Слайд 1 Первеева Г.В.
Режиссер (directing)
- Роль режиссера в
творческом и производственном процессе
- Терминология режиссера в зарубежном кино и
ТВ на английском языке.
- Предварительная работа режиссера (pre-production) Режиссерская экспликация (process message). Тип производства (production method). Команда-подбор персонала и подбор актеров (production method). Расписание (Scheduling).
- Режиссерская группа: Floor or stage manager (1 ассистент режиссера), второй режиссер (assistant director), ассистент по производству (production assistant).
- Режиссерская разработка сценария (графичечкий сценарий (storyboard) -описание каждой сцены с точной формулировкой, что хочет режиссер).
- Режиссер в съемочный период и пост продакшн
Слайд 2Чарли Чаплин о режиссуре
« … … ….Овладев ремеслом, ученику, наделенному
воображением, нужно руководствоваться собственными взглядами на развитие драматического действия.
…Если
любитель творчески одарен, то ему необходимы только основы голого ремесла. Самое привлекательное для художника – свобода в новаторстве, и, может быть, поэтому фильмы многих режиссеров так свежи и оригинальны»
Слайд 3Роли (личностные качества) режиссера в творческом и производственном
процессе
А. Художник (Artist)
b. Психолог (Psychologist)
c Технический советник
(Technical adviser)
d Организатор (Organizer)
Слайд 4Художник (Artist)
В роли художника режиссер должен представить каждое событие в
сценарии в виде движущийся картины, быстро оценить и определить ряд
кадров, которые разъяснят и окажут соответствующее впечатление у зрителя. Стиль режиссера виден, когда зритель сможет увидеть необычное решение съемки сцены и энергию, исходящую от этого материала, также оригинальное музыкальное решение.
Слайд 5Психолог (Psychologist)
Режиссер выступает в качестве психолога, поскольку режиссер должен управлять
группой людей, которые вовлечены в творческий процесс
Творческие персоны все разные
и выполняют различную работу
Например, режиссер работает
с продюсером, который должен уложиться в бюджет,
с оператором, который, прежде всего, волнуется о техническом качестве кадра.
Конечно же, работа с актерами требует особого внимания и терпения.
Режиссер должен найти понимание с каждым членом команды и добиться эффективной работы от каждого, т.е. быть тактичным и с тем же строгим, поддержать и поощрить и добиться от каждого наилучшего результата. Также задача продюсера и режиссера как психолога подобрать единую команду.
Слайд 6Технический советник (Technical adviser)
Хотя режиссер не обязан быть экспертом в
эксплуатации всего технического оборудования, но обязательно должен иметь понимание или
компетенцию для решения технических проблем, т.е. направить в определенную службу информацию о неполадке или к определенной персоне
Всегда выступает в роли технического советника как дирижер симфонического оркестра. Дирижер не владеет всеми инструментами, но знает, как должен звучать каждый инструмент его оркестра в отдельности, чтобы зазвучала хорошая музыка.
Слайд 7Организатор (Organizer)
В дополнение к качествам художника, психолога, технического советника, режиссер
должен быть хорошим организатором,
В процессе съемки ТВ программ в
прямом эфире: основная задача подать четкую команду своим коллегам, скоординировать работу съемочных камер, звуковой аппаратуры, освещения, видеоэффектов, видеоматериала с сюжетами, монтажной машины, аудитории, исполнителей
На телевидении (при съемке телесериалов) актеры работают в режиме станочного производства, и сетуют на это весьма справедливо, поэтому режиссеру необходимо уделять особое внимание актерам.
Режиссер также должен помнить о временных лимитах, действовать по расписанию, не выбиваться из графика (просрочка ведет к дополнительным затратам) и всегда должен ответить на вопрос: что дальше? Чтобы съемочный процесс проходил гладко и без остановок, все должно быть организованно заранее.
кадр
На языке кино каждый кадр имеет свое значение и
несет психологическую нагрузку для зрителя
Режиссер решает, каким планом он будет снимать каждый кадр. План определяется расстоянием от камеры до объекта/ субъекта.
Слайд 9ОКП Очень крупный план
ECU – BCU and VCU
Голова
или часть головы. Показывает крошечные детали. Идеален для эмоциально напряженных
эпизодов и сцен конфликта
Слайд 10КП Крупный план CU
Голова и плечи. Отражает характер
персонажа. Создает ощущение безопасности и напряженности. Идеален для душещипательных моментов
истины отчаяния. Вовлекает зрителя в действие.
СКП Среднекрупный план MCU
Захватывает нагрудный
карман героя. Используется, когда надо показать ближайшее окружение.
СП средний план MS
По пояс. Этот кадр отображает жесты и одежду персонажа.
СДП Среднедальний. MLS
Захватывает колени героя. По сравнению со средним планом дает
больше информации об интерьере, но не так внимателен к деталям.
ДП Дальний план LS
Показывает фигуру героя целиком в контексте окружающей обстановки. Используется, чтобы зритель мог взглянуть на события со стороны, или чтобы подчеркнуть одиночество героя.
Слайд 12OП Общий план WS
Его также называют установочным кадром или адресным.
Часто применяется в начале и в конце эпизода. Он дает
представление о месте и об атмосфере.
ЧП / Через плечо Cross Shot XS
Кадр, снятый через плечо. Позволяет одновременно видеть героя и то, что у него перед глазами, что создает дополнительную динамику. Иногда кадр через плечо предполагает , что за героем кто-то тайно наблюдает.
CП /2 Средний план двух (нескольких) актеров.
Помещая 2-х или 3-х актеров в один кадр, режиссер выдвигает на первый план их отношение.
ТЗ точка зрения -point of view
Позволяет зрителю взглянуть на мир глазами действующего персонажа.
Слайд 14Верхний ракурс From Up
Камера выше уровня глаз и смотрит вниз
на героя. Как правило, так сообщается о его невысоком статусе
и уязвимости.
Нижний ракурс From Down
Камера ниже уровня глаз и направлена вверх. Нижний ракурс говорит о высоком положении героя – он внушает почтение или страх.
Голландский ракурс Holland shot
Камера нарочно держится наискосок , чтобы сбить зрителя с толку. Обратный кадр На этих кадрах герои, очевидно, общаются друг с другом через окно. Мы смотрим на каждого с точки зрения его собеседника.
Медленная панорама – успокаивает
Быстрая панорама – будоражит
Между объектом и камерой выстраиваются отношения
Слайд 15Наезд и отъезд / Zoom in /out
Глубина кадра (но
иногда очень раздражает, лучше статичный кадр)
Горизонтальное панорамирование Pan left/ pan
right
Камера стоит на одном месте, но объектив может двигаться по горизонтали. Зритель становится в положении героя, который может поворачивать голову влево и вправо
Вертикальное панорамирование Tilt down / Tilt up
Камера стоит на месте, а объектив перемещается по вертикальной оси. Применяется, например, для того, чтобы зритель мог оценить высоту здания.
Слайд 17Zoom in / out
Приближение и отдаление Zoom in / out
Зум
объектива может регулировать расстояние до объекта, при этом камера остается
на месте.
Приближение увеличивает изображение, отдаление, наоборот, уменьшает.
Задний план может быть обрезан, а глубина кадра может быть ограничена.
Глаз человека на такое не способен.
Слайд 18
Наезд / отъезд камеры
Камера может двигаться навстречу объекту или от
него. Позволяет влиться в динамику действия по сравнению с зумом
- наезд / въезд захватывает больше фона, но при этом необходимо несколько раз перефокусировать камеру.
*Долли* или тележка… dolly up /dolly down
Камера катиться по рельсам и втягивает зрителя в действие. Ощущается движение физически, и кадр кажется необычайно глубоким.
КРАН Crane
Если камеру прикрепить к крану, можно снять стремительный взлет или голокружительное падение.
Слайд 19Камера в руках / subjective camera
Используется в документальном кино,
чтобы успеть за объектом. При этом кадр будет немного подпрыгивать.
Стэдикам
Устройство, которое крепит камеру к телу оператора. Оно смягчает тряску и делает движение плавным и естественным.
Правило 180- Монтажная ось.
Согласно этому правилу камера не должна пересекать воображаемую ось между двумя героями . Иначе тот персонаж , который стоял слева , окажется справа , а тот кто был справа появится слева
Слайд 20ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
часто используется при создании фильма
Создается напряжение между
двумя сценами похожими по смыслу –
перемена противоположных по значению
сцен
усиливает впечатление, т.е. усиливает драматургию.
Слайд 21Режиссерский сценарий
Список кадров ДЕНЬ 1
Площадка Лиговский
проспект
Кадр 1 КП
CU машина скорой помощи и трамвая
Кадр 2 OКП MCU машина скорой помощи и трамвая
Кадр 3 ОП WS машина скорой помощи и трамвая
Кадр 4 ОП WS санитары выносят больного из
машины скорой помощи
кадр 5 ОП WS санитары кладут больного на носилки около машины скорой помощи
Площадка Фойе больницы Рауфуса
Кадр 1 LS В коридоре приемного покоя вместе с мигающий светом от операционной быстро вносят носилки
Слайд 22Режиссерский сценарий
Режиссерский сценарий представляет собой литературный сценарий, к которому добавлено
режиссерское видение каждого эпизода visualization . В нем обозначены все
позиции камеры на протяжении всех действий и диалогов : крупный или дальний план , медленный наезд или статическое положение
Каждый режиссер видит литературный сценарий по – своему, что помогает ему создать уникальный режиссерский сценарий, однако любой сценарий строится на базовых принципах, описанных ранее.
Слайд 23Графический сценарий (Раскадровка) Storyboard
Графический сценарий– это наброски будущих кадров, выполненные
от руки и расположенные в хронологическом порядке sequencing – это
бумажная заготовка , что покажется на экране.
Каждый набросок изображает персонажей , действие и интерьер: рядом ставятся пометки о типе кадра, движениях камеры, освещении, хореографии актеров, и всем прочим , что помогает передать значение и смысл кадра. Раскадровка дает режиссеру возможность зрительно представить сценарий фильма.—помогает прояснить главные идеи фильма, и подготовиться к съемочному процессу. С помощью раскадровки можно легко вычислить слабые кадры, которые надо проработать.
Слайд 24Раскадровка
Раскадровка готовиться совместными усилиями режиссера, главного оператора и художника
– постановщика. На этой стадии зарождается выразительная концепция фильма, стиль.
Здесь рождаются идеи для декораций и костюмов, чертежей и трехмерных моделей, которые будет разрабатывать художественный отдел.
Режиссер и гл. оператор подбирают объективы, находят точку для съемки, решают как будет стоять свет и нужно ли специальное оборудование, такое как краны и рельсы.
Раскадровка не должна быть безупречной - несет лишь необходимую информацию: тип кадра, композицию, действию персонажей, движение камеры и порядок смены кадров
ПОСТАНОВКА режиссер отвечает за установку камеры и расстановку актеров в студии. Оператор переводит на технический язык.
Слайд 25ПРАКТИКА 12.03. 2011
агентство съемочной техники
АСТ Сергея Астахова
Ул. Кирочная, д. 62
18ч.
45 мин