Слайд 1Медицинские информационные системы
Слайд 2Определение МИС ЛПУ
Медицинская информационная система ЛПУ – автоматизированная система, предназначенная
для сбора, хранения и анализа данных, необходимых для решения управленческих
задач, возникающих в повседневной практике работы медицинского учреждения.
Слайд 3Цели создания МИС ЛПУ
Управление деятельностью лечебного учреждения;
Оптимизация деятельности лечебного учреждения;
Создание
единого информационного пространства;
Контроль за ведением медицинской документации;
Анализ экономических показателей оказания
медицинской помощи.
Анализ эффективности принимаемых управленческих решений
Слайд 4Уровни автоматизации управленческих функций в ЛПУ
Системы автоматизированного учета выполненного объема
работ системы массового обслуживания.
Управленческие автоматизированные системы.
Интегрированные общеучрежденческие системы.
Слайд 6Классы задач, решаемых в МИС ЛПУ:
Электронная история болезни
Кадры
Бухгалтерия
Медстатистика
Приемное отделение
Аптека
Диетпитание
Лаборатория
Диагностические
подразделения
Профильное лечебное отделение
Реанимация и интенсивная терапия
Слайд 7медико-технологические
системы
системы для
администрации
Востребованность
медицинских информационных систем в РФ
=
МИС
Системы для поддержки деятельности
сотрудников управления здравоохранением
Системы для поддержки деятельности работников практического здравоохранения
Слайд 8 75-80 %
рынка
медицинских
информационных
систем
82%
системы для администрации
Реально используемые МИС
16%
2%
системы для ОМС
собственно
«медицинские
задачи»
статистика
юридические справочные
системы
59%
23%
10%
6%
10%
Слайд 9Классификация МИС (Гаспарян С.А., 2001)
МИС базового уровня
МИС уровня ЛПУ
МИС территориального
уровня
Федеральные МИС
Слайд 10МИС базового уровня
-информационно-справочные системы
-консультативно-диагностические системы
-приборно-компьютерные системы
-автоматизированные рабочие места специалистов
Слайд 11МИС ЛПУ
ИС консультативных центров
Банки информации медицинских служб
Персонифицированные регистры
Скрининговые системы
ИС ЛПУ
ИС
НИИ и медицинских ВУЗов
Слайд 12МИС территориального уровня
ИС территориального органа здравоохранения
ИС для решения медико-технологических задач
Компьютерные
телекомуникационные медицинские сети
Слайд 13Федеральные МИС
ИС федеральных органов здравоохранения (министерства, главков, управлений)
Статистические информационные медицинские
системы
Медико-технологические ИС
Отраслевые МИС (Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям)
Компьютерно-телекоммуникационные сети
Слайд 14АРМ врача – рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники и,
при необходимости, медицинским оборудованием для информационной поддержки выполняемых профессиональных
задач.
Слайд 15Классификация АРМ
Административные (АРМ главного врача, зав.отделением)
Технологические (АРМ пульмонолога, рентгенолога и
т.д.)
Смешанные (АРМ главного рентгенолога города, АРМ главного кардиолога области и
т.д.)
Слайд 16Подсистема регистратуры
МИС позволяет автоматизировать регистратуру и приемный покой ЛПУ, эффективно
упорядочивая поток пациентов, регистрируя паспортные данные, полисы и льготы. Прямо
в регистратуре пациент может получить необходимую справку о работе ЛПУ
Слайд 17Электронная медицинская карта
В состав МИС включено свыше 270 электронных документов:
История болезни (форма 003/у)
Карта выбывшего из стационара (форма 066/у)
Карта дневного стационара (003-2/у-88)
Амбулаторная карта (025/у04)
Талон амбулаторного пациента (025-12/у и другие формы)
Первичный и повторный осмотры большинства специалистов
Протокол операции
Лист временной нетрудоспособности
Рецепт (формы Ф148-1/у, Ф107/у, машиночитаемая форма со штрихкодом Ф148-1/у06(л))
Карта диспансерного наблюдения (форма 030/у и форма 030/у-04)
Лист лучевой нагрузки
Лист окончательного диагноза
Лист вакцинаций
Направление на МСЭ (форма 088/у-06)
Протокол учета клинико-экспертной работы
Протоколы диагностического обследования
Карта больного физиотерапевтического отделения (форма 044/у) и многое другое
Слайд 18Замена бумажных записей
Одна из важнейших задач системы – повышение качества
и информативности медицинской документации. Для этого система содержит электронные аналоги
практической всей документации + специальные средства, позволяющие упростить освоение программы, оформление документов и их обработку…
Слайд 19Пример документа в МИС
Автоматический расчет показателей нагрузки
Доступ к стандартам, приказам
МЗ и справочной системе
Автоматическая загрузка паспортных данных
Автоматический расчет срока беременности
Точный
контроль даты и времени осмотра
Автоматическое наследование последних данных осмотра
Автоматический расчет прибавки веса
Автоматический заполнение рекомендаций на основе срока беременности и стандарта
Контроль следующего срока явки
Электронная цифровая подпись защищает документ от подделки
Слайд 20Важнейшие требования
МИС соответствует следующим важнейшим требованиям автоматизации ЛПУ на основе
электронных документов:
Однократный ввод, многократное использование информации
Работа с электронными документами, а
не с таблицами
Возможность печати, отправки по e-mail, экспорта в другие ИС или носители любых документов
Тесный (чаще всего – невидимый для пользователя) информационный обмен данными всех подсистем друг с другом
Возможность интеграции с другими системами (РИС, ЛИС, РИАМС и т.д.)
Сокращение рутинных операций
Экономия рабочего времени, упрощение работы с документами
Слайд 21Поддержка шаблонов документов
Гиперссылка на приказ №50
Заполнение документов осмотра может
осуществляться с использованием шаблонов.
Шаблоны можно дополнять или редактировать с
учетом установленных стандартов и возможностей ЛПУ.
Шаблоны можно хранить централизовано или индивидуально по пользователю
Слайд 22Мониторинг параметров
Кривая изменений параметра здоровья пациента
Границы
нормы
Шкала времени
Список дополнительных параметров
Слайд 24Документы статистического учета заполняется в автоматическом режиме и затем используется
для формирования соответствующих форм (16-ВН, 12..)
Автоматический сбор статистики
Поддержка нескольких форм
стат.талона, в том числе произвольных
Полностью автоматически заполняются паспортные данные, включая данные полиса ОМС и льготы
Полностью автоматически заполняются данные о диагнозах, временной нетрудоспособности, явках, поводе обращения и т.д.
Слайд 25Диагностические протоколы
Подсистема диагностики позволяет легко и эффективно автоматизировать диагностическую службу
ЛПУ. В комплект поставки системы входят все наиболее востребованные бланки,
шаблоны оформления документов, статистические отчеты и электронные журналы. Имеется встроенная система учета нагрузки и стоимости исследования.
В состав МИС включена поддержка свыше 200 видов диагностического обследования:
ЭКГ
ВЭМ
Суточное мониторирование
Спирометрия
Исследование вибрационной чувствительности
Рефлексометрия
Капилляроскопия
Эхо-доплерокардиография
Электрофизиологическое исследование сердца
Дуплексное сканирование сосудов
Реовазография
Тетраполярная реография тела
Кардиоритмография
Ультразвуковые исследования
Эндоскопические исследования
Рентгенологические исследования, в том числе маммография, флюорография, рентгенография, рентгеноскопия
Томография (КТ, СКТ, РТ)
Ангиография
Нейрофизиологические исследования
Радиоизотопные исследования, в том числе – сцинтиграфия и многое другое
Слайд 26Встроенная лабораторная система
В состав МИС включена встроенная лабораторная информационная система
(ЛИС):
Гибкие возможности настройки любых параметров
Интеграция с МИС в
плане оформления заказа и передачи результатов
Ручное и автоматического внесение результатов
Поддержка самых разнообразных драйверов лабораторных анализаторов
Встроенный модуль контроля качества
Встроенная статистическая отчетность
Встроенная финансовая отчетность
Журнал лаборатории
Возможность экспорта результатов и отчетов в Microsoft Office / Open Office / PDF
Интерактивная справочная система
Слайд 27Встроенная лабораторная система
Международный код показателя
Русское название показателя
Значение
Единица измерения
Нижняя и верхняя
граница нормы
Отметки о выходе показателя из границ нормы
Слайд 28Запись пациентов на прием
Подсистема планирования рабочего времени состоит из
календарей врачей, кабинетов диагностики и других служб.
Запись пациентов осуществляется коллективно
из различных кабинетов и формирует таким образом упорядоченный список на каждый день.
Применение календарей позволяет до 90-95% сократить очереди пациентов и в то же время обеспечить оптимальную нагрузку на персонал
Слайд 29Электронные журналы МИС
В МИС предусмотрено 22 электронных журнала:
Вакцинопрофилактика
Вызовы
на дом
Госпитализации
Женская консультация
Работа КЭК
Журнал ЛВН
Отделение
лучевой диагностики
Журнал операций
Журнал регистрации амбулаторных больных
Журнал рецептов
Журнал ССМП
Отделение функциональной диагностики
Отделение эндоскопии
Паспорт поликлиники и т.д.
Для того, чтобы не переписывать одну и туже информацию много раз, система автоматически формирует различные электронные журналы.
Администраторы могут настраивать произвольную форму любого журнала
Слайд 30Готовые и гибкие справочники
МИС содержит 6 готовых к работе справочников,
включая:
Центральный справочник ЛПУ персонал, настройки системы, услуги, статистические коды
и т.д.
МКБ-10 для кодирования заболеваний. Свыше 11 тыс. нозологических форм.
КЛАДР для кодирования места жительства с функцией обновления. Содержит 179 тыс. населенных пунктов и 798 тыс. улиц по всей территории РФ.
РЛС для учета лекарственных средств, БАДов и расходных материалов с функцией обновления. Свыше 99 тыс. наименований ЛС.
Справочник МЭСов содержит свыше 64 тыс. готовых в работе МЭСов
Центр шаблонов документов
Центр печатных форм для электронных документов МИС
Слайд 31Работа в системе ДЛО
Электронный бланк рецепта
Учет льготных рецептов
Автоматическое заполнение и
печать формы 148-/1у-88
Печать машинно-читаемого рецепта со штрих-кодом
Слайд 32Из бланка «рецепт» доступ к:
информации о льготах
справочнику лекарственных средств
Слайд 33Учет временной нетрудоспособности
Поддержка централизованной и децентрализованной формы выписки ЛВН
Использование документов
«Направление на лист временной нетрудоспособности» и «Лист временной нетрудоспособности»
Печать новой
формы ЛВН, утверждённого приказом МЗСР РФ №347н от 26.04.2011
Автоматическое формирование и печать «Журнала ЛВН»
Автоматическое формирование статистической отчётности, включая форму №16-ВН
Наследование информации во вторичных медицинских и статистических документах
Автоматизированный контроль и соблюдение сроков нетрудоспособности пациентов
Слайд 34Автоматизация консультаций
Электронный бланк консультации
Планирование рабочего времени с помощью календарей
Автоматическое формирование
журнала консультативной работы (по консультантам, по датам, по предприятиям и
цехам)
Слайд 35Контроль лечения
Автоматизация лечебных кабинетов позволяет врачу и администрации ЛПУ наглядно
видеть нагрузку на лечебные кабинеты, контролировать исполнение пациентами врачебных назначений,
контролировать работу среднего медперсонала и соответственно адекватно планировать работу по лечебной части…
Список пациентов, которые назначены лечебные процедуры
Полный перечень лечебных назначений
Информация о количестве назначенных процедур и ходе их выполнения
Слайд 36Клинико-экспертная работа
Протокол учета КЭР (форма № 035/у-02 и инструкции по
ее заполнению)
Представление на ВК
Протокол ВК
Направление на МСЭ (Форма N 088/у-06,
Приказ Минздравсоцразвития №77 от 31.01.2007)
Обратный талон МСЭ (Форма N 088/у-06, Приказ Минздравсоцразвития №77 от 31.01.2007)
Заключение клинико-экспертной комиссии
Медицинское заключение о повреждениях здоровья при несчастном случае на производстве
Акт исследования состояния здоровья
Протокол оценки качества медицинской помощи
Журнал работы клинико-экспертной комиссии (Форма № 035/у-02)
Слайд 37Диспансерное наблюдение
Применение подсистемы диспансеризации позволяет ЛПУ значительно упростить ведение документации
по пациентам, постоянно наблюдающимся в поликлинике. Это позволяет сохранить на
высоком уровне преемственность в клиническом представлении о пациенте, его диагностики и лечении, что, в свою очередь, сокращает затраты ЛПУ и повышает привлекательность для пациента
Специальный раздел «Диспансерный учет» в электронной амбулаторной карте пациента
Полная информация о явках пациента, этапных эпикризах, приглашениях на ДН и т.д.
Слайд 38Контроль состоящих под наблюдением
Экспорт информации в Word, формирование приглашений на
ДН
Список пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении
Список всех явок пациента на
ДН в хронологическом порядке
Гибкие возможности установки фильтров и формирования выборки из БД по картам ДН
Слайд 39Электронная флюоротека
Все выполненные пациенту рентгенодиагностические исследования хранятся в электронном виде
в БД МИС. При этом во время внесения информации о
выполненном рентгенологическом обследовании автоматически создаётся специальный документ «Лист лучевой нагрузки»
Наличие всей информации позволяет выполнять автоматизированное планирование работы по флюоротеке: составлять списки «должников» и вести учет выполненных флюорограмм…
Слайд 40Вызовы врача на дом
Автоматизация учета вызовов врачей на дом
Для регистрации
вызовов имеется специальный электронный журнал
Врачи со своих рабочих мест могут
в любой момент открыть электронный журнал вызовов
Информация о выполненных вызовах автоматически помещается в подсистему статистики
Слайд 41Профосмотр
Подсистема профосмотра позволяет гибко настраивать и автоматизировать планирование и проведение
профосмотра.
Врач со своего рабочего места может видеть всю необходимую информацию,
включая данные о месте работы, противопоказания, назначения по профосмотру и отметки о выполнении плана профосмотра…
Слайд 42Вакцинопрофилактика
Подсистема вакцинации позволяет гибко и удобно вносить данные о выполненных
вакцинациях, а также автоматизировать планирование вакцинопрофилактики. В комплект поставки МИС
включен «Детский» и «Взрослый» календарь прививок, которые можно гибко настраивать. Кроме этого, система автоматически формирует отчетную документацию, в том числе формы 5 и 6…
Слайд 43Аптека МИС
Аптека МИС позволяет автоматизировать учет лекарственных средств и расходных
материалов. В комплект поставки модуля «Аптека МИС» входит готовый к
работе справочник «Реестр лекарственных средств», насчитывающий свыше 100 тыс. наименований различных препаратов и их форм выпуска по свыше 20 показателям (торговое наименование, МНН, производитель, форма выпуска и т.д.)
«Аптека МИС» содержит программы электронного листа назначений и другие средства, позволяющие внедрить в ЛПУ персонифицированный учет лекарственных средств, а также получать всю необходимую статистическую отчетность…
Слайд 45Служба питания МИС
Для крупных стационаров или санаториев подсистема питания является
очень ценной возможностью МИС: она позволяет полностью автоматизировать весь процесс
приготовления пищи, начиная от заказа диет, учета продуктов питания до автоматизированного расчета меню-раскладки и всех других документов…
Слайд 47Интеграция с другими ИС
Интеграция с другими информационными системами позволяет предоставлять
ЛПУ максимальную гибкость в выборе специализированных решений и не распылять
ресурс разработчиков на слишком широкий круг задач.