Слайд 1Введение в Послание к Евреям
Слайд 2Подлинность
Послание к Евреям представляет собой во многих аспектах загадку Нового
Завета
Ответы на вопросы, когда оно было написано, кому и кто
его написал мы можем лишь предполагать. К этому посланию всегда относились осторожно и с подозрением
Потребовалось много времени, прежде чем оно окончательно и бесспорно вошло в число книг Нового Завета
В Мураториевом каноне, составленном около 170 г., оно вообще не упоминается. Крупные ученые из Александрии Климент и Ориген знали и любили его, но соглашались с тем, что его место среди книг Священного Писания спорно
Слайд 3Что же касается североафриканских отцов Церкви, то Киприан никогда не
упоминает его, а Тертуллиану известно, что его место среди Писания
оспаривается
Евсевий, историк Церкви, заявил, что среди вызывающих споры книг, это послание выделяется своими высокими качествами
Лишь во времена Афанасия, в середине четвертого столетия, Послание к Евреям было окончательно включено в Новый Завет, но в XVI веке Лютер вновь ставит вопрос о правильности этого решения
Слайд 4Время написания
Сведения об этом мы можем почерпнуть только из
самого послания. Оно без сомнения было написано в эпоху, которую
можно назвать вторым поколением христианства (2,3)
События излагают слушателям те, которые сами слышали Господа. Людям, адресованным это послание, христианская вера не была новизной
по всей вероятности, они должны были быть зрелыми людьми и подготовленными слушателями (5,12)
У них должна была быть длинная история, потому что автор ссылается на события прошлых дней (10,32). Позади у них были великое прошлое и героические мученики, на которые они должны были взирать и черпать вдохновение (13,7)
Слайд 5При установлении даты послания может помочь упоминание о гонениях
Из послания
ясно, что одно время их наставники и руководители умирали за
свою веру (13,7). Сами адресаты послания еще не подвергались гонениям, потому что они "еще не до крови сражались" (12,4)
Ясно также, что они пережили страдания так как им пришлось "принять расхищение их имения" (10,32-34)
В общем, послание производит впечатление, что адресатам грозит опасность преследований. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что послание было написано в период между двумя волнами гонений
Слайд 6Первое гонение христиан было в 64 г., во времена Нерона,
а второе - в 85 г., при императоре Домициане
Где-то между
этими двумя датами было написано Послание к Евреям, вероятнее всего ближе к эпохе правления императора Домициана, т.е. около 80 года. Есть предположение и о более ранней датировке – до 70 года, т.к. послание рассказывает о храме и о жертвах. В 10 главе храм противопоставлен Христу: после 70 года эти строки были бы невозможны
Слайд 7Адресат
И здесь мы тоже должны ограничиваться сведениями и намеками, которые
мы находим в самом послании
Один факт ясен - послание не
могло быть написано крупной церковной общине, ибо тогда название ее не исчезло бы совершенно из памяти. Послание было написано церковной общине, имевшей долгую историю (5,12), которая когда-то в прошлом пострадала от гонений (10,32-34)
Оно было написано церкви, у которой были великие времена, великие учители и проповедники (13,7). Оно было написано церкви, которая была основана не самими апостолами (2,3), церкви, отличившейся щедростью и широтой взглядов (6,10)
Слайд 8Послание содержит и прямой намек. Среди завершающих послание приветствий находим
такое предложение: "Приветствуют вас Италийские" (13,24). Эта фраза может означать,
что письмо либо было отправлено из Италии, либо в Италию; более вероятно, что оно было написано в Италию
Но, совершенно ясно, оно не было написано всей римской церкви, тогда оно никогда не утратило бы своего названия. Далее оно производит впечатление, будто было написано небольшой группе единомышленников, вероятно группе ученых
Из 5,72 мы видим, что они долгое время учились и готовились стать учителями христианской веры. Кроме этого, чтение Послания к Евреям требует такого знания Ветхого Завета, что его мог только написать ученый ученым
Слайд 9Если все это свести вместе, то можно сказать, что Послание
к Евреям было написано крупным проповедником и учителем Церкви небольшой
группе или школе христиан в Риме (Палестине?)
Но в настоящее время он находился вдали от них, и так как боялся, что они уходят с пути веры, написал это послание. Это не столько послание, сколько беседа. Оно не начинается как послание Павла, хотя оно и заканчивается приветствием, как любое письмо. Сам автор называет его словом увещевания, проповедью
Слайд 10
Авторство
По-видимому, самым трудноразрешимым является вопрос авторства. И именно эта
неопределенность явилась причиной того, что его не решались включить в
Новый Завет
В те времена оно называлось просто «Евреям»
Никакого авторства ему не приписывали, никто не связывал его непосредственно с именем апостола Павла. Климент Александрийский допускал, что оно было написано Павлом на арамейском языке, а Лука перевел его, потому что стиль совершенно отличался от Павлова
Ориген сделал известное замечание: "Лишь Бог знает, кто написал Послание к Евреям". Тертуллиан считал Варнаву его автором
Слайд 11Деление послания
Догматическая часть. 1-9 гл. Путём логического ведения доказательств автор
доказывает превосходство Иисуса Христа и Его дела искупления над Ветхим
Заветом. По-видимому тем, кому предназначалось послание, стоило больших усилий понять, что эпоха закона Моисея безвозвратно прошла и что Иисус Христос не был простым реформатором, обновившим и дополнившим религию отцов, но был Зачинателем новой, окончательной эпохи благодати Божией
Слайд 12Практическая часть. 10-13 гл. Иудео-христиане, всё ещё «дети веры», должны
стать зрелыми и осознать опасности, которые им грозят: возврат к
старой вере, охлаждение, неверие
Их недостаточное знание личности Иисуса Христа должно быть дополнено тем, что Он должен предстать перед их взором как чудесное, совершенное воплощение ветхозаветных образцов и пророчеств, ибо только более живое и более глубокое познание Христа может восполнить пробелы в их духовной жизни
Слайд 13
Два образа мышления, представленные в послании к Евреям
Концепция
автора Послания к Евреям вписывалась в оба современных ему образа
мышления. С одной стороны это греческий образ мышления. Еще со времён Платона, то есть в течение пяти веков, сознание греков было озабочено противоречиями между реальным и нереальным, видимым и невидимым, преходящим и вечным. Именно грекам принадлежала идея о существовании где-то мира реального, для которого наш мир является только слабым отражением
Платон считал, что где-то там существует мир совершенных форм, идей, или образцов. Платон говорил: "Создатель мира спланировал свое творение и выполнил его по непреходящему и вечному образцу, копией которого является мир сей"
Слайд 14Филон Александрийский, заимствовавший свои идеи у Платона, говорил: «Бог с
самого начала знал, что прекрасную копию можно сделать только имея
прекрасный образец, Он сотворил сперва идеальный мир, чтобы создать предметный телесный мир по бестелесному и божественному образцу»
Цицерон говорил о законах, известных людям и применяемым ими на земле: «У нас нет ничего сколько-нибудь похожего на настоящий закон и подлинную справедливость; то, что у нас есть - это только тень и крохи»
Слайд 15Эту идею о существовании где-то там действительного мира, несовершенной копией
которого является наш мир, можно встретить у всех мыслителей древности
В
сем мире мы можем лишь догадываться и искать на ощупь; здесь мы можем работать лишь с копиями и несовершенными предметами. Если это так, то совершенно очевидно, что цель нашей жизни в этом мире заключается в том, чтобы уйти от теней и несовершенства и достичь реальности
И вот как раз это и утверждает автор Послания к Евреям, что Иисус Христос дает нам такую способность. Автор Послания к Евреям говорит грекам: "Всю свою жизнь вы пытались уйти от теней и прийти к истине. Иисус Христос дает вам возможность сделать это"
Слайд 16Но автор Послания к Евреям разделяет также и иудейский образ
мышления. В иудействе было опасно приближаться к Богу. "Человек, -
сказал Бог Моисею, - не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33,20). Иаков был крайне удивлен: "Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32,30)
Когда Маной понял, Кто был его гость, он в ужасе сказал своей жене: "Верно, мы умрем; ибо видели мы Бога" (Суд. 13,22). Одним из важнейших религиозных праздников иудеев был День Очищения. Только в этот день первосвященник входил в Святое Святых, где, по представлению иудеев, обитал Бог
В Святое Святых никогда не входил никто, кроме первосвященника, и только в этот день. В законе было ясно сказано, что, входя в Святое Святых, первосвященник не должен задерживаться там надолго, "чтобы не навлечь ужас на Израиля"
Слайд 17Именно поэтому, в иудейское мировоззрение пришла идея о завете. Бог,
в Своем милосердии и без всякой заслуги на то со
стороны иудеев, обратился к народу Израиля и предложил ему вступить в особые отношения с Ним
С этого момента Израиль имел доступ к Богу, но лишь в том случае, если он будет соблюдать закон
Нарушение закона является грехом, а грех воздвигал преграду между Израилем и Богом и закрывал ему доступ к Нему
И чтобы устранить эту преграду, была создана вся система левитского священничества и жертвоприношений. Но жизнь показала, что жертвоприношение не в силе сделать этого. Это служило доказательством того, что вся система продолжающихся жертвоприношений оказалась безнадежной
Слайд 18Народу нужны были совершенный священник и совершенная жертва. Нужен был
кто-то, способный принести Богу жертву, которая бы раз и навсегда
открыла дорогу и доступ к Нему. И именно это сделал Христос, говорит автор Послания к Евреям
Он - совершенный первосвященник, потому что Он одновременно совершенный человек и совершенный Бог. В Своем человеческом облике Он приводил людей к Богу, а в Своей божественности Он приносит людям Бога. На Нем нет греха. Совершенной жертвой, которую Он принес Богу, является Он Сам - жертва настолько совершенная, что ее никогда больше не нужно приносить
Слайд 19Итак, иудею автор Послания к Евреям говорит: "Вы всю свою
жизнь искали совершенного священника, который мог бы принести совершенную жертву
и открыть вам доступ к Богу. Вы получили Его в Иисусе Христе и только в Нем»
И греку автор Послания говорит: "Вы ищете путь от теней к реальности: вы найдете его в Иисусе Христе". Иисус был Тем, Кто открыл людям доступ к реальности и к Богу - вот главная мысль этого послания