Приуралья, до этого не платившие податей. «Гулящими людьми» называли вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей без определённых занятиё и места жительства.
Однодворцы  государственные крестьяне из бывших служилых людей «по прибору», до 1840 г. имели право владеть крепостными.

Введение подушной подати вместо подворной удвоило сумму взимав­шихся с населения податей. Податью было обложено все «подлые» сословия

Слайд 20На крестьянах и податном населении городов лежали повинности по содержанию

военнослужащих на зимних квартирах и обеспечению воинских перевозок. Крестьяне и

ремесленники вели работы, связанные со строительством новой столицы, портов, каналов, заводов, верфей, заготовляли корабельный лес. Зачастую этот труд или совсем не оплачивался, или оплата была крайне низкой.
От подушной и других податей освобождались привилегированные сословия  дворянство и духовенство, так как им отводилась главная роль в государственном механизме.

На крестьянах и податном населении городов лежали повинности по содержанию военнослужащих на зимних квартирах и обеспечению воинских

Слайд 21Табель о рангах 1722 года
«Табель о рангах» устанавливала обязательность пожизненной

военной или гражданской службы для дворян-мужчин. При этом они должны

были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 рангов или чинов:
 6 обер-офицерских чинов  от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе;
 5 штаб-офицерских  от майора до бригади­ра в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;

Табель о рангах 1722 года«Табель о рангах» устанавливала обязательность пожизненной военной или гражданской службы для дворян-мужчин. При

Слайд 22 3 генеральских  от генерал-майора до фельдмаршала в армии

и от действительного статского советника до действительного тайного советника в

гражданской службе. По аналогии соответствующие чины вводилась во флоте и для придворных.
Формально «Табель о рангах» открывала возможность добиться обер-офицерского чина представителям и податных сословий. Однако для дворян были определены льготные условия получения, как первого офицерского чина, так и производства в следующие чины. Представители податных сословий для получения первого офицерского чина должны были «беспорочно» прослужить от 10 до 20 и более лет. Поэтому они могли, в лучшем случае, занять лишь нижние ступеньки служебной лестницы.
Обер-офицерский чин давал право на получение дворянства.
 3 генеральских  от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного

Слайд 23В процессе образования абсолютной монархии происходила консолидация дворянского сословия. Особое

положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII века резко

ограничивается, а затем и ликвидируется. Важное преобразование заключалось в принятии акта об отмене местничества (1682 г.). После этого, как отмечает В.О.Ключевский: «совершенно изменилось отношение сословного положения служивого лица к служебному чину. Прежде этот чин определялся принадлежностью лица к известному генеалогическому слою; теперь, наоборот, приобретение известного служивого чина вводило в состав высшего служивого класса, какого бы оно ни было происхождения».

В процессе образования абсолютной монархии происходила консолидация дворянского сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце

Слайд 24Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое

положение было закреплено в изданной 24 января 1722 года «Табели

о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Соответственно устанавливалось три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Была введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, проведено распределение по четырнадцати классам. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое положение было закреплено в изданной 24 января

Слайд 25Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое

положение было закреплено в изданной 24 января 1722 года «Табели

о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Соответственно устанавливалось три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Была введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, проведено распределение по четырнадцати классам. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое положение было закреплено в изданной 24 января

Слайд 26Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины

и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе

были аналогичными. В общей сложности в четырнадцать классов Табели было включено 262 должности. Они подразделялись на три параллельных ряда чинов, в том числе военных – 126 (48%), гражданских – 94 (36 %), придворных – 42 (16%). Кроме табельных чиновников, существовал институт «канцелярских служителей», не вошедших в сетку четырнадцати классов.
См.: Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Под общ.ред.Е.В.Охотского. Ростов-на-Дону.: Феникс.1998.С.411.

Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы

Слайд 27Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные

посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю.

Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и

Слайд 28Формально монархическое правительство отказалось от сословного принципа формирования корпуса государственных

служащих лишь в 1906 году. А до этого времени целый

ряд сословий был лишен права приема на государственную службу.
Процедура приема на гражданскую службу требовала от кандидата на должность подачи прошения, представления группы документов и заполнения типовой анкеты. Вступающие на государственную службу давали присягу. В присяге они обязались верно служить государю и отечеству, отстаивать государственные интересы, добросовестно и ответственно относиться к делу. На основании специального указа Петра I (июнь 1719 г.) «О присяге на верность службы» к присяге были приведены чиновники Сената и коллегий, губернаторы, воеводы и другие «управители и служители»
Формально монархическое правительство отказалось от сословного принципа формирования корпуса государственных служащих лишь в 1906 году. А до

Слайд 29Общая характеристика и источники права Российской Империи XYIII в.
Переход

к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов

часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил отдавали законотворчеству Петр I
Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским – пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.
Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает более высокий уровень юридической техники.
Общая характеристика и источники права Российской Империи XYIII в. Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При

Слайд 30От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости: «Надлежит законы

писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе с тем в

петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. Так, например, в Табели о рангах русские термины встречались лишь в виде исключения. Основную же массу наименований чинов должностных лиц составляют замысловатые штатгалтеры, обер-крикс-комиссары, обершенки и т.п.

От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе

Слайд 31При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом

и здесь проявляется стремление к новой, иноязычной терминологии. Так, например,

закон о государственной службе называется «Табель о рангах», закон о крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724 года назван «плакатом», военно-уголовный кодекс – Воинским артикулом и.т.п. Немка Екатерина II, про которую говорили, что она хотела быть более русской, чем сами русские, проводила прямо противоположную политику: во всем законодательстве она последовательно восстанавливала русскую терминологию. Иногда она даже переводила иностранные термины на русский язык. Так, например, «бухгалтер» именуется «книгодержателем» и т.п.

При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом и здесь проявляется стремление к новой, иноязычной

Слайд 32До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были

межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами законов – маленькими

и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская Судная Грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.
В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по пути создания отраслевых кодексов.

До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами

Слайд 33При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую

очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул

– первый в русском праве военно-уголовный кодекс; было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 года.
При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так

Слайд 34Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального

государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов,

к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.
Вместе с тем источниками права в XYIII веке продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 года, а также многочисленные регламенты, манифесты, учреждения, указы, уставы и резолюции монархов. Всеобщей систематизации законодательства в XYIII веке проведено не было.
Единственным источником права в XYIII веке окончательно признается закон. В соответствии с этим устанавливается понятие о законе и способах его возникновения и силе действия. Закон – это воля государя, правильно объявленная.
Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика