Слайд 2Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточностью иннервации речевого
аппарата.
Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной
речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение).
Слайд 3В 1911 г. Н. Gutzmann
определил дизартрию как нарушение
артикуляции
и выделил две ее формы:
центральную и периферическую.
центральную
переферическую
Слайд 4Причины
асфиксия и родовая травма,
поражение нервной системы при гемолитической болезни
инфекционные
заболевания нервной системы
черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения
опухоли головного мозга
пороки развития нервной системы
(НР: врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов - синдром Мёбиуса),
наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Слайд 5Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур
мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам
относятся:
• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
• ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
• ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
Слайд 6Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми
структурами:
• подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного
тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи — ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;
Слайд 7• проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к
структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых
нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;
• корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
Слайд 8КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
С ДИЗАРТРИЕЙ
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике
могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от
их общего психофизического развития:
• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
• дизартрия у детей с церебральным параличом (клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова, 1967, и др.);
• дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с олигофренией: Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966);
• дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер, 1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);
Слайд 9• дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С.
Певзнер, 1972; К. С. Лебединская, 1982; В. И. Лубовский, 1972,
и др.);
• дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Слайд 10ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАРТРИИ
Трудность развернутого высказывания
Нарушения речевых кинестезий
Специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей
Слайд 11КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ
Бульбарная
Псевдобульбарная
Экстрапирамидальная (подкорковая)
Мозжечковая
Корковая
Слайд 12Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена
французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным
параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.
Слайд 13Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом
в процессе обследования ребенка.
Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но
речь понятна для окружающих.
Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Слайд 14Симптоматика
дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде
всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания;
нарушается произношение как согласных,
так и гласных звуков.
Слайд 15В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии
делятся на:
антропофонические (искажение звука)
фонологические (отсутствие звука,
замена, недифференцированное произношение, смешение).
Слайд 16При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается:
речевое
дыхание;
нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства
Слайд 17Диагностика дизартрии
Основные критерии диагностики:
• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных
нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных
движений
• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);
• замедленный темп артикуляционных движений;
• трудность удержания артикуляционной позы;
• трудность в переключении артикуляционных движений;
• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
• наличие просодических нарушений.
Слайд 18ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ
ФОРМ ДИЗАРТРИИ
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств
речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.
Псевдобульбарная
дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов.
Слайд 19Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предготовности, на
котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений.
Мозжечковая дизартрия. При
этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Слайд 20Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов:
синдромы артикуляторных расстройств
дыхательных
голосовых расстройств
Слайд 21Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых
операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи.
Слайд 22СИСТЕМА
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
1.
Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
2.
Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.
3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
Слайд 235. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических
ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка
более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.
Слайд 248. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение
имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в
доречевом периоде.
Слайд 25Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Первый этап, подготовительный — основные
его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у
ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа.