Слайд 1
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности в свете ФГОС
дошкольного образования
Светлана Сергеевна Иваненко, методист лаборатории развития дошкольного
образования
ivanenkoss@viro.edu.ru
8(8172)75 82 92
Слайд 2Достоверно представить, каким будет образование будущего практически невозможно. Однако, судя по тому,
каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера
в частности, можно выделить основной вектор этого развития - технологии
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Слайд 3Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды.
Направлены
на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых
активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение.
Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Технологии интерактивного обучения
Работа в парах
Карусель
Работа в малых группах
Аквариум
Незаконченное предложение
Мозговой штурм
Броуновское движение
Дерево решений
Ролевая (деловая) игра
Мастерская
В последнее время обретают большую значимость (пример: интерактивные музеи мира).
Слайд 4
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Развитие навыков работы по
алгоритму
STEM-образование
Развитие навыков многозадачности
Слайд 5 Командные формы деятельности
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития
образования»
Творческая свобода
Безопасность
Слайд 6Здоровый образ жизни
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Инновации в
сфере развлечений
Дополнительное образование, как норма жизни
Слайд 7Дополнительные услуги в ДОО Вологодской области
Вологда – 920
Череповец – 750
Муниципальные
районы - 770
Слайд 8Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ДОО
Маленькие туристята. Авторская программа ДОО туристко-краеведческой
направленности г.Грязовец
Краевичок. Авторская программа ДОО социально-педагогической направленности п.Вожега
«Быт и культура
родного края» социально-педагогическая Князева О.Л./Приобщение детей к истокам русской народной культуры
«Юные исследователи» социально-педагогическая Рыжова Н.А./Наш дом – природа
Истоки
Слайд 9Познавательное развитие
Программа «Юный эколог» /Автор Николаева С.Н. – 128 ДОО,
«Мы»
(программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьевой) – 19 ДОО,
«Добро пожаловать
в экологию». Воронкевич О.А. – 14 ДОО,
«Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации 2-7 лет». О.В. Дыбина – М: Мозаика-Синтез, 2006. – 11 ДОО,
Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с социальной и окружающей действительностью» - 12 ДОО
Слайд 10Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: Линка-Пресс.
Рыжова Н.А.
Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD.
– М.: Линка-Пресс, 2009.
Рыжова Н.А. Комплект учебных видеофильмов на DVD с текстом (методические рекомендации): 1) Проекты для детей и взрослых: наша окружающая среда. 2) «Секреты природы»; 3) «Удивительные эксперименты». // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD». – М.: Линка-Пресс, 2011.
Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Методические пособия и DVD: 1). Воздух вокруг нас; 2) Вода вокруг нас. – М.: Линка-Пресс, 2012.
Рыжова Н.А. Серия учебных видеофильмов на DVD с текстом (методические пособия): 1) «Экологическая тропинка в детском саду»; 2) «Деревья – наши друзья»; 3) «Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность». // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD». М.: Линка-Пресс, 2009-11.
Рыжова Н.А. Комплект учебных пособий. Фотосессии на DVD с текстом (методические рекомендации): 1) Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество. 2) Времена года. 3) Космос: Солнце, планеты, Земля. 4) Проекты детского сада: образование для устойчивого развития; 5) Экологические игры; 6) Экологические праздники в детском саду // Приложение к журналу «Обруч» «Фотосессия на DVD», 2011-2014.
Рыжова Н.А. Мини-музей как форма работы с детьми и родителями. Части 1 и 2. Курс лекций с видеоприложениями на DVD. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Части 1 и 2. Курс лекций с видеоприложениями на DVD. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013.
Рыжова Н.А. Экологические сказки: методическое пособие. – М.: ИД «Первое сентября», 2009.
Савенков А.И. Маленький исследователь. – Самара: ИД «Федоров», 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: ИД «Федоров», 2010.
Слайд 11Программное обеспечение
Лыкова И.А. Мир без опасности. Парциальная образовательная программа для
детей дошкольного возраста. – М.: Цветной мир, 2017.
Методические рекомендации
Лыкова
И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Уч.-метод. пособие.– М.: Цветной мир, 2016.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. – М.: Цветной мир, 2016.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь – враг. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2016.
Лыкова И.А., Рыжова Н.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа, явления. Уч.-метод. пособие.– М.: Цветной мир, 2016.
Комплект дидактических пособий «Детская безопасность»
1) «Безопасность на дороге»;
2) «Опасные явления в природе»;
3) «Пожарная безопасность»;
4) «Социальная безопасность». – М.: Цветной мир, 2016.
Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет. Парциальная программа – СПб.: Детство-пресс, 2015.
Планирование
Дидактические материалы
Рабочая тетрадь.
Слайд 12Познавательный компонент
Программы социально-коммуникативного развития:
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.
Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева – 82
ДОО,
Козлова С. А. Программа социального развития ребёнка «Я – человек». – 13 ДОО,
«Дорогою добра». Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Автор Коломийченко Л.В. – 11 ДОО,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой – 64 ДОО,
Слайд 13Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Слайд 15Сквозные механизмы развития ребенка как средства формирования познавательной активности в
соответствии с ФГОС ДО
Игра
Общение
Познавательно-исследовательская деятельность
Слайд 16Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
Они строятся на
практической направленности,
игровом действе и творческом характере обучения,
интерактивности,
разнообразных коммуникациях, диалоге,
на использовании знаний и опыта обучающихся,
групповой форме организации их работы,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Методы организации
детских видов деятельности
Слайд 17Метод проблемного изложения
позволяет педагогу учить детей анализировать проблемы, учебные задачи,
показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают
развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.
Слайд 18Частично поисковый (эвристический) метод
характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение,
а добывание знаний. Важнейший итог его использования - освоение детьми
способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.
Слайд 19Исследовательский метод
сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания,
выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность
детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.
Слайд 20Формы организации детских видов деятельности и стиль общения педагога с
детьми
должны обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательном процессе, субъект-субъектный
характер взаимоотношений участников образовательных отношений.
Слайд 21Целевые прогулки
Вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют
лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер,
лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для кормления птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.
Слайд 22Экскурсия
Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, окружающим
миром. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать
явления социальной действительности, природы, сезонные изменения, увидеть, как люди трудятся, преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа помогает им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания, представителей профессии на рабочем месте. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в социальном мире, природе, материалистическое миропонимание.
Слайд 23Организация экскурсий
По содержанию экскурсии условно делят на виды:
природоведческие —
в парк, в лес, на реку, на луг и т.
д. , а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны) ;
экскурсии на сельскохозяйственные и производственные объекты — в поле, на фабрику, в магазин, сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Организация экскурсий
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах.
Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Подготовка воспитателя к экскурсии
определение темы и цели экскурсии,
конкретизация программного содержания, определение объекта экскурсии.
выбор дороги до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели.
Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние) , а также сезон, особенности дороги, состояние погоды.
Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, договаривается с взрослыми, которые будут общаться с детьми, о содержании информации, объеме, дополнительных моментах ((демонстрация, сюрприз, подарок и т.п.), намечает последовательность наблюдений
Слайд 24Наблюдение
Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений о
разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков,
качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии.
Сравнительное наблюдение. Данный вид наблюдения обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. В поле зрения детей оказывается два-три объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения, например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений и т.д.
Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом осуществления наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, умением выявлять элементарные причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.
Наблюдение изнутри. Отличительной особенностью данной разновидности наблюдений является позиция наблюдателя, который является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.
Слайд 25Составные формы организации
детских видов деятельности
Игровая образовательная ситуация
Данную форму работы
принято называть игра-занятие, подчеркивая обязательность игровой основы познавательных действий и
определенного образовательного результата. Игровые образовательные ситуации являются одной из самых распространенных составных форм организации детских видов деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Творческая мастерская
В рамках данной формы работы создаются условия для детского творчества.
Детская лаборатория
Основным видом деятельности в рамках данной формы работы является детское экспериментирование. Экспериментирование организуется с целью разрешения проблемы, поиска ответа на возникающие вопросы, подбора материалов для выполнения творческих, практико-ориентированных работ, оптимальных условий ухода за растениями, животными. Таким образом, на доступном детям уровне осуществляется ознакомление с возможностями использования эксперимента как метода познания в самых разных сферах деятельности.
Слайд 26Условия
создание проблемных, игровых, практико-ориентированных ситуаций и широкое использование естественных
ситуаций, объективно требующих применения экспериментальных методов познания, обеспечивающих моти- вационную
основу деятельности;
совместное с детьми выявление неизвестного, четкое формулирование предположений, подлежащих проверке;
осознание и принятие детьми целевых основ предстоящей деятельности или самостоятельная формулировка цели дошкольниками;
сохранение структуры экспериментальной деятельности (выявление неизвестного, высказывание предположения, выбор условий его проверки, выполнение опыта, формулировка вывода), наглядность каждого этапа для детей;
постепенное возрастание степени самостоятельности детей на каждом этапе осуществления экспериментальной деятельности, возрастание сложности решаемых с помощью эксперимента познавательных, практико-ориентированных, творческих задач.
Основной отличительной особенностью рефлексивно-оценочного этапа детской лаборатории является подведение итогов не только относительно достижения основной цели работы (разрешение проблемы, нахождение ответа на поставленный вопрос и т.д.), но и анализ хода познавательно-исследовательской деятельности на основе экспериментирования.
Слайд 27https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do#parcialniye_programmi
Согласно экспертным заключениям программы «рекомендованы к использованию в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность в сфере дошкольного образования».
Слайд 29Модули программы
«Первые открытия» (на возраст 5–6 лет)
«Юные путешественники» (на
возраст 6–7 лет).
Разделы программы
«Рюкзачок открывает мир».
«Рюкзачок готовится в
поход».
«Здоровье в рюкзачке».
«Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой».
Парциальная программа дошкольного рекреационного туризма «Весёлый Рюкзачок» рассчитана на детей 5–7 лет. Программу можно использовать в организованной образовательной деятельности по познавательному, речевому, социально-коммуникативному и физическому развитию в соответствии с темой, указанной в перспективном плане (два раза в неделю). Срок реализации программы — два года.
Слайд 30Особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение
физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туризм
Слайд 31спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на
преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и
тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном рельефе;
рекреационный — связан с передвижением людей в свободное время в целях отдыха, для восстановления их физических и душевных сил;
краеведческий — посвящён изучению историко-культурного потенциала страны, её социокультурной среды, особенностей бытовой и хозяйственной деятельности;
историко-культурный — наиболее широко распространённый вид активного познавательного отдыха, основанный на интересе к природному и историко-культурному наследию во всём его разнообразии;
эколого-оздоровительный — туризм, обращённый к природе, не наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и просвещение, формирование дружественных отношений с природой, использование её здоровьеформирующих ресурсов.
Виды туризма
Слайд 32Подходы к использованию
туристской деятельности
в ДОО
краеведческий — дети на основе местного
материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного края, с его
экологическими и социальными проблемами, историей и культурой; осваивают нормы и правила рекреационного туризма, отражающие физико-географические и социокультурные особенности своей местности;
личностно-деятельностный — благодаря интересно составленной познавательной и двигательной деятельности в природных и социокультурных условиях у детей формируется интерес к занятиям туризмом и физической культурой, к здоровому образу жизни;
здоровьеформирующий — прогулки-походы, наполненные двигательной активностью, природные факторы (солнце, воздух и вода) оказывают на организм ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, передвижение на лыжах, велосипедах) способствует развитию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость;
культурологический — средствами туризма ребёнок приобщается к отечественной культурной традиции, воспитывается как личность. Ценности родной культуры становятся для него личностно значимыми.
Слайд 33Рекреационный туризм в ДОО
Содержательно и организационно строится с учётом
принципов:
внимание к рекреационной деятельности как к важному средству развития личности,
сохранения и улучшения здоровья;
необходимость научного осмысления феномена «рекреационная деятельность»;
постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации рекреационной деятельности;
тесная взаимосвязь содержания и организации туристской деятельности с сезонными изменениями природы (сезонность);
принцип спиралевидности, то есть постепенное усложнение задач, которые ставятся перед детьми, и частичное возвращение к ранее изученному содержанию;
непрерывность в изучении основ рекреационного туризма, в развитии познавательных интересов, коммуникативных способностей, формировании физической подготовленности детей на разных ступенях дошкольного детства;
приницип интегративности, то есть тесная взаимосвязь экологического, физкультурного образования и социокультурного развития детей.
Слайд 34Цели программы
целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
– формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности; –
освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Слайд 35Общие задачи программы
образовательные:
способствовать формированию первичных представлений о малой родине
и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к
природе родного края, к окружающему миру;
содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками
оздоровительные: создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
Слайд 36В зависимости от сезонных и походных условий походы могут быть
разными
Экскурсии - прогулки
Пешие походы в лес
Лыжные походы
Слайд 37Организация
Прогулок-походов
Регулярное
проведение
Планомерная
подготовка
Овладение детьми
умений и знаний
Организация
прогулок-походов
Регулярное
проведение
Планомерная
подготовка
Овладение
детьми
универсальными
навыками
и умениями
Слайд 38ТЕМАТИКА ПОХОДОВ
Младший возраст
«Есть у Солнышка друзья»
«По следам Колобка»
«Здравствуй, осень!»
«Ходим-ходим по
дорожкам»
«Где спит медведь?»
«Чья рукавичка?»
«Какого цвета зима»
и т.д.
Старший возраст
«Тури-тури-туристы»
«Там на
неведомых дорожках»
«Спешим на помощь»
«Только ловкие сумеют»
«Здравствуй, лес, чудный лес!»
«Выпал снег –всюду радость,
Всюду смех!»
«Зима для ловких, сильных,
смелых»
и т.д.
Слайд 39Основной
ЭТАПЫ
Заключительный
Подготовительный
Цикл бесед, игр, занятий
Овладение специальными
терминами
Подготовка группового
и
личного снаряжения
Изучение «Правил
начинающих туристов»
Сбор и
движение
по разработанному
маршруту (остановки
с привалом, комплексы
игр и упражнений,
самостоятельная
деятельность детей)
Подведение итогов:
- рисунки с рассказами;
- создание поделок
из природного материала;
- рассказы о походе;
- фотовыставки
Слайд 40ЛИЧНОЕ И ГРУППОВОЕ
СНАРЯЖЕНИЕ
Рюкзак для каждого участника
Обувь и одежда, соответствующая сезону
Продукты
и личная посуда
Санитарно-гигиенические средства
Палатка
Ремонтный набор (клей, проволока, нитки, веревка и
т.п.)
Материал для наблюдений и ориентирования (компас, блокноты, ручки, лупы и т.п.)
Медицинская аптечка
Спортивный инвентарь (мяч, атрибуты для игр, скакалки и т.д.)
Слайд 41ИЗУЧЕНИЕ
«ПРАВИЛ НАЧИНАЮЩИХ ТУРИСТОВ»
«Собираясь в поход»
овладеть специальными
терминами
обсудить
маршрут, правила
безопасности
договориться кто и за что
отвечает
подготовить необходимое
снаряжение
«После похода»
собраться снова вместе,
вспомнить свой поход
приготовить выставку даров
природы, поделок, рисунков,
составить рассказы о походе
выбрать новый маршрут и
начать подготовку
пополнить свои словари
новыми терминами
«В походе»
наш девиз:
«Могу, хочу, буду!»
идем так, чтобы за нами
успевал даже самый слабый
наблюдаем за природой
собираем природный
материал для поделок
место привала после нас
должно быть чище, чем
до нас
Слово взрослого - закон!
Слайд 42ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ВО ВРЕМЯ ПОХОДА
Тщательное изучение маршрута.
Определение
опасных мест для детей.
В походе участвует не менее двух взрослых
на группу детей.
Одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
Каждый взрослый хорошо знает содержимое аптечки и вовремя оказать помощь ребенку.
При переходе улиц, дорог соблюдать ПДД.
Учитывать функциональные возможности каждого ребенка, своевременно предлагать отдых.
Слайд 43СОДЕРЖАНИЕ
ПЕШИХ ПОХОДОВ
Переход к месту отдыха с преодолением препятствий
Наблюдение в природе
и сбор природного материала
Беседа о лесе с использованием художественной литературы
и разных вопросов, загадок
Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых)
Подвижные и дидактические игр
Физическое занятие или комплекс игр и физических упражнений
Комплекс ОРУ в игровой форме
Упражнение на полосе препятствий
Самостоятельные игры (на привале)
Возвращение в ДОУ коротким путем
Слайд 44ИГРЫ В ПОХОДАХ
«Тучки по небу ходили,
Ясно солнышко дразнили…»
«Змей воздушный
запускали. Он летел, мы догоняли…»
«Раз грибок, два грибок! Полезай-ка в
кузовок…»
«Видим, вот крадется волк. Он зубами щелк да щелк…»
Слайд 45НЕОЖИДАННЫЕ ВСТРЕЧИ
«Это мудрый лесовик. За порядком здесь следит»
«Мы лисичке помогали,
овощи и фрукты по корзинкам разбирали»
«С Колобком мы по лесу
гуляли, разных здесь зверей встречали»
Слайд 46Компания «СТЕМ»
https://stemco.ru/
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА