Слайд 1Дисциплина
«Техническая эксплуатация автотранспорта»
Тема № 3 «Активная безопасность транспортных средств»
Подготовил:
преподаватель
кафедры подполковник полиции
Аникин А.А.
Слайд 2План лекции
Сущность активной безопасности автомобиля
Основные требования, предъявляемые к системам автомобиля,
определяющим его активную безопасность.
Слайд 3Цели занятия:
дать курсантам современные, целостные, систематизированные знания об одном из
элементов комплекса «ВОДИТЕЛЬ-АВВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА-СРЕДА» – об активной безопасности автомобиля.
Прививать интерес
к изучаемому предмету. Развить самостоятельность и творчество в мышлении.
Слайд 4Литература:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№ 196-ФЗ от 10.12.1995).
ГОСТ
Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и
методы проверки». – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
«Перечень ЕЭК по стандартизации» (ECE/STAND/20/REV.4) принят в Женеве в мае 1996 г.
Постановление Правительства от 20.02.2006 г. № 100 «О Федеральной Целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»
Слайд 5Афанасьев, Л.Л. Конструктивная безопасность автомобиля / Л.Л. Афанасьев, А.В. Дъяков,
В.А. Иларионов. — М.: Машиностроение, 2003.
Батяев А.А. Комментарий к Федеральному
закону от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс. (обновление 01.07.07 г.)
Ильина И.Е., Козина И.М., Сидоркина Е.Ю., Разина О.В. Оценка безопасности транспортного средства категории М1. // Транспортная безопасность и технологии. – 2007 – № 6. – с.13-25.
Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. Под общей редакцией директора Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта Венгерова И.А. М., 2000.
Слайд 6Никульников Э.Н., Лыюров М.В. Активная и пассивная безопасность. // Автомобильная
промышленность. – 2005 - № 7 – с.11-29.
Рябчинский А.И., Кисуленко
Б.В., Морозова Т.Э. Регламентация активной и пассивной безопасности безопасности автотранспортных средств. Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 432 с.
Трофимов С. Безопасность автотранспорта: научно-правовой аспект. // Юрист. – 2005 - № 8 – с. 12-26.
Трофимов С. Правовые аспекты обеспечения безопасности использования автомобильного транспорта. // Транспортное право. – 2005 - № 3 – с. 12-29.
Официальный сайт МВД РФ / www.mvd.ru
Официальный сайт ГИБДД РФ /www.gibdd.ru
Слайд 71. Сущность активной безопасности автомобиля
Сущность активной безопасности автомобиля заключается
в отсутствии внезапных отказов в конструктивных системах автомобиля, особенно связанных
с возможностью маневра, а также в возможности водителя уверенно и с комфортом управлять механической системой «автомобиль – дорога».
Слайд 8 Под конструктивной безопасностью автомобиля понимается свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть
его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде.
Конструктивную безопасность делят:
на активную безопасность,
пассивную безопасность,
послеаварийную безопасность,
и экологическую безопасность.
Слайд 9Важной функцией активной безопасности автомобиля - является соответствие тяговой и
тормозной динамики автомобиля дорожным условиям и транспортным ситуациям, а также
психофизиологическим особенностям водителя.
Слайд 10Возможность осуществления маневра по ходу движения в основном зависит от
тяговой и тормозной динамики автомобиля:
тормозная динамика влияет на величину остановочного
пути, который должен быть наименьшим.
Слайд 11
тяговая динамика в значительной степени влияет на уверенность водителя в
таких дорожно-транспортных ситуациях, как обгон, объезд, проезд перекрестков и пересечение
автомобильных дорог .
в тех же ситуациях, когда торможение уже невозможно, тяговая динамика имеет первостепенное значение для выхода из критических ситуаций.
Слайд 12Основными качествами конструкции автомобиля, влияющими на активную безопасность, являются:
- компоновка
автомобиля;
- устойчивость (способность автомобиля противостоять заносу и опрокидыванию в различных
дорожных условиях при высоких скоростях движения);
- управляемость (эксплуатационные качества автомобиля, позволяющие осуществлять управление при наименьших затратах механической и физической энергии, при совершении маневров в плане для сохранения или задания направления движения);
Слайд 13- маневренность (качество автомобиля, характеризующееся величиной наименьшего радиуса поворота и
габаритными размерами);
- стабилизация (способность элементов системы «ВАД» противостоять неустойчивому движению
автомобиля или способность системы сохранить оптимальные положения естественных осей автомобиля при движении);
- тяговая динамичность;
- тормозная динамичность;
- информативность;
- комфортабельность;
- надежные шины.
Слайд 142. Основные требования, предъявляемые к системам автомобиля определяющим его активную
безопасность.
Автомобиль должен быть безопасным в любых условиях.
Требования конструктивной безопасности
должны быть сохранены в течение всего срока службы автомашины.
Каждый водитель должен уметь критически оценивать эти свойства и принимать меры к их сохранению.
Слайд 15Безотказность автомобиля
Безотказность – это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в
течение определенного времени или пробега.
Безотказность узлов, агрегатов и систем
автомобиля является определяющим фактором активной безопасности. Особенно высокие требования предъявляются к надежности элементов, связанных с осуществлением маневра – тормозной системе, рулевому управлению, подвеске, двигателю, трансмиссии и т. д. Повышение безотказности достигается совершенствованием конструкций, применением новых технологий и материалов.
Слайд 16Компоновка автомобиля
Переднемоторная – компоновка автомобиля, при которой двигатель расположен перед
пассажирским салоном. Является наиболее распространенной и имеет два варианта: заднеприводную
(классическую) и переднеприводную.
Заднемоторная компоновка с расположением двигателя за пассажирским салоном была распространена на микролитражных автомобилях.
Компоновка с центральным расположением двигателя, когда он находится между передней и задней осями, для легковых автомобилей является достаточно редкой.
Слайд 17Преимущества переднего привода :
лучшая устойчивость и управляемость при движении
на большой скорости, особенно по мокрой и скользкой дороге;
обеспечение
необходимой весовой нагрузки на ведущие колеса;
меньший уровень шума из-за отсутствия карданного вала .
Слайд 18Недостатки переднего привода :
при полной нагрузке ухудшается разгон на подъеме
и мокрой дороге;
в момент торможения слишком неравномерное распределение веса между
осями (на колеса передней оси приходится 70-75 % веса автомобиля) и соответственно тормозных сил;
привод на передние колеса требует применения сложных узлов – шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов);
Слайд 19тормозная динамичность
- это способность автомобиля к экстренной остановке в случае
внезапного появления препятствия на пути движения.
Для выполнения этого условия
сила, развиваемая тормозным механизмом, не должна превышать силы сцепления с дорогой, зависящей от весовой нагрузки на колесо и состояния дорожного покрытия. Иначе колесо заблокируется (перестанет вращаться) и начнет скользить, что может привести (особенно при блокировке нескольких колес) к заносу автомобиля и значительному увеличению тормозного пути.
Слайд 20Тяговая динамичность
Тяговая динамичность характеризует способность автомобиля производительно выполнять транспортные функции.
Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться
с более высокой скоростью в разнообразных условиях движения.
тяговая динамичность автомобиля зависит от его конструктивных параметров и качества дороги
Слайд 21Устойчивость автомобиля
Устойчивость – способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории,
противодействуя силам, вызывающим его занос и опрокидывание в различных дорожных
условиях при высоких скоростях движения.
Слайд 22Различают следующие виды устойчи-вости:
поперечная при прямолинейном движении (курсовая устойчивость).
поперечная
при криволинейном движении, нарушение которой приводит к заносу или опрокидыванию
автомобиля под действием центробежной силы.
продольная, ее нарушение проявляется в буксовании ведущих колес при преодолении затяжных обледенелых или заснеженных подъемов и сползании автомобиля назад.
Слайд 23Управляемость автомобиля
Управляемость – способность автомобиля двигаться в направлении, заданном водителем.
Одной
из характеристик управляемости является поворачиваемость – свойство автомобиля изменять направление
движения при неподвижном рулевом колесе.
Слайд 24В зависимости от изменения радиуса поворота под воздействием боковых сил
(центробежной на повороте, силы ветра и т.п.) поворачиваемость может быть:
недостаточной
– автомобиль увеличивает радиус поворота;
нейтральной – радиус поворота не изменяется;
избыточной – радиус поворота уменьшается.
Слайд 25Различают шинную и креновую поворачиваемость.
Шинная связана со свойством шин двигаться
под углом к заданному направлению при боковом уводе (смещении пятна
контакта с дорогой относительно плоскости вращения колеса).
Креновая поворачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяют свое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типа подвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в сторону крена, увеличивая увод.
Слайд 26Информативность
– свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и остальных участников
движения.
Недостаточная информация от транспортных средств, находящихся на дороге, о
состоянии дорожного покрытия и т. д. часто становится причиной аварии.
Слайд 27Информативность автомобиля подразделяют на:
Внутреннюю - обеспечивает возможность водителю воспринимать
информацию, необходимую для управления автомобилем.
Слайд 29Внутренняя информативность зависит от следующих факторов:
Обзорность должна позволять водителю своевременно
и без помех получать всю необходимую информацию о дорожной обстановке(неисправные
или неэффективно работающие омыватели, система обдува и обогрева стекол, стеклоочистители, отсутствие штатных зеркал заднего вида - резко ухудшают обзорность при определенных дорожных условиях).
Расположение панели приборов, кнопок и клавиш управления, рычага переключения скоростей и т. д. должно обеспечивать водителю минимальное время для контроля показаний, воздействий на переключатели и т. п.
Слайд 30Внешняя информативность
– обеспечение других участников движения информацией от автомобиля, которая
необходима для правильного взаимодействия с ним.
Слайд 31Внешняя информативность включает в себя:
систему внешней световой сигнализации,
расположение световозвращателей,
звуковой сигнал,
размеры, форма и окраска кузова.
Слайд 32К цветографической отделке внешней поверхности автомобиля предъявляются два требования
сигнальность,
т.е. выделение автомобиля из транспортного потока;
опознаваемость, т.е. обозначение при
помощи цвета и маркировки назначения автомобиля (например, автомобили спецслужб).
Слайд 35Минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов:
указатели
поворотов,
сигнал торможения,
габаритные огни,
фонарь освещения государственного регистрационного знака
(номера).
Слайд 36Дополнительная информативность
— свойство автомобиля, позволяющее эксплуатировать его в условиях ограниченной
видимости: ночью, в тумане и т. д.
Слайд 37Дальний свет. Пешеход стоит на середине дороги в 160 м
от автомобиля Toyota Yaris
Ближний свет. Пешеход стоит на обочине дороги
в 80 м от автомобиля Toyota Yaris
Слайд 38Обзорность автомобиля
- это конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее объективную
возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного
и эффективного управления транспортным средством.
Слайд 39В зависимости от степени влияния на условия зрительной работы водителя
при управлении автомобилем параметры обзорности подразделяются
на основные параметры;
и дополнительные
параметры.
Слайд 40Основными параметрами обзорности автомобиля являются те, которые характеризуют условия видимости
водителем важных объектов транспортной обстановки, которые расположенны в направлении основного
движения автомобиля:
углы видимости в горизонтальной плоскости;
углы видимости в продольной вертикальной плоскости;
углы видимости в горизонтальной и продольной вертикальной плоскостях через очищаемую площадь ветрового стекла;
угловые размеры стоек салона.
Слайд 41Дополнительными являются те параметры обзорности автомобиля, которые характеризуют условия видимости
областей окружающего пространства, по своему положению не совпадающих с направлением
основного движения автомобиля и обычно являющихся местом расположения объектов, содержащих дополнительную информацию о состоянии транспортной обстановки:
углы видимости в горизонтальной плоскости (через боковые стекла салона);
углы видимости в поперечной вертикальной плоскости (через боковые стекла салона);
углы видимости в продольной вертикальной плоскости (через заднее стекло салона).
Слайд 44Комфортабельность
Комфортабельность автомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлять
автомобилем без утомления.
Увеличению комфорта способствует использование автоматических коробок перемены
передач, регуляторов скорости (круиз-контроль) и т. д.
В настоящее время выпускаются автомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не только автоматически поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимости снижает ее вплоть до полной остановки автомобиля.
Слайд 45Компоновка автомобиля включает в себя:
расстояние до руля,
конструкция руля,
рычаги
переключения передач, педалей и ручного тормоза,
расстояние до панели приборов и
органов управления, как на панели приборов, так и на колонке руля, (то есть функции контроля дальнего света, указателей направления движения, работы стеклоочистителей и стеклоомывателей и т.п.),
компоновка радиоприемника, магнитофона или лазерного проигрывателя, мобильного телефона;
обзор спереди, сзади и по бокам;
размещение и регулировка различных контрольных зазоров;
сиденье водителя и его регулируемость.
Слайд 46Специальные колпачки с цветовыми индикаторами
Их устанавливают вместо штатных на
вентили подкачки.
Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер - под прозрачной
крышечкой такого колпачка появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска.
Слайд 47Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск при помощи
специальных хомутов.
Установленная система контроля в таком случае в нужный
момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля.
Слайд 48 Системы передачи данных о давлении и температуре в шинах
Такие
системы, передают данные о давлении и температуре на центральный блок
при помощи радиосвязи или по Bluetooth-связи на телефоны или коммуникаторы.
Слайд 49Система мониторинга давления X-Pressure
системы, которые работают без датчиков давления,
а через систему ABS. Принцип работы следующий, электроника при помощи
датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу.
Слайд 50Системы активной безопасности
Системы активной безопасности позволяют эффективно снизить вероятность столкновений
на дорогах, поэтому активная безопасность представляет собой важную сферу для
исследований и разработок в Volvo Cars. Активные системы безопасности включают технологии, которые помогают водителю автомобиля Volvo избежать столкновения. Например, это Система оповещения о сокращении дистанции до впереди идущего автомобиля (Distance Alert) и Система оповещения водителя (Driver Alert Control).
Слайд 51 система предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения (Collision Warning with
Autobrake) и система динамической стабилизации и контроля тяги (Dynamic Stability
and Traction Control).
Слайд 54Разработал преподаватель кафедры АД ОВД подполковник полиции А.А.Аникин
Обсуждено и одобрено
на заседании кафедры
Протокол № 4 от « 26 » ноября
2013г.