Слайд 1ЕГЭ-2020
Задание 1. Информационно-смысловой анализ текста
Александрова О. И., учитель МОУ «Рощинская
СОШ»
Слайд 2Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
27
заданий:
Часть 1 содержит 26 заданий,
часть 2 содержит 1
задание
(сочинение по прочитанному тексту).
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Слайд 3Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел).
Ответ записывается в поле ответа в
тексте работы, а затем переносится в бланк ответа № 1:
17 клеточек.
Записываем:
если номера, то без запятых, если слова, то без пробелов.
Слайд 4
Максимальный балл за всю экзаменационную работу - 58:
34 балла за
часть 1:
1 балл за задания 1-7, 9-15, 17-25;
5
баллов за задание 8;
2 балла за задание 16;
4 балла за задание 26,
24 балла за сочинение.
Слайд 5
Количество ответов по вопросам может быть более одного.
Поэтому внимательно читать формулировку задания.
Слайд 6Задание 1. Информационно-смысловой анализ текста
Для анализа предлагаются тексты из трёх
предложений.
Информация в тексте представлена в виде определения или объяснения, доказательства,
рассуждения и умозаключения.
Модель задания предполагает выбор двух ответов из пяти вариантов, где сокращение текста проведено с сохранением полного объёма информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
Слайд 7Обратить внимание на то, что ответов будет 2.
Слайд 8Задание 1 построено на явлении синтаксической и лексической синонимии: одна
и та же информация может быть выражена разными словами.
«Маркеры» -
союзы, вводные слова и т.п. - указывают на логическую структуру текста. На этапе выполнения первого задания понять логику текста и выбрать средство связи, которое эту логику обеспечивает ( т.е. решить задание 2).
Слайд 9Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Если вы посмотрите на карту, то
убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации,
она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Слайд 10Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Если вы посмотрите на карту, то
убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации,
она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно ПОЭТОМУ в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Слайд 12В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в
планах экономического развития России уделяется большое внимание.
1. Искажение информации (фактические ошибки)
2. Неполная информация (главное подменено второстепенным)
3. Искажены причинно-следственные связи
Слайд 13В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами
и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
Неполная информация
Слайд 14В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется
большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
Верно
Слайд 15В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое
место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
1. Фактическая ошибка
2. Логическая подмена
Слайд 16В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте?
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.
Верно
Слайд 17Классифицируем ошибки:
Искажение информации:
Фактические ошибки (часто искажена
какая-то мелкая деталь)
Другая информация
Неполнота информации (недостаточна для
передачи главной мысли):
Не отражены главные смысловые части
Главное подменено второстепенным
Искажение причинно-следственных связей: Логическая подмена
Слайд 18Прочитайте текст и выполните задания.
Формирование Земли как планеты, сопровождавшееся падением
астероидов и метеоритов, продолжалось около 100 млн. лет.
По сравнению
с длительностью жизни человека срок этот огромен.
Но если мы вспомним, что возраст Земли равен 4,5—5 млрд. лет, то получается, что образование ее из астероидов и метеоритов заняло лишь 2% времени от всей жизни нашей планеты.
Слайд 20В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Возраст Земли в сравнении с жизнью человека кажется огромным.
Искажение информации (Другая информация)
Слайд 21В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
2) Этап формирования Земли как планеты в сравнении с ее
общим возрастом занимает относительно короткий промежуток ее жизни.
Верно
Слайд 22В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
3) Земля более 100 миллионов лет формировалась из падающих на
ее поверхность метеоритов и астероидов, поэтому ее общий возраст следует считать равным 4,5 – 5 миллиардов лет.
Логическая подмена:
вывод не вытекает из утверждения
Слайд 23В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
4) Если считать, что падение метеоритов и астероидов заняло 2%
времени от общей жизни Земли, то можно вычислить возраст нашей планеты.
Искажение информации (Возраст Земли – данное, а не вычисляемое)
Искажение логики
Слайд 24Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В американской практике реакторостроения в последние
годы официальное признание получила идея строить АЭС вблизи морского побережья
на плаву, что обеспечивает явные преимущества в безопасности от сейсмологических воздействий.
(2) ______ защита от волн в обычных и особенно в штормовых условиях достигается посредством сооружения кольцевого волнореза.
(3)Планируется все оборудование АЭС, в том числе и реактор, размещать на стальной платформе, которую затем отбуксируют в море и закрепят якорями на безопасном (4,8 километров) расстоянии от берега.
Слайд 26В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)
В последнее время во всем мире широкое развитие получило предложение
строить АЭС вблизи морского побережья на плаву, эта мера позволяет обезопасить людей от сейсмологических воздействий.
Искажение информации
Слайд 27В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
2)
Чтобы повысить безопасность АЭС от сейсмического воздействия, в Америке получила
признание идея строить их на плаву, на безопасном расстоянии от берега, с защитой стальной платформы от волн кольцевым волнорезом.
Верно
Слайд 28В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
3)
В американском реакторостроении широкое распространение получило строительство стальных платформ для
АЭС, которые, закрепив якорями, размещали далеко в море, чтобы обезопасить побережье от сейсмологического воздействия.
Искажение информации
Слайд 29В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
4)
Из-за стремления повысить безопасность АЭС от сейсмологических воздействий, в американском
реакторостроении признание получила идея размещать станцию в море, на стальной платформе, которую закрепляют якорями на безопасном расстоянии от берега и защищают от волн кольцевым волнорезом.
Верно
Слайд 30В каком предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
5)
В американском реакторостроении получила признание идея строительства АЭС на плаву,
с использованием стальных платформ и кольцевых волнорезов для защиты от волн.
Неполнота информации
Отсутствие причинно-следственных связей связей (Почему? С какой целью?)
Слайд 31План информационно-смыслового анализа текста с использованием рисунков (схем)
Внимательно читаем текст,
выделяем главное.
Упрощаем. Сжимаем до схемы.
Рисуем информационные блоки, обозначаем связи между
ними.
Соотносим схему с вариантами ответов.
Уточняем причинно-следственные связи между информационными блоками, опираясь на средства связи, обеспечивающие логическую структуру текста.
Классифицируем ошибки (подчёркивая их в предложении). Находим верный ответ.
Слайд 32Текст «История»
Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь
длиннее века машин. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолита,
мезолит длиннее неолита. Бронзовый век длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей.
Слайд 34В каком варианте содержится тот вывод, который следует из этого
рассуждения?
а) История представляет собою неразделимый поток.
б) В каменном
веке можно выделить три периода.
в) Исторический процесс постоянно ускоряется.
г) Длина того или иного исторического периода обусловлена предшествующей эпохой.