Слайд 1Дошкольный возраст
Выполнили:
студенты 1 курса ППФ ПО Ирхина Полина,
Скворцова
Екатерина,
Пословская Юлиана,
Гринь Виктория
Слайд 2 Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) является периодом
интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных
изменениях во всех сферах.
В дошкольном возрасте в совместной деятельности со взрослыми и под их руководством ребенок овладевает рядом предметных действий.
Особенности психики детей дошкольного возраста
Слайд 3 Одна из важнейших проблем детской психологии - проблема условий
и движущих причин психического развития детей дошкольного возраста.
Усвоение детьми
общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывалась в советской детской психологии.
Слайд 4 Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка.
Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того,
которое характерно для ребенка раннего детского возраста. У ребенка проявляется круг элементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь ребенка со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого.
Слайд 5 Эмоциональная жизнь дошкольника связана с господством чувств над всеми
сторонами деятельности ребенка. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности,
любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так, же быстро угасает и забывается.
Слайд 6ИТОГ:
На этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем
умственного развития, включающим расчлененное восприятия, обобщенные нормы мышления, смысловые запоминания.
У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.
Дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности.
Его поведения характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов.
Слайд 7ИТОГ:
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Это время
активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения
со взрослыми и сверстниками. Это небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Слайд 8ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППЕ
Специфические особенности:
богатство и разнообразие коммуникативных действий;
чрезвычайная
эмоциональная насыщенность;
нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений;
преобладание инициативных действий
над ответными;
нечувствительность к воздействиям сверстника.
Слайд 9Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов:
На
первом (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым
зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Слайд 10На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе:
одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в
группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Слайд 11Старший воспитатель как координатор взаимодействия
Организация системы методической работы с кадрами
в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования.
Проблема
организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:
- четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в развитии детей;
- с кем он взаимодействует;
- какова доля участия всех остальных.
Слайд 12 Старший воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких
специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом
с учетом возрастных особенностей детей.
Роль старшего воспитателя как координатора взаимодействия узких специалистов образовательного учреждения является основополагающей при организации научно-методической работы в детском саду
Слайд 13Педагог — ребенок
признание ценности личности ребенка;
признание уникальности – индивидуальности личности
ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
выбор адекватных
возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей
Слайд 14Педагог — ребенок
диалоговое взаимодействие с ребенком;
актуализация тенденции ребёнка к личностному
росту;
активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
создание условий для совершенствования нравственных
поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка
Слайд 15Формы психолого-педагогического взаимодействия
формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )
игровые
формы (имитация, соревнования)
формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения)
формы общения (прямое,
опосредованное)
Возможна классификация форм и в зависимости т от используемых методов:
словесные формы (информация, собрания, митинг)
наглядные формы (выставки, стенды)
практические формы (благотворительные и трудовые акции)
Слайд 16 Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее
средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется,
прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
по взаимопониманию
по взаимоотношениям
по взаимным действиям
по взаимовлиянию
Слайд 17Педагог — родитель
добровольность в сотрудничестве.
искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем
детско-родительских отношений;
уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
признание безусловного
права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
Слайд 18Педагог – педагог — администрация
развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
толерантность (терпимость
к иным точкам зрения);
эмпатия и рефлексия — умение выслушать собеседника,
признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
демократичность в общении;
сотрудничество — процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
Слайд 19Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
Интенсифицировать
работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;
Создать творческую атмосферу между
участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
Подходы к организации педагогического взаимодействия:
Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Слайд 20Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
Добровольность;
Сотрудничество;
Уважение интересов друг
друга;
Соблюдение законов и иных нормативных актов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
— это способы организации их совместной деятельности и общения. Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.
Слайд 21 Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации
работы с учетом возможностей и интересов родителей
Учителя, классные руководители проводят
групповые консультации, практические занятия для родителей, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка.
Коллективные и групповые формы взаимодействия реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят: беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.