Слайд 1Донателло
(Донато ди Никколо ди Бетто Барди)
Бобров Дмитрий 10б
Слайд 2Биография Донателло
Донателло (1386 — 1446) – итальянский скульптор, художник, главный
новатор в искусстве Ренессанса. Полное имя – Донато ди Никколо
ди Бетто Барди. В те годы биографии Донателло, когда формировалась его творческая личность, он работал вместе с Гиберти во Флоренции над бронзовыми дверьми для баптистерия.
Слайд 3Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имя скульптора
- Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Но больше он
известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат».
Он происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был растяжчиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности Донато приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.
Слайд 425 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных
со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре. Первым достоверным его произведением
является мраморная статуя Давида, созданная в 1408-1409 годах для украшения интерьера собора. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом.
Слайд 51409 году Донателло начал работу над кафедральным собором. Его мраморный
«David» (Флоренция) до сих пор является отражением готических форм. А
вот «St. Mark» (Флоренция), «St. John the Evangelist» воплощает новые гуманистические выражения. Работа «St. George» является необыкновенным отображением идеальной молодости. Более важной является сопроводительная сцена «St. George and the Dragon» (1416) – новаторская попытка работать вне системы перспективы.
Слайд 6Статуя «Святого Георгия» создана для ниши цеха оружейников. Большинство исследователей
относит ее исполнение к 1415-1416 годам.
Тема святого Георгия
часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, фиксируя внимание только на внешнем облике.
Георгий у Донателло - гибкий, стройный юноша в легких латах. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо - юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности.
Слайд 7В 1430 – 1432 годах Донателло пребывал в Риме, завоевав
за это время репутацию первого скульптора Ренессанса, интересующегося старинными сооружениями.
Среди его изображений херувимов в «Singing Gallery» (1433 – 1438, кафедральный музей) можно найти отражение классического мальчика. Классическое влияние для Донателло в биографии очевидно в бронзовой фигуре «David» (1432) – одной из самых ранних свободностоящих оголенных фигур эпохи Ренессанса.
Слайд 8о требованию Италии Донателло был приглашен в Падуа в 1443
году. Там он провел около 10 лет в качестве главы
громадной мастерской. Он спроектировал статую «Gattamelata» (1447 — 1453), а также высокий алтарь для Сан-Антонио (1446 — 1450). По возвращению во Флоренцию Донателло вырезал весьма экспрессивную скульптуру «Magdalen» (1460, баптистерий), которая была очень повреждена во время наводнения 1966 года.
Слайд 9Еще не успев закончить работу над скульптурой «Георгия», скульптор получил
заказ на изготовление статуй пророков. Эта работа заняла с перерывами
свыше двадцати лет.
Создав статуи пророков, Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики.
Аналоги индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины XV столетия.
Слайд 10Пророк Иеремия 1423-1426гг. Пророк
Аввакум 1427-1435
Слайд 11Памятник Гаттамелате
Одной из самых значительных работ Донателло является воздвигнутая
им в 1443—1453 годах в Падуе конная статуя кондотьера Эразмо
де Нарни, прозванного итальянцами Гаттамелата («Хитрая кошка»)
Слайд 12Вершиной всех творческих исканий Донателло в области статуарной пластики является
конная статуя кондотьера по прозвищу Гаттамелата (1447-1453) Ее поставили в
честь простого человека, сына булочника, возвысившегося благодаря своим талантам и личной доблести. В своем «Гаттамелате» Донателло дал наиболее последовательное воплощение чисто ренессансного идеала — идеала сильного человека, заслужившего героическими деяниями право на бессмертие. Статуя была отлита на средства вдовы и сына Гаттамелаты. Выполненной работой Донателло, по-видимому, очень гордился, иначе он не поместил бы на пьедестале свою подпись: Opus Donatelli Flo