Слайд 1Домашнее задание
1. Познакомиться с презентацией.
2. Выписать определения малых жанров фольклора.
3.
Подобрать и записать свои примеры к каждому жанру.
Слайд 3Фольклор
«устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов:
folk – «народ» и lore – «мудрость». Как и литература,
фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся: былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим – народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драматическими представлениями на Руси, были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора – частушках, поговорках и пр.
Слайд 4Малые жанры фольклора
- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В
некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения
входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения русского фольклора широко используются в работе с детьми дошкольного возраста. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Приобщение ребенка к народному творчеству – очень важная и благородная работа.
Слайд 5Колыбельная песня
Один из древнейших жанров фольклора, на что указывает
тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили,
что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак,
колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Слайд 6Пестушка (от слова пестовать,
то есть нянчить, холить)
Короткий стихотворный
напев нянюшек и матерей,
каким они сопровождают
действия ребёнка, которые он
совершает в самом начале своей жизни. Например,
когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его,
приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Слайд 7Потешка
Элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и
ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие
стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Слайд 8Прибаутка (от баять,
то есть рассказывать)
Стихотворная, короткая, весёлая история,
которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу
сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Слайд 9Заклички
Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют
собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы,
а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Слайд 10Пословицы
Поучают чему-то.
- Дорога ложка к обеду.
- Волка бояться в лес
не ходить.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Не надобен клад, коли в семье лад.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
- Друзья познаются в беде.
- Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
- Мягко стелешь, да жёстко спать.
- Родина — мать, умей за неё постоять.
- Семеро одного не ждут.
- За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
- Пчела мала, но и та работает.
- Хлеб всему голова.
Слайд 11Загадка
Как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета
или явления, но в отличие от пословицы она даёт это
определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Слайд 12Считалка
Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто
водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие
и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Прилетела совушка,
Нечёсана головушка.
Глазками — лоп, лоп!
Ножками — топ, топ!
Кто увидел — не дремли,
Поскорей её лови.
Кто поймал — тот молодец!
Вот считалке и конец!
Слайд 13Игры
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Целовальные. Как правило
в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались
поцелуем молодых парня и девушки);
Обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
Сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Слайд 14Скороговорка
Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться
для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
От топота копыт пыль по полю летит.