Слайд 1Дисциплина
«Техническая эксплуатация автотранспорта»
Лекция
«Обеспечение надежности транспортных средств в
процессе эксплуатации»
Слайд 2План:
1. Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность
дорожного движения.
2. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомототранспортных
средств.
Слайд 3Литература:
Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств"
ГОСТ Р 51709 – 2001
Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки).
Афанасьев Л.Л. и др. «Конструктивная безопасность автомобиля» М. Машиностроение, 1983.
Ю.А. Допматовский «Автомобиль в движении», -М., «Транспорт», 1987 г.
Ю.М. Немцов, О.В. Майборода, Эксплуатационные качества автомобиля, регламентированные требованиями безопасности движения, -М., «Транспорт», 1977 г.
Слайд 41. Техническое состояние транспортных средств и его влияние безопасность дорожного
движения.
Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:
материальные затраты на
поддержание а/м в работоспособном состоянии;
трудовые затраты;
вредное влияние на человека и среду;
безопасность дорожного движения;
потребление топливно-энергетических ресурсов.
Слайд 5
Различают пять видов технического состояния автомобиля:
Исправное состояние (исправность).
Неисправное состояние (неисправность).
Работоспособное
состояние (работоспособность).
Неработоспособное состояние (неработоспособность.
Предельное состояние.
Слайд 6Виды отказов автомобиля:
Конструктивный отказ.
Производственный (технологический) отказ.
Эксплуатационный отказ.
Независимый отказ.
Внезапный отказ.
Постепенный отказ.
Сбой.
Перемежающийся
отказ.
Явный отказ.
Скрытый отказ.
Деградационный отказ.
Ресурсный отказ.
Слайд 7Надежность автомобиля
это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои
эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени
или наработки.
А это значит, что надежность - это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, то есть работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).
Слайд 8
Надежность зависит:
от запасов прочности деталей и рациональности конструкции узлов, определяющих
работоспособность автомобиля;
от стабильности регулировки механизма;
от безотказности действия систем питания и
зажигания двигателя;
от совершенства технологии и качества изготовления как самого автомобиля, так и всех используемых на нем изделий и конструкционных материалов смежных изготовителей;
от качества и своевременности технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Слайд 9
Надежность, как комплексный показатель, обусловливается:
Безотказность автомобиля - свойство сохранять работоспособность
в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для
устранения отказов.
Долговечность автомобиля - это свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - это свойство автомобиля (агрегата, механизма), заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей.
Слайд 10
Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля
в целом являются:
изнашивание,
пластические деформации,
усталостные разрушения,
коррозия,
физико-химические
изменения материала деталей (старение).
Слайд 11
В практике обычно выделяют изнашивание:
абразивное (следствие режущего и царапающего
действия твердых частиц);
эррозионное (в результате воздействия потока жидкости или
газа);
усталостное (когда поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается );
окислительное (сочетание механического изнашивания и агрессивного действия среды);
изнашивание при дретинге (при малых колебательных движениях);
электроэррозионное изнашивание (под воздействием разряда при прохождении электрического тока).
Слайд 12
2. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомототранспортных средств
Условия
влияющие на безопасность:
1. дорожные условия,
2. условия движения,
3.
природно-климатические,
4. сезонные условия,
5. транспортные условия (условия перевозки).
Слайд 13
Дорожные условия определяют режим работы автомобиля и характеризуются:
технической категорией дороги
(пять категорий),
видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению
автомобиля,
элементами дороги в плане и профиле (шириной, радиусами закруглений, уклоном подъемов и спусков).
Слайд 14
Природно-климатические условия характеризуются:
температурой окружающего воздуха,
влажностью,
ветровой нагрузкой,
уровнем солнечной
радиации и др.
Слайд 15Разработал преподаватель кафедры АД ОВД подполковник полиции А.А.Аникин
Обсуждено и одобрено
на заседании кафедры
Протокол № 4 от « 26 » ноября
2013г.