Слайд 1Дисциплина: История государства и права России
Тема № 6. «Становление абсолютной
монархии и ее правовое оформление. Государственно-правовые реформы первой четверти XVIII
в.»
Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов
Слайд 2Учебные вопросы.
1. Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России в первой
трети XYIII в.
2. Реформирование государственного строя России в период становления
абсолютизма.
3. Табель о рангах 1722 г.
4. Общая характеристика и источники права Российской империи XYIII века.
Слайд 3В конце XYII века еще в правление Алексея Михайловича в
России начинает складываться абсолютная монархия. При Петре I и его
преемниках она получает свое дальнейшее развитие. Для нее характерно стремление к изменению государственного строя через усвоение западно-европейских форм путем реформаторского законодательства.
Российский абсолютизм имел свои особенности: если в Европе абсолютизм складывался в условиях капиталистических отношений, то в России – в условиях крепостничества.
Слайд 4В последней четверти XVII века в России отчётливо наблюдается тенденция
становления абсолютной монархии. Для этой формы государства обычно характерны следующие
признаки:
вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) находится в руках одной личности (царя);
наличие обширного профессионального бюрократического аппарата;
создание сильной постоянной армии;
отсутствие сословно-представительных органов и учреждений;
полное подчинение церкви светской власти.
Слайд 5Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России
в первой трети XYIII
в.
Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, а
российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Поэтому государство, возникшее в начале XYIII века, называют «полицейским».
Слайд 6Общая характеристика абсолютизма. Государственный режим России
в первой трети XYIII
в.
Неограниченная власть «государя и самодержца всея Руси» была законодательно оформлена
Уложением 1649 г. С этих пор роль Земских соборов падает. После 1653 г. Земские соборы в полном составе не собирались. Были ограничены функции и Боярской думы, особенно в связи с созданием Приказа тайных дел личной канцелярии царя, поставленной над всеми органами управления.
Слайд 7Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной
власти в руках наследственного монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой
и государственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функции; централизация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.
Слайд 8Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване
Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на конец XVII -
первую четверть XVIII вв. Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Пётр I, с формированием новой идеологии и культуры, с расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, с укреплением и расширением крепостнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.
Слайд 9Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I. В 1816
г. в Воинских Артикулах было определено: «Его величество есть самовластный
монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». В октябре 1721 г., во время празднования победы в Северной войне, послушные Петру Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «Великого, императора и Отца отечества».
Слайд 10Позднее в императорское достоинство была введена и жена Петра I
Екатерина I. В «Духовном регламенте» 1721 г. значилось: «Император всероссийский
есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Слайд 11В эпоху абсолютизма прекращается деятельность органов, характерных для сословно-представительной монархии
(Земский собор и Боярская дума), государственная власть получает большую самостоятельность
по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий, а межсословные перегородки становятся более проницаемыми.
Слайд 12Став императором и «Отцом отечества», Пётр изменил порядок престолонаследия. В
указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника
по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под названием «дворцовых переворотов».
Слайд 13В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей власти. Идея
договора в интересах государства, ради «обшей пользы», «общего блага» становится
ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть: «Согласно все хощем, дабы ты, государь, к общей нашей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданными, а высшая цель его деятельности – обеспечение прав всех граждан, правосудия и общественного порядка. Эти идеи всеобщего служения государству, пренебрежения личными интересами ради его могущества лейтмотивом проходят не только через произведения идеологов абсолютизма («Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и др.), но и через конкретную практику государственного строительства.
Слайд 14Реформирование государственного строя России в период становления абсолютизма.
Еще в ст.
20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось следующим образом: «Его
величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять».
Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о наследии престола, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.
Слайд 15Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в
соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и
наградной системы империи.
Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.
Слайд 16Власть помещиков над крестьянами еще более укрепилась. В первой четверти
XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения (вотчины и
поместья): «Указом о единонаследии» 1714 г. все дворянские поместья превращались в вотчины, земля с крестьянами, живущими на ней, переходила в полную неограниченную собственность её хозяина, передаваемую по наследству от отца к сыну.
Слайд 17все дворяне обязывались теперь нести пожизненную военную или гражданскую государственную
службу. Эти и некоторые другие положения «Указа» вызывали недовольство части
дворян, особенно связанных с прежним боярством, потерявшим большинство своих привилегий. После смерти Петра I они были отменены или отредактированы в пользу дворянской «вольности».
Слайд 18Подворный принцип податного обложения был заменён подушным. В 1718 г.
началась перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста.
Эта перепись вошла в историю как «Первая ревизия 1719 г.». Все лица, внесенные в «ревизские сказки», должны были платить по 70 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного в «сказку» подать платила (до следующей ревизии) его семья или община, в которую он входил. Составление ревизских сказок и сбор подати были поручены помещикам, что ещё более увеличило их власть над крестьянами.
Слайд 19Введение подушной подати вместо подворной удвоило сумму взимавшихся с населения
податей. Податью было обложено все «подлые» сословия города и деревни:
купцы, ремесленники, холопы, «гулящие люди», однодворцы, нерусские народы Поволжья и Приуралья, до этого не платившие податей. «Гулящими людьми» называли вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей без определённых занятиё и места жительства.
Однодворцы государственные крестьяне из бывших служилых людей «по прибору», до 1840 г. имели право владеть крепостными.
Слайд 20На крестьянах и податном населении городов лежали повинности по содержанию
военнослужащих на зимних квартирах и обеспечению воинских перевозок. Крестьяне и
ремесленники вели работы, связанные со строительством новой столицы, портов, каналов, заводов, верфей, заготовляли корабельный лес. Зачастую этот труд или совсем не оплачивался, или оплата была крайне низкой.
От подушной и других податей освобождались привилегированные сословия дворянство и духовенство, так как им отводилась главная роль в государственном механизме.
Слайд 21Табель о рангах 1722 года
«Табель о рангах» устанавливала обязательность пожизненной
военной или гражданской службы для дворян-мужчин. При этом они должны
были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 рангов или чинов:
6 обер-офицерских чинов от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе;
5 штаб-офицерских от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;
Слайд 22 3 генеральских от генерал-майора до фельдмаршала в армии
и от действительного статского советника до действительного тайного советника в
гражданской службе. По аналогии соответствующие чины вводилась во флоте и для придворных.
Формально «Табель о рангах» открывала возможность добиться обер-офицерского чина представителям и податных сословий. Однако для дворян были определены льготные условия получения, как первого офицерского чина, так и производства в следующие чины. Представители податных сословий для получения первого офицерского чина должны были «беспорочно» прослужить от 10 до 20 и более лет. Поэтому они могли, в лучшем случае, занять лишь нижние ступеньки служебной лестницы.
Обер-офицерский чин давал право на получение дворянства.
Слайд 23В процессе образования абсолютной монархии происходила консолидация дворянского сословия. Особое
положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII века резко
ограничивается, а затем и ликвидируется. Важное преобразование заключалось в принятии акта об отмене местничества (1682 г.). После этого, как отмечает В.О.Ключевский: «совершенно изменилось отношение сословного положения служивого лица к служебному чину. Прежде этот чин определялся принадлежностью лица к известному генеалогическому слою; теперь, наоборот, приобретение известного служивого чина вводило в состав высшего служивого класса, какого бы оно ни было происхождения».
Слайд 24Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое
положение было закреплено в изданной 24 января 1722 года «Табели
о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Соответственно устанавливалось три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Была введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, проведено распределение по четырнадцати классам. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Слайд 25Законодательно существование чиновничества, как особой группы служащих, и его правовое
положение было закреплено в изданной 24 января 1722 года «Табели
о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Соответственно устанавливалось три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Была введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, проведено распределение по четырнадцати классам. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Слайд 26Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины
и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе
были аналогичными. В общей сложности в четырнадцать классов Табели было включено 262 должности. Они подразделялись на три параллельных ряда чинов, в том числе военных – 126 (48%), гражданских – 94 (36 %), придворных – 42 (16%). Кроме табельных чиновников, существовал институт «канцелярских служителей», не вошедших в сетку четырнадцати классов.
См.: Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Под общ.ред.Е.В.Охотского. Ростов-на-Дону.: Феникс.1998.С.411.
Слайд 27Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные
посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю.
Слайд 28Формально монархическое правительство отказалось от сословного принципа формирования корпуса государственных
служащих лишь в 1906 году. А до этого времени целый
ряд сословий был лишен права приема на государственную службу.
Процедура приема на гражданскую службу требовала от кандидата на должность подачи прошения, представления группы документов и заполнения типовой анкеты. Вступающие на государственную службу давали присягу. В присяге они обязались верно служить государю и отечеству, отстаивать государственные интересы, добросовестно и ответственно относиться к делу. На основании специального указа Петра I (июнь 1719 г.) «О присяге на верность службы» к присяге были приведены чиновники Сената и коллегий, губернаторы, воеводы и другие «управители и служители»
Слайд 29Общая характеристика и источники права Российской Империи XYIII в.
Переход
к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов
часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил отдавали законотворчеству Петр I
Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским – пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.
Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает более высокий уровень юридической техники.
Слайд 30От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости: «Надлежит законы
писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе с тем в
петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. Так, например, в Табели о рангах русские термины встречались лишь в виде исключения. Основную же массу наименований чинов должностных лиц составляют замысловатые штатгалтеры, обер-крикс-комиссары, обершенки и т.п.
Слайд 31При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом
и здесь проявляется стремление к новой, иноязычной терминологии. Так, например,
закон о государственной службе называется «Табель о рангах», закон о крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724 года назван «плакатом», военно-уголовный кодекс – Воинским артикулом и.т.п. Немка Екатерина II, про которую говорили, что она хотела быть более русской, чем сами русские, проводила прямо противоположную политику: во всем законодательстве она последовательно восстанавливала русскую терминологию. Иногда она даже переводила иностранные термины на русский язык. Так, например, «бухгалтер» именуется «книгодержателем» и т.п.
Слайд 32До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были
межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами законов – маленькими
и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская Судная Грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.
В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по пути создания отраслевых кодексов.
Слайд 33При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую
очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул
– первый в русском праве военно-уголовный кодекс; было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 года.
Слайд 34Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального
государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов,
к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.
Вместе с тем источниками права в XYIII веке продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 года, а также многочисленные регламенты, манифесты, учреждения, указы, уставы и резолюции монархов. Всеобщей систематизации законодательства в XYIII веке проведено не было.
Единственным источником права в XYIII веке окончательно признается закон. В соответствии с этим устанавливается понятие о законе и способах его возникновения и силе действия. Закон – это воля государя, правильно объявленная.