Слайд 1Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — самое значительное произведение французского писателя
эпохи Возрождения (Ренессанса)
Франсуа Рабле
(1494 – 1553).
Слайд 2Современному читателю трудно поверить в то, что автором одной из
самых веселых книг в мировой литературе был католический монах. Вряд
ли найдется и книга более популярная, чем сочинение Франсуа Рабле. Только в XVI веке и в одной только Франции она была напечатана более 100 раз, а ведь были еще английские, немецкие и итальянские издания
Слайд 3 Старинная французская народная сказка повествовала о великане Гаргантюа.
Сюжет сказки Рабле использовал как основу для своего романа. Он
заимствовал из народной книги имена героев, ряд эпизодов и некоторые приемы, например, гротеск
Слайд 4
Роман состоит из пяти книг, написанных в
течение 20 лет и опубликованных в разное время и поэтому
достаточно самостоятельных.
Слайд 5
В первой книге - роман воспитания (до главы 24). Сюжет
основан на описании этапов взросления, воспитания и обучения Гаргантюа. Второй
сюжетный центр - описание войны с Пикрохолом (до главы 51)
Слайд 6 В романе из многочисленных образов-персонажей выделяются три.
Образ короля-гуманиста представлен сразу тремя персонажами: король Грангузье, его сын
Гаргантюа и сын Гаргантюа Пантагрюэль, все они изображаются великанами, любящими жизнь с ее радостями
Слайд 7 Гаргантюа был «славным мальчуганом», «у него была удивительная
рожа с 10 подбородками», «закусывал он ежеминутно», «жил в полное
свое удовольствие»
Слайд 8Гаргантюа – великан, и все описание его жизни строится на
гиперболах, но эти преувеличения выглядят достоверно. По случаю его рождения,
например, зарезали 367014 быков.
Но он обычный ребенок, нарушающий запреты: «расчесывал волосы стаканом, укрывался мокрым мешком, запивал суп водой, лопался от жира, от дождя прятался в воде»
Слайд 9 В главах 52–58 описывается Телемская обитель, построенная
по указанию Гаргантюа для брата Жана Зубодробителя. Здесь действует композиционная
схема романа-утопии, где основным становится описание различных нововведений (устройство идеальной обители, одежда ее обитателей, уклад их жизни в соответствии с правилом «Делай, что хочешь»).
Слайд 10 Рабле в своём романе использует различные сатирические
приёмы, среди которых важнейшие - гипербола и гротеск. Однако смех
автора, создающий общий фон повествования, не скрывает серьёзных проблем эпохи, которые Рабле не только ставит, но и по-своему, решает.
Слайд 11Многое в жизни человека зависит от того, каким он себя
ощущает: маленьким, никчемным или великаном, которому все по плечу»
(Карел
Чапек)
Ренессанс отверг философию человека-раба и противопоставил ей философию человека-владыки, познающего и покоряющего мир
Слайд 12 Роман – злая сатира на педагогику, которая
отупляет, убивает активность и строится на тупой, бессмысленной зубрежке, прививает
ребенку вялый, сонный образ жизни
Слайд 13 Рабле - один из предтеч современной
фантастики. Первые две части романа - пародия на средневековый рыцарский
роман с волшебно-мифологическими чертами, здесь и великаны, и всевозможные чудовища и аллегорические преувеличения; не обошлось и без описания жизни в потустороннем мире; главы, посвящённые Телемской обители, - классическая утопия
Слайд 14Повествуя в романе о войне, Рабле – гуманист и пацифист
осуждает феодальные захватнические войны, намеренно преувеличивая ничтожность поводов для войны.
Особенно едко он высмеивает бредовые идеи о мировом господстве
Слайд 15 Король Грангуазье считает, что надо уметь управлять
своими землями, а не разбойничать в чужих. «Не те времена
нынче, чтобы, подражая древним народам, завоевывать целые государства»
Слайд 16
Гаргантюа много путешествует, познавая мир, много учится. Его учитель Понократ
считает, что ни одного часа в жизни не должно проходить
бесследно, без впечатлений. А сам процесс обучения должен идти от практики, от жизненных наблюдений
Слайд 17 12 кораблей Гаргантюа побывают на разных островах:
Диком, где живут Жирные Колбасы, острове Папефигов с его весельчаками,
острове Плутней с картежниками, на Ганабэне с ворами и разбойниками
Слайд 18 На острове Застенок живут Пушистые Коты- юристы-законники(это пародия
на суд и судопроизводство). Главный законник - эрцгерцог Цапцарап
Слайд 19 Главу о посещении Острова Железных изделий популярные в
ХХ веке Борхес, Касарес и Окампо включили в свою «Антологию
фантастической литературы»
Слайд 20
Любимый приём комического искусства Рабле — утрирование, доведение пороков ("порождений
Антифизиса" — Противоприроды) до фантастически одностороннего, чудовищного и вместе с
тем наглядного, а потому смешного гротеска
Слайд 21 Особенно богаты на фантастические элементы четвёртая и
пятая части книги, повествующие о путешествии друзей к оракулу Божественной
Бутылки — здесь фантазии Рабле в описании невероятных чудес, природы и удивительных обитателей встречающихся на пути островов нет границ.
Слайд 22 Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский,
часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду,
он предписал огромные дозы смеха. Но смех – это отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется
Слайд 23Книга о великанах-королях составила эпоху в истории французской общественной мысли
и вошла в фонд мировой классической литературы. Пятый век живет
она, переходя от поколения к поколению, расширяя круг своих читателей
Слайд 24 Самый замечательный писатель своей эпохи Рабле стоит в
одном ряду с величайшими сатириками, занимает почётное место между философами
и педагогами. Рабле - человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни. Рабле - гуманист, медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов