Слайд 1Мониторинг
социально-экономических и
политических процессов
Слайд 2Английское слово monitoring означает “наблюдение, процесс отслеживания происходящего, фиксация увиденного”.
Слайд 3Мониторинг - это составная часть управления, которая заключается в непрерывном
наблюдении и анализе деятельности экономических объектов с отслеживанием динамики изменений.
Слайд 4Обычно мониторинг проводят люди, организации или учреждения, которые хотят узнать
о том, какие закономерности характерны для определенного периода, деятельности той
или иной сферы общественной жизни, политической ситуации, технологического процесса.
Слайд 5Вначале надо поставить цель...
Слайд 6...а потом составить план работы:
1) уточнить срок работы
2) определить ресурсы (количество сотрудников, наличие необходимой техники,
финансовую базу).
3) распределить обязанности среди сотрудников: кто будет просматривать газеты и журналы, кто - отслеживать выпуски информационных агентств и новостных программ радио и телевидения, кто - брать интервью у людей, чье мнение поможет дополнить информацию.
Слайд 7Откуда берется информация?
1) из газет;
2) из сообщений информационных агентств;
3) из
новостей радиостанций и телеканалов;
4) с помощью интервью;
5) из заявлений, писем, обращений;
6) из сети Интернет;
7) от ваших корреспондентов.
Слайд 81)Газеты - наиболее устойчивый источник информации, причем самой разнообразной -
от сообщений о фактах до обобщенных статей или аналитических обзоров
состояния прессы.
Слайд 92) сообщения информационных агентств
Оперативная информация с лент агентств может
стать основой для исследования того или иного конфликта. Однако следует
помнить, что передаваемая агентствами информация может содержать не только неполную, но и искаженную информацию.
Слайд 103) новости радиостанций и телеканалов
Специфика передаваемой телеканалами информации состоит
в том, что демонстрация в телерепортажах отдельных сюжетов и деталей
могут навести сотрудников службы мониторинга на новую идею.
Слайд 114)с помощью интервью
Важность такого рода информации заключается, прежде всего,
в том, что она исходит от непосредственного участника или свидетеля
ситуации.
Слайд 125) из заявлений, писем, обращений
Обычно политические и общественные организации
стараются привлечь внимание общественности к тому или иному инциденту, вызывавшему
определенные последствия во внутриполитической ситуации в стране, Распространяя свои заявления, письма протеста или обращения.
Слайд 136) из сети Интернет
Во-первых, в Интернете можно просматривать электронные
версии газет или журналов которые появляются в сети раньше, чем
выходят в свет в традиционном бумажном виде.
Во-вторых, в Интернете помещаются срочные сообщения.
Слайд 147) от ваших корреспондентов
Очень важным компонентом могут стать сообщения
корреспондентов, работающих в вашей организации, или волонтеров, если заранее позаботиться
о том, чтобы они были вашими надежными помощниками.
Слайд 15Monitor - текст, состоящий из полученной при проведении мониторинга информации,
проверенной и дополненной необходимыми сведениями об источнике информации.
Слайд 16Каждая из организаций, проводящая мониторинг, выработала свою методику составления и
свою структуру монитора. Однако, каковы бы ни были различия по
объему, в тексте монитора в первую очередь должны выделяться даты и имена или названия действующих лиц или редакций СМИ.
Слайд 17Для изложения информации допустимо вначале - в двух-трех предложениях -
сообщить о сути ситуации, а затем написать о ней подробнее.
Слайд 18Собственно монитор - это несколько десятков, сотен, а иногда даже
тысяч сообщений, собранных за какой-то определенный период и по какой-то
вполне конкретной теме.
Слайд 19
Мониторинг социально-экономических процессов
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием
роли и значения информации в
управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием.
Слайд 20
Любая экономическая деятельность связана с переработкой и использованием информации:
проведение мониторинга социально-экономического развития является одной из функций управления,
2)
его проведение необходимо для обеспечения нормального функционирования органов власти, своевременного обнаружения негативных тенденций и снижение отрицательных последствий их действия;
информационной основой мониторинга должна служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований,
4) основными направлениями проведения мониторинга социально-экономического развития города являются мониторинг качества жизни населения, мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, мониторинг хода реформ на территории, мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования.
Слайд 21
Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга.
Главная цель функционирования
системы мониторинга, состоит в обеспечении органов управления
полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации.
Слайд 22Основными задачами являются:
1) организация наблюдения. Получение достоверной и объективной информации
о протекании на территории социально-экономических процессов;
2) оценка и системный
анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания экономических процессов;
3) обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
4) разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;
5) подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти.
Слайд 23 Основные принципы организации мониторинга:
1) целенаправленность – вся система рационального
мониторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач;
2)
системный подход – рассмотрение региона как подсистемы более крупной общественной системы исследование связей его с другими территориальными звеньями;
3) комплексность – мониторинг отдельных сфер и направлений развития региона должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений;
4) непрерывность в наблюдении за объектом;
5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях;6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени и другие.
Слайд 24Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает: - мониторинг качества
жизни населения, - мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и
федеральных проблем, - мониторинг хода реформ на территории, - мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования.
Слайд 25
Информационный фонд социально-экономического мониторинга долженпредставлять
собой систематизированные многолетние данные об экономическойи социальной обстановке, складывающейся в
районе в разрезе, например,основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы,сведенные в статистические регистры и базы данных. Информационной основойрегионального социально-экономического мониторинга могут служить базыданных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления, учреждений, организаций; специализированные базыданных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения,за обеспечением санитарно-эпидемологического благополучия и среды обитаниячеловека, и т.п., данные государственной статистической отчетности,материалы обследований, программ, проектов и т.п.
Слайд 26 Мониторинг качества жизни населения включает в себя:
1) мониторинг здоровья.
Индикаторами состояния здоровья населения являются средняя продолжительность жизни; смертность,
в том числе детская и материнская; число новорожденных, нуждающихся в реабилитации. Мониторинг здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, мониторингом уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха.
Слайд 272) мониторинг уровня жизни. Используются следующие индикаторы: определение индекса
жизни (индекса потребительских цен) – изменение стоимости фиксированного
набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде и его стоимость в базовом периоде. Оценка доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов населения, реальных располагаемых доходов, личных доходов, средних доходов и средней зарплаты.
Слайд 28
3) мониторинг образа жизни горожан. Он непосредственно связан с
оценкой уровня занятости населения, обеспечения общественного порядка и личной
безопасности поддержанию благоприятного социально-психологического климата в обществе.
Слайд 29 Организация процесса мониторинга требует
определить:
1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;
2) основные
направления мониторинга (качества жизни, социально- экономического потенциала города и эффективности его использования, хода реформ, вклада города в решение областных, межрегиональных и федеральных проблем);
3) систему инструментов социально-экономического мониторинга – перечень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники информации;
4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга – рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;
5) организационно-экономический механизм реализации социально- экономического мониторинга в городе.
Слайд 30
Мониторинг политических процессов
включает в себя выявление его основных
субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также
саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.
Слайд 31
Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических
и динамических характеристик, обобщенных в понятиях “политическая ситуация” и “политическое
изменение”.
Слайд 32
Если понятие анализ политического изменения характеризует специфику динамики политического
процесса, то анализ политической ситуации дает “фотографию” политического процесса в
конкретный момент времени. Для анализа ситуации характерно статическое представление о параметрах политического процесса. В ходе такого анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами политического процесса, сложившаяся на данный конкретный момент.
Слайд 33
Алгоритм анализа политической ситуации:
1) определение степени информационного обеспечения, верификация
принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации,
ее качества;
2) первичный отбор информации, исключение бесполезной информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации;
3) описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении;
4) описание содержания действий доминирующего политического субъекта;
5)описание состояния и политического поведения других субъектов;
Слайд 34
Алгоритм анализа политической ситуации:
6)описание воздействия внешних факторов, влияющих
на политическое изменение;
7)интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей,
средств их реализации;
8)анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия;
9)анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта;
10)анализ «идеологии политического изменения, ее адекватности достигнутым (достигаемым) целям и задачам»
Слайд 35Важным элементом изучения статических и динамических характеристик политического процесса является
анализ его внешней среды, которая включает в себя социальные, экономические,
культурные факторы, влияющие на политический процесс, а также политические изменения более высокого уровня.