Разделы презентаций


Дмитриевский Собор

Содержание

Дмитриевский собор – один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошёл в Список

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дмитриевский Собор
Архитектура Древней Руси
2010 г.

Дмитриевский СоборАрхитектура Древней Руси2010 г.

Слайд 3Дмитриевский собор – один из самых замечательных памятников русского средневековья,

построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя

Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего

купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.

Дмитриевский собор – один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм

Слайд 4Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными

мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались

в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император

Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840–1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.

Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных

Слайд 5Архитектурные особенности
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен

всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только

резные перспективные порталы. То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, не является художественным приемом - дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного,

западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

Архитектурные особенностиФасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких

Слайд 8Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами

и богатейшим орнаментом.

Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом.

Слайд 11Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой.

Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой.

Слайд 14Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол,

напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест

из прорезной золоченой меди.
Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний,

Слайд 17...После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть

нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти

первозданной белизной, необычной по сравнению с храмами-предшественниками, - кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из "Страшного суда". Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Внутри храм невелик - ведь он строился для княжеской семьи. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом.

...После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он

Слайд 19Центральный барабан и купол в интерьере

Центральный барабан и купол в интерьере

Слайд 20Интерьер в уровне позакомарного покрытия.
Интерьер собора, общий вид от

западного входа на восток.

Интерьер в уровне позакомарного покрытия. Интерьер собора, общий вид от западного входа на восток.

Слайд 22Реликвии Дмитриевского собора – икона («доска гробная») Св. Дмитрия и

ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г., а впоследствии попавшие

в Москву, – вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Мраморная фигура– «плакальщица», склонившаяся над погребальной урной – изготовлена в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.
Реликвии Дмитриевского собора – икона («доска гробная») Св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г.,

Слайд 23Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты

и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев был

обтянут листами золоченой меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста - 4,07 м, размах – 2,78 м. В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из черного металла – железного каркаса и золоченых стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золоченой меди подлинного креста XII в.
Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых

Слайд 24Фрески Дмитриевского собора в интерьере на малом своде под хорами.

XII в. В малом своде под хорами показаны сцены рая:

трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник с крестом в руках, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный

памятник классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает совершенная красота ангельских ликов. Необычно для византийского искусства развернутое изображение райского сада на южном склоне малого свода: высокие деревья с цветущими пальмовидными ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград. Живописцы, создавшие эти замечательные фрески, прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.

Фрески Дмитриевского собора в интерьере на малом своде под хорами. XII в.  В малом своде под

Слайд 25Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами

в интерьере. XII в.

Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в.

Слайд 26На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном

замысле скульптуры ведущей является тема власти. Её раскрывают композиции с

рельефом Св. Давида в трёх центральных закомарах. В образе Давида – псалмопевца, пастыря, царя, пророка – предвосхищён образ Христа. К теме идеального правителя принадлежат следующие композиции: «Полёт Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов.

Скульптура Дмитриевского собора

Скульптуру Дмитриевского собора во Владимире изучают более 150 лет. Тем не менее прочтение программы резного декора храма, истолкование ее замысла до сих пор остается нерешенной задачей. Причина этого – не только в грандиозности ансамбля, но и в нетрадиционности композиций большей части рельефов. Как правило, им трудно найти аналогии в арсенале традиционных иконографических сюжетов. А недостаточное знание сюжетов изображений приводит к умозрительному истолкованию тем отдельных рельефов.

На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Её

Слайд 27 Давид разрывает пасть льву. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды.

1135 г. Лондон.
 Британская библиотека. Egerton. Мs. 1139
Давид разрывает пасть льву.

Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Западный фасад
Давид разрывает пасть льву. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды. 1135 г. Лондон. Британская библиотека. Egerton. Мs.

Слайд 28 Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Северный фасад

Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Северный фасад

Слайд 29
 
Коронация Давида. Миниатюра Псалтири.
1180-1200 гг. Парижская Национальная библиотека.
Мn. lat.

8846. Fol. 34 V
 
Царь Давид и окружающие его рельефы. Дмитриевский

собор во Владимире.
Центральная закомара западного фасада
 Коронация Давида. Миниатюра Псалтири.1180-1200 гг. Парижская Национальная библиотека.Мn. lat. 8846. Fol. 34 V Царь Давид и окружающие

Слайд 30
 
Ангел, слетающий к Давиду. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.
Центральная

закомара западного фасада

 Ангел, слетающий к Давиду. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.Центральная закомара западного фасада

Слайд 31
Ангел и святой со свитком, шествующие к Давиду. Рельеф

Дмитриевского собора во Владимире.
Центральная закомара западного фасада

Ангел и святой со свитком, шествующие к Давиду. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.Центральная закомара западного

Слайд 32
 
Ангел с евхаристическим хлебом и святой со свитком. Рельеф

Дмитриевского собора во Владимире.
Центральная закомара западного фасада
Ангел подает хлеб израильтянину.

Миниатюра Киевской Псалтири.
1397 г. РНБ. ОЛДП F 6. Л. 107 об.
 Ангел с евхаристическим хлебом и святой со свитком. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.Центральная закомара западного фасадаАнгел

Слайд 33
Царь Давид. Евхаристия. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды. 1135.

Лондон.
 Британская библиотека. Egerton. Ms. 1139

Царь Давид. Евхаристия. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды. 1135. Лондон. Британская библиотека. Egerton. Ms. 1139

Слайд 34
 
Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Южный фасад
Давид

и руководители хоров. Миниатюра Псалтири.
X в. Библиотека Ватикана. Сod. lat.

83. Fol. 12 v
 Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Южный фасадДавид и руководители хоров. Миниатюра Псалтири.X в. Библиотека

Слайд 35Дмитриевский собор, - пишет Л.Д. Любимов, - один из шедевров

искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы

человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа".
Дмитриевский собор, - пишет Л.Д. Любимов, - один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика