Слайд 1Дисциплина
«Техническая эксплуатация автотранспорта»
Тема № 2 «Учение о безопасности»
Слайд 2План лекции
1. Понятие учения о безопасности: основные составляющие комплекса «Водитель-автомобиль-дорога»
2.
Правовая регламентация нормативов активной и пассивной безопасности транспортных средств
3.
Влияние безопасности автомобиля на процесс возникновения ДТП.
4. Активная и пассивная безопасность водителя
5. Активная и пассивная безопасность дороги.
Слайд 3Цели занятия:
Изучить роль и значение учения о безопасности и его
влиянии на снижение количества ДТП.
Изучить основные составляющие комплекса «Водитель»
- «Автомобиль» - «Дорога».
Воспитывать и развивать у курсантов профессионально-значимые качества: внимательность, наблюдательность, умение в ограниченное время оценивать ситуацию и принимать правильное решение.
Слайд 41. Понятие учения о безопасности: основные составляющие комплекса «Водитель-автомобиль-дорога»
Исходя
из основных положений учения о безопасности, все мероприятия по безопасности
необходимо рассматривать в двух аспектах:
как мероприятия активной безопасности;
и как мероприятия пассивной безопасности.
Слайд 5 Под активной безопасностью следует понимать те эксплуатационные свойства комплекса «водитель
– автомобиль – дорога», которые направлены на предотвращения ДТП.
Под
пассивной безопасностью следует понимать те эксплуатационные свойства комплекса «водитель – автомобиль – дорога», которые предотвращают или максимально снижают степень тяжести травм участников движения при невозможности предотвратить дорожно-транспортные происшествия.
Слайд 6
Элементы составляющие учение о безопасности
Активная безопасность водителя – это высокая
степень развития психофизиологических качеств водителя, обеспечивающих широкие возможности в предупреждении
аварийных ситуаций, а в аварийной обстановке находить правильные решения и быстро их осуществлять.
Пассивная безопасность водителя – это его способность при ДТП, не теряя самообладания, занять такое место в кабине непосредственно перед ударом, чтобы воздействие перегрузки на его тело было бы минимальным или, если это целесообразно, быстро принять решение и покинуть кабину автомобиля. Это также умение водителя при неизбежном ДТП использовать максимум возможностей для спасения человеческих жизней или предотвращения травм.
Слайд 7 Активная безопасность автомобиля – комплекс его свойств, снижающих возможность возникновения
дорожно-транспортных происшествий. Ее уровень определяется множеством параметров, о которых речь
пойдет ниже.
Элементы составляющие учение о безопасности
Пассивная безопасность автомобиля – комплекс его свойств, снижающих возможность возникновения тяжких последствий, когда с помощью активных действий и свойств избежать дорожно-транспортное происшествие не удалось или не возможно. Ее уровень определяется множеством параметров, о которых речь пойдет ниже.
Слайд 8Элементы составляющие учение о безопасности
Активная безопасность дороги –это способность дороги
с ее геометрическими элементами, покрытия проезжей части ее и других
характеристик, обеспечивать движение автомобиля.
Пассивная безопасность дороги – это обеспечение наименьших потерь из-за последствий совершения ДТП в результате деформации автомобиля при опрокидывании после съезда с проезжей части на обочину и ударе о какие-либо ограждения.
Слайд 102. Правовая регламентация нормативов активной и пассивной безопасности транспортных средств
Предписания нормативных документов, регламентирующих технические требования, предъявляемые к транспортным средствам
(ТС) и методам их испытаний, положены в основу регламентации требований активной и пассивной безопасности, обеспечение соответствия которым является основной задачей сертификации.
Сертификация транспортных средств — это действие третьей стороны (независимой от производителей и потребителей продукции), доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция, а именно транспортные средства — соответствует определенным нормативным документам, составляющим нормативную базу сертификации.
Слайд 11К нормативным документам, регламенти-рующим активную и пассивную безопасность транспортного средства
относятся:
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,
Федеральный
закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
Правила ЕЭК ООН и национальные стандарты (ГОСТы, ОСТы, РД),
Слайд 123. Влияние безопасности автомобиля на процесс возникновения ДТП.
Как правило,
ДТП происходит в результате возникновения конфликтной ситуации из-за неожиданного появления
внешних и внутренних возмущающих воздействий и невозможности предотвратить переход конфликтной ситуации в аварийную вследствие неправильной оценки человеком — участником движения уровня риска в конфликтной ситуации и его неправильных действий для предотвращения ДТП.
Слайд 13Причинами неправильной оценки риска в конфликтной ситуации могут быть:
отсутствие
или недостаток информации,
недостаточно полное использование человеком (водителем, пешеходом, пассажиром)
информации или неправильное ее использование.
Слайд 144. Активная и пассивная безопасность водителя
Под активной безопасностью водителя понимают
высокую степень развития психофизиологических качеств водителя, обеспечивающих широкие возможности в
предупреждении аварийных ситуаций, а в аварийной обстановке находить правильные решения и быстро их осуществлять.
Слайд 15Активная безопасность водителя включает:
Высокое профессиональное мастерство, под которым подразумевается профессиональный
интеллект и уровень технического мастерства управления автомобилем.
Способность аналитически точно оценивать
и прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и в соответствии с этим выбирать безопасный режим движения.
Достаточно большой арсенал приемов управления автомобилем (специалисты насчитывают около 30 различных приемов только торможения) позволяющим избежать ДТП практически в любой ситуации.
Надежность, работоспособность даже в очень сложных и аварийных условиях и ситуациях.
Слайд 16Обеспечение «понятного управления для других» – то есть пользоваться принятыми
приемами управления, сигнализации и т.п. Способность «разряжать» сложные транспортные ситуации
собственным активным примером («делай как я»).
Способность водителя находиться во время управления автомобилем в работоспособном состоянии, вне зависимости от состоянии утомления, т.е. устойчивость водителя к утомлению.
Широкое распределение и быстрое переключение внимания, правильная организация внимания в сложной дорожной обстановке.
Высокий уровень развития физических качеств.
Высокая степень автоматизации двигательных навыков.
Хорошая координация движений, быстрая и точная реакция.
Слайд 17Пассивная безопасность водителя
Пассивная безопасность водителя – это его способность при
ДТП, не теряя самообладания, занять такое место в кабине непосредственно
перед ударом, чтобы воздействие перегрузки на его тело было бы минимальным или, если это целесообразно, быстро принять решение и покинуть кабину автомобиля. Это также умение водителя при неизбежном ДТП использовать максимум возможностей для спасения человеческих жизней или предотвращения травм.
Слайд 184. Активная и пассивная безопасность дороги
Под активной безопасностью дороги следует
понимать способность дороги с ее геометрическими элементами, покрытия проезжей части
ее и других характеристик, обеспечивать движение автомобиля. Дорога должна быть легко «читаема» водителями, как в обычных условиях, так и в условиях движения плотными транспортными потоками.
Слайд 19К активной безопасности дороги относятся:
Соответствие величины продольного уклона скоростям и
тяговым качествам подвижного состава.
Соответствие геометрических элементов кривых расчетным скоростям движения
и габаритам подвижного состава.
Надежное стабилизирование задаваемого самой дорогой направления движения автомобиля (сочетание кривизны и поперечного уклона).
Обеспечение надежности силового замыкания в зоне контакта шины с дорогой для уверенного управления при маневре в плане или по ходу (вне зависимости от влажности покрытия)
Слайд 20Надежное дорожное покрытие на обочинах, обеспечивающее безопасный заезд на него
колес автомобиля, при необходимости свершения такого маневра.
Отсутствие конфликтных зон на
дорогах в местах их пересечения и примыкания, растянутых конфликтных зон в местах слияния потоков движения и т.д.
Отсутствие механических или аэродинамических возмущений, при которых автомобиль самостоятельно резко меняет направление движения (неровности, косой поперечный уклон – «винт», аэродинамическое притягивание у опор путепроводов и т.п.
Применение принципов ландшафтного проектирования, способствующих лучшему восприятию дороги водителем и минимальной утомляемости водителя.
Слайд 21Пассивная безопасность дороги
Пассивная безопасность дороги - это обеспечение наименьших потерь
из-за последствий свершения ДТП в результате деформации автомобиля при опрокидывании
после съезда с проезжей части на обочину и ударе о какие-либо ограждения.
К пассивной безопасности дороги предъявляются следующие требования:
Откосы обочин должны обеспечивать безопасный съезд автомобиля на полосу отвода, одновременно обеспечивается видимость всей поверхности откоса насыпи, что придает водителям уверенность в управлении и способствует лучшему использованию проезжей части.
На придорожной полосе не должно быть предметов и сооружений, способствующих повреждению автомобиля при съезде его с проезжей части.
Ограждения должны быть сконструированы с таким расчетом, чтобы предусматривалось постепенное «расходование» энергии удара, то есть сначала легко подаваться, а затем остановить автомобиль (применение кустарника способного без видимых повреждений остановить автомобиль).
Слайд 22ДТП из-за плохой пассивной безопасности дороги
Слайд 32Разработал преподаватель кафедры АД ОВД подполковник полиции А.А.Аникин
Обсуждено и одобрено
на заседании кафедры
Протокол № 4 от « 26 » ноября
2013г.