Слайд 1Домашнее задание:
§18 - готовить к тесту
Слайд 3План урока.
Понятие «семья».
Этапы становления брачно-семейных отношений.
Брак. Формы браков.
Типы семей.
Функции семьи.
Проблемы
современной семьи.
Бытовые отношения.
Слайд 4
1. Как вы думаете, почему семья занимает во
многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.
Слайд 5Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами
или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.
Слайд 6Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
первобытное состояние (неупорядоченные половые
связи);
кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками
и потомками, родителями и детьми);
парная семья (устанавливается единобрачие)
Слайд 7
Брак – (найдите и впишите определение термина)
Формы браков:
Моногамный - брак
одного мужчины с одной женщиной в одно время.
Слайд 8Полигамный – в котором есть право иметь нескольких жён или
мужей одновременно:
полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами (мусульманские
страны)
полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (Южная Индия, Тибет)
групповой брак – брак нескольких мужчин и женщин одновременно (Маркизские острова)
Слайд 101) в зависимости от того, кто является главой семьи:
патриархальные
(традиционные) - главой является отец
матриархальные — наивысшим авторитетом
и влиянием пользуется мать
эгалитарные (партнёрские) – семья равных, главы нет (справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональная насыщенность отношений)
Слайд 11Традиционная или патриархальная семья
предполагает главенство мужчины.
Такая семья объединяет под
одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.
Женщина экономически зависит
от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Слайд 122) в зависимости от того, по чьей линии происходит наследование:
патрилинеальные
- наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу
матрилинеальные — по матери
Слайд 134) в зависимости от социального равенства
гомогенные - супруги являются выходцами
из одного социального слоя
гетерогенные - супруги происходят из разных
социальных групп, каст, классов
Слайд 145) в зависимости от наличия детей:
бездетные – только супруги
нуклеарные –
супруги+дети
Слайд 156) в зависимости от количества детей:
малодетные (1—2 ребенка)
среднедетные (3—4 ребенка)
многодетные (5 и более детей)
Слайд 167) в зависимости от количества или наличия родителей
полные - двое
родителей
неполные - где по каким-либо причинам отсутствует один из
родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками
Слайд 17Задания для закрепления:
Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать,
четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному
признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.
К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.
Слайд 18Функции семьи - это
ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.
Слайд 19репродуктивная -
связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Слайд 20воспитательная -
новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить
социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других
ценностей
Слайд 21хозяйственно-экономическая-
охватывает различные аспекты семейных отношений:
ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета;
организацию семейного потребления
проблему распределения домашнего
труда;
поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.
Слайд 22эмоционально-психологическая -
семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
создает чувство
безопасности и психологического комфорта,
обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего
жизненного тонуса
Слайд 23рекреационная -
включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и
организацию проведения свободного времени.
Слайд 24социально-статусная -
семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем
самым воспроизводству социальной структуры общества
Слайд 25ЕГЭ. С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями
выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и
проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Отказ от вредных привычек (после рождения ребенка молодой отец бросил курить).
Активный отдых (родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток).
Усвоение гигиенических навыков (родители приучают детей мыть руки перед едой).
Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (сделали прививку от гриппа).
Слайд 26Проблемы современной семьи
Современные ученые говорят о кризисе семейных
отношений.
Как вы думаете в чем причины и каковы последствия
кризиса семейных отношений?
Слайд 27Кризис семьи проявляется:
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и
внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей
на детей;
в увеличении числа неполных семей.
Слайд 28ЗНАЧЕНИЕ БЫТА И БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -
ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА
ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕН
НЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ
Слайд 29Дом – это место, где человек восстанавливает силы после трудового
дня, общается с близкими и друзьями, находит уют и спокойствие,
где человека признают, любят и поддерживают
Слайд 30Требования к дому для обеспечения нормальной жизнедеятельности:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ
Слайд 323. Обеспечение всеми коммунальными услугами
Слайд 334. Индивидуальность, неповторимость
Слайд 356. Интерьер, соответствующий образу жизни человека
Слайд 39Тепло вашего дома – в ваших руках!
Слайд 40КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ - ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
КУЛЬТУРА ОБУСТРОЙСТВА
И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
КУЛЬТУРА ДОСУГА
Слайд 41Согласны ли вы с данной точкой зрения? Почему?
Семья более священна,
чем государство.
Пий XI
Слайд 42«Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнёздышко,
но и небо»
Евгений Пантелеев
Фемистокла спросили, кого он предпочел бы
иметь зятем - достойного человека, но без средств, или богатого человека, но с менее чистой репутацией. «Я предпочитаю, - ответил он, человека без денег деньгам без человека».
«В брачной жизни соединённая пара должна образовывать как бы единую моральную личность… А если доходит до того, что возникает речь о праве повелителя, то дело уже до крайности испорчено… Притязание женщины на …жёсткий тон повеления является до крайности отталкивающим, подобное же притязание мужчины – в высшей степени неблагородным и достойным презрения…» (И. Кант)
Слайд 43«От брака проистекают все привязанности женщины... И погибло счастье женщины,
если она вышла за того, кого не любит... »
Жермен де Сталь
Супружество
состоит не только из удовольствий... - оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров, - вот что превращает это необходимое обществу установление в извечную проблему. О.Бальзак
«Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова».
(А.И. Герцен)
Слайд 44«Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви
состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя ничего отдавать
не может, он только берет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг !»
(В.А. Сухомлинский)
«Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми — после».
М. Скюдери