Разделы презентаций


Дней Александровых прекрасное начало…

Содержание

Александр I (1801 – 1825)Александр I Павлович Благословенный (12 декабря 1777 – 19 ноября 1825) — император Всероссийский с 11 марта 1801 г., старший сын императора Павла I

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Дней Александровых прекрасное начало…»

«Дней Александровых прекрасное начало…»

Слайд 2Александр I (1801 – 1825)
Александр I Павлович Благословенный

(12 декабря 1777 – 19 ноября 1825) — император Всероссийский с

11 марта 1801 г., старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Александр I (1801 – 1825)Александр I Павлович Благословенный    (12 декабря 1777 – 19 ноября

Слайд 3Детство, образование и воспитание
Екатерина II обожала внука, называла его «господин

Александр», прочила, минуя Павла, в наследники трона. Августейшая бабушка фактически

отобрала ребёнка у родителей, установив только дни свиданий, сама занималась воспитанием внука.
Она составила «Бабушкину азбуку», своеобразное наставление, свод правил для воспитания наследников престола, в основу которого положены идеи и взгляды английского рационалиста Джона Локка.

Детство, образование и воспитаниеЕкатерина II обожала внука, называла его «господин Александр», прочила, минуя Павла, в наследники трона.

Слайд 4Детство, образование и воспитание
От своей бабушки будущий император унаследовал гибкость

ума, умение обольщать собеседника, страсть к актёрской игре, граничащую с

двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II.
«Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель», — писал М. М. Сперанский.

Детство, образование и воспитаниеОт своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актёрской

Слайд 5Детство, образование и воспитание
Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель —

швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами философии Просвещения,

военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду.

Фредерик Сезар Лагарп, воспитатель Александра I

Детство, образование и воспитаниеВырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель — швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с

Слайд 6Семья
В 1793 г. Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе

Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

Елизавета Алексеевна
(1779-1826)

СемьяВ 1793 г. Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны.Елизавета Алексеевна(1779-1826)

Слайд 7Семья
В браке с Елизаветой Алексеевной родилось две дочери. Обе умерли

в раннем детстве:
Мария (1799 - 1800);
Елизавета (1806 - 1808).


Отцовство обеих девочек в императорской семье считалось сомнительным — первую считали родившейся от Чарторыйского; отцом второй был кавалергардский штаб-ротмистр Алексей Охотников.
В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной (в девичестве Четвертинской).

Мария Антоновна Нарышкина

Алексей Яковлевич Охотников 

СемьяВ браке с Елизаветой Алексеевной родилось две дочери. Обе умерли в раннем детстве:Мария (1799 - 1800); Елизавета

Слайд 8Восшествие на престол
В половине первого ночи 12 марта 1801 г. граф

П.А. Пален сообщил Александру об убийстве отца.
Уже в манифесте от 12

марта 1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки».

Восшествие на престолВ половине первого ночи 12 марта 1801 г. граф П.А. Пален сообщил Александру об убийстве отца.Уже в

Слайд 9Причины проведения реформ
Распространение в России идей французского Просвещения, на которых

было воспитано новое поколение политической элиты, в т. ч. и

сам Александр I.
Опасения, что в случае отсутствия реформ в России произойдет революционный взрыв, подобный Великой французской революции.
Причины проведения реформРаспространение в России идей французского Просвещения, на которых было воспитано новое поколение политической элиты, в

Слайд 10«Негласный комитет» 1801 - 1803

Цель: усовершенствование государственного строя России под влиянием

прогрессивных сил.
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых

он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет».
Состав «Негласного комитета»:
граф Павел Александрович Строганов;
граф Виктор Павлович  Кочубей;
князь Адам Чарторыйский;
Николай  Николаевич Новосильцев.
Задача комитета - помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей».
Результат: появление неофициального органа, стремившегося провести широкие преобразования либеральной направленности.
«Негласный комитет» 1801 - 1803Цель: усовершенствование государственного строя России под влиянием прогрессивных сил.С первых дней нового царствования

Слайд 11П.А. Строганов
(1774-1817)
В.П. Кочубей
(1768-1834)

А. Чарторыйский
(1770-1861)

Н.Н. Новосильцев
(1761-1838)

П.А. Строганов(1774-1817)В.П. Кочубей(1768-1834)А. Чарторыйский(1770-1861) Н.Н. Новосильцев(1761-1838)

Слайд 12Первые преобразования Александра I
Цель: отмена распоряжений Павла I
Амнистия пострадавшим при

Павле I.
Снятие запрета на ввоз различных товаров и продуктов в

Россию, в т. ч. книг и музыкальных нот.
Облегчение выезда за границу.
1801 г. - восстановление действия положений Жалованной грамоты дворянству и городам.
Упразднение Тайной экспедиции – органа политического сыска.
Разрешение деятельности частных типографий.
Создание совещательного Непременного совета из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение законопроектов (в 1810 г. преобразован в Государственный совет по проекту М.М. Сперанского).
Результат: либерализация общественной жизни

Первые преобразования Александра IЦель: отмена распоряжений Павла IАмнистия пострадавшим при Павле I.Снятие запрета на ввоз различных товаров

Слайд 13Реформы высших органов управления
8 сентября 1802 г. - указ

«О правах и обязанностях Сената».
Сенат объявлялся верховным органом в империи,

сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.
Результат: функции Сената оказались призрачными.
Реформы высших органов управления8 сентября 1802 г. -  указ «О правах и обязанностях Сената».Сенат объявлялся верховным

Слайд 14Реформы высших органов управления
8 сентября 1802 г. - Манифест «Об

учреждении министерств», начало министерской реформы.
Было утверждено 8 министерств, заменявших петровские

коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):
иностранных дел
военных сухопутных сил
морских сил
внутренних дел
финансов,
юстиции
коммерции
народного просвещения
Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Таким образом, завершился процесс реорганизации петровской системы центрального управления.
Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров (1802).
Результат: появление органа, координирующего деятельность министерств



Реформы высших органов управления8 сентября 1802 г. - Манифест «Об учреждении министерств», начало министерской реформы.Было утверждено 8

Слайд 15Попытки решения крестьянского вопроса
При вступлении на престол Александр I торжественно

заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.
12 декабря 1801 г. — указ

о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (начало буржуазного землевладения в России).
20 февраля 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». Помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами.
Результат: этот акт имел в большей степени моральное, нежели практическое значение. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тысяч крестьян смогли таким образом купить себе свободу.


Попытки решения крестьянского вопросаПри вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.12

Слайд 16Попытки решения крестьянского вопроса
1804 - 1805 гг. - первый этап реформы

по отмене крепостного права в Прибалтике. Были четко определены размеры

крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков.
10 марта 1809 г. — указ об отмене права помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
Результат: ограничение в определенной степени крепостного права.
Попытки решения крестьянского вопроса1804 - 1805 гг. - первый этап реформы по отмене крепостного права в Прибалтике. Были

Слайд 17Реформы в области образования
1803 г. - положение об устройстве учебных

заведений.
Новые принципы в систему образования:
бессословность учебных заведений;
бесплатность обучения

на низших его ступенях;
преемственность учебных программ.
Уровни системы образования:
университеты
губернские четырехклассные гимназии
уездные двухклассные училища для горожан, купцов, мещан
одноклассные приходские училища
Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями.
Реформы в области образования1803 г. -  положение об устройстве учебных заведений. Новые принципы в систему образования:бессословность учебных

Слайд 18Реформы в области образования
Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803),

Харьковский и Казанский (оба — 1804).
Открытый в том же 1804 г.

Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет.
1804 г. — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов.
Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.
Результат: либерализация и развитие системы образования

Реформы в области образованияОснованы пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в

Слайд 19М. М. Сперанский (1772 – 1839)
Михаил Михайлович Сперанский  — общественный и

государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец,

основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.
М. М. Сперанский (1772 – 1839)Михаил Михайлович Сперанский  — общественный и государственный деятель времён Александра I и

Слайд 20 М.М. Сперанский
М. М. Сперанский происходил из семьи сельского священника.
После окончания

Санкт-Петербургской духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем

секретарем у князя А.Б. Куракина.
В 1803-1807 гг. занимал пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел.
С 1807 г. – статс-секретарь императора, а с 1808 г. – заместитель министра юстиции.

Портрет
М.М. Сперанского
работы В. Тропинина

М.М. Сперанский М. М. Сперанский происходил из семьи сельского священника.После окончания Санкт-Петербургской духовной академии он некоторое

Слайд 21Деятельность М.М. Сперанского
Проекты реформ системы государственной власти
1809 г. – «Введение

к уложению государственных законов»
Предложение ввести в основу государственного устройства принцип

разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную
Деятельность М.М. СперанскогоПроекты реформ системы государственной власти1809 г. – «Введение к уложению государственных законов»Предложение ввести в основу

Слайд 22Программа преобразований М.М. Сперанского
Октябрь 1809 г. - проект «Введение к уложению

государственных законов».
Задача  — модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения

буржуазных норм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Программа преобразований М.М. СперанскогоОктябрь 1809 г. - проект «Введение к уложению государственных законов».Задача  — модернизировать и европеизировать государственное

Слайд 23Программа преобразований М. М. Сперанского
Основная идея проекта – реализация принципа

разделения властей:
Законодательная власть должна была сосредоточиться в новом парламентском учреждении

– Государственной думе.
Исполнительную власть должны были осуществлять министерства.
Судебные функции принадлежали бы Сенату.
Новый орган – Государственный совет – должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающем все законопроекты до их поступления в Думу.
Программа преобразований  М. М. СперанскогоОсновная идея проекта – реализация принципа разделения властей:Законодательная власть должна была сосредоточиться

Слайд 24Проект М.М. Сперанского
Император
Государственный совет – законосовещательный орган при императоре
Исполнительная власть
Законодательная

власть
Судебная власть

Министерства


Государственная дума



Сенат


Проект М.М. СперанскогоИмператорГосударственный совет – законосовещательный орган при императореИсполнительная властьЗаконодательная властьСудебная властьМинистерстваГосударственная думаСенат

Слайд 25Программа преобразований М.М. Сперанского
Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми

(вначале проходили бы выборы в волостные думы, затем

депутаты этих органов избирали членов окружных дум. Те, в свою очередь – депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали бы депутатов Государственной думы).
Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Программа преобразований М.М. СперанскогоВыборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми    (вначале проходили бы выборы в

Слайд 26Программа преобразований М.М. Сперанского
Устанавливались три основные сословия российского общества:
Дворянство: имеет

гражданские и политические права;
«Среднее состояние»: имеет гражданские и политические

права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
«Народ рабочий»: имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности – «никто не может быть наказан без судебного приговора») - помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.
Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т.е. представители первых двух сословий).

Программа преобразований М.М. СперанскогоУстанавливались три основные сословия российского общества:Дворянство: имеет гражданские и политические права; «Среднее состояние»: имеет

Слайд 27Проект М.М. Сперанского
Предполагалось установить деление общества на три сословия
Дворянство
Среднее состояние

(купцы, мещане, государственные крестьяне)
Народ рабочий (крепостные, домашние слуги, рабочие)
обладали избирательными

правами
Проект М.М. СперанскогоПредполагалось установить деление общества на три сословияДворянствоСреднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне)Народ рабочий (крепостные, домашние

Слайд 28Программа преобразований М.М. Сперанского
Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и

других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.
Однако

1 января 1810 г. был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.
В 1810 – 1811 гг. была закончена министерская реформа.
Указом от 12 июля 1810 г. был определен «круг предметов» ведения каждого из министерств.
25 июня 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств», которое установило их единообразную структуру и определило порядок прохождения в них дел.

Программа преобразований М.М. СперанскогоПроект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не

Слайд 29Экономические планы М.М. Сперанского
Присоединение России к континентальной блокаде привело катастрофическим

последствиям для ее экономики. Доходы казны значительно сократились.
Правительство приняло решение

начать печатание бумажных денег, не обеспеченных золотым запасом страны, в результате чего уже в 1809 г. курс бумажного рубля упал до 35 копеек.
В этих условиях Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать проект оздоровления экономики.
Экономические планы  М.М. СперанскогоПрисоединение России к континентальной блокаде привело катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны

Слайд 30Экономические планы М.М. Сперанского
План включал в себя:
Прекращение выпуска не обеспеченных

ценностями ассигнаций;
Объявление ранее выпущенных бумажных денег государственным долгом и их

постепенный выкуп у населения с целью уничтожения;
Резкое сокращение государственных расходов;
Проведение внутреннего займа под залог и частичную продажу государственных имуществ;



Рубль Александра I серебром. 1813 г.

Экономические планы  М.М. СперанскогоПлан включал в себя:Прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;Объявление ранее выпущенных бумажных денег

Слайд 31Экономические планы М.М. Сперанского
Введение нового специального налога на помещичьи и

удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
Введение чрезвычайного дополнительного

налога на один год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
Открытие русских портов для торговых судов под нейтральным флагом (скрытый отказ от континентальной блокады);
Введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров.

Экономические планы  М.М. СперанскогоВведение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение

Слайд 32Отставка М.М. Сперанского
Реформы М.М. Сперанского не приняли:
Деятельность Сперанского

вызывала недовольство в придворном обществе. Самого реформатора, простолюдина и выскочку

при дворе не любили.
Дворянские верхи восстали против реформ Сперанского, т.к. они вносили в феодальное бытие России ненавистные буржуазные нормы, позаимствованные во Франции. Реформатора обвиняли в предательстве национальных интересов и поклонении Наполеону.
Бюрократия сочла себя униженной и оскорбленной «экзаменом на чин», который был введен по инициативе Сперанского в 1809 г. с целью поднять образовательный уровень российского чиновничества.
Отставка М.М. Сперанского  Реформы М.М. Сперанского не приняли:Деятельность Сперанского вызывала недовольство в придворном обществе. Самого реформатора,

Слайд 33Отставка М.М. Сперанского
С теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н.М.

Карамзин.
В «Записке о древней и новой России» (1811 г.) Карамзин

обрушился на главную у Сперанского идею представительного правления, усмотрев в ней посягательство на святая святых — незыблемость самодержавия.
Ненависть дворян к Сперанскому оказалась полезной для императора. Она давала ему возможность пожертвовать Сперанским и таким образом вернуть себе расположение дворянства, утраченное после Тильзита.
В марте 1812 г. Сперанский получил отставку и был отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а затем в Пермь.


Отставка М.М. СперанскогоС теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н.М. Карамзин.В «Записке о древней и новой России»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика