Слайд 1Достоверность диагностических тестов
Слайд 2
Validity – is an expression of the degree to which
a measurement measures what it purports to measure.
Достоверность – это
выражение способности инструмента измерять то, что он должен измерять.
Слайд 3
«Золотой стандарт» - общепринятый наилучший из всех имеющихся метод измерения/диагностики
определенного признака (заболевания, фактора риска, биологического явления и т.п.), используемый
для сравнения с новым методом измерения или диагностики.
Слайд 4Представление результатов оценки достоверности дихотомического диагностического теста
Слайд 5Показатели достоверности теста
Чувствительность (sensitivity)
Специфичность (specificity)
Прогностическая ценность положительного результата теста
Прогностическая ценность
отрицательного результата теста
Слайд 6Показатели достоверности теста
Чувствительность (sensitivity) – способность теста определять болезнь у
больных (доля лиц с положительным результатом теста у больных, вероятность
получения положительного результата теста у больных)
Слайд 7Показатели достоверности теста
Специфичность (specificity) – способность теста определять отсутствие болезни
у здоровых (доля лиц с отрицательным результатом теста среди здоровых,
вероятность получить отрицательный результат теста среди здоровых людей)
Слайд 8
Чувствительность (Sе)
Se =
ИП
ИП+ЛО
На самом деле
больные
х 100%
Слайд 9х 100%
Специфичность (Sp)
Sp =
ИО
ЛП+ИО
На самом деле
здоровые
Слайд 10Задача
Предположим, что мы имеем гипотетическую популяцию размером 1000 человек, 100
из которых имеют заболевание и 900 не имеют. Мы располагаем
определенным тестом, который может разделить людей на больных ИБС и здоровых людей. В данном случае это тест ЭКГ. Насколько хорош оказался примененный нами тест, если он выявил 80 больных и 800 здоровых людей?
Во-первых, насколько хорош был наш тест в выявлении больных людей?
Во-вторых, насколько хорош был наш тест в выявлении здоровых людей?
Слайд 11Чувствительность (Sе)
Se =
80
100
х 100%
= 80%
100
900
80
20
100
800
1000
Слайд 12Специфичность (Sp)
Sp =
800
900
х 100%
= 89%
Слайд 14
Обычно не бывает диагностических тестов с очень высокой чувствительностью и
очень высокой специфичностью одновременно.
Чувствительность и специфичность как бы «торгуются» друг
с другом: если увеличивается чувствительность, то снижается специфичность и наоборот.
Слайд 15Высокая чувствительность или высокая специфичность, что мне нужно?
Число ЛП и
ЛО результатов, которые может «выдержать» система здравоохранения
Последствия, связанные с получением
ЛП и ЛО результатов
Злокачественность или серьезность заболевания или исхода
Заразность заболевания
Стоимость диагностического теста
Риски для здоровья, связанные с диагностическими тестами и ранним лечением
Слайд 16Прогностическая ценность теста
Прогностическая ценность положительного результата теста (positive predictive value)
– показывает вероятность наличия болезни при положительном результате теста
Прогностическая ценность
отрицательного результата теста (negative predictive value) – показывает вероятность отсутствия болезни при отрицательном результате теста
Слайд 17
(+PV)
+PV=
ИП
ИП+ЛП
Положительный
результат
х 100%
ИП+ЛП
ЛО+ИО
Слайд 18
(-PV)
-PV=
ИO
ЛО+ИО
Отрицательный
результат
х 100%
Слайд 19Задача
Предположим, что мы имеем гипотетическую популяцию размером 1000 человек, 100
из которых имеют заболевание и 900 не имеют. Мы располагаем
определенным тестом, который может разделить людей на больных ИБС и здоровых людей. В данном случае это тест ЭКГ. Насколько хорош оказался примененный нами тест, если он выявил 80 больных и 800 здоровых людей?
Какова вероятность наличия болезни при положительном результате теста?
Какова вероятность отсутствия болезни при отрицательном результате теста?
Слайд 20(+PV)
+PV =
80
180
х 100%
= 44,4%
180
80
20
100
800
1000
Слайд 21(-PV)
-PV =
800
820
х 100%
= 97,6%
820
Слайд 22Задача
Достоверность теста А на предмет выявления ревматоидного артрита была измерена
на группе людей, 100 из которых были больны этим заболеванием
и 400 из которых не имели этого заболевания. В первой группе 80 человек получили положительный результат теста и во второй группе 8 человек получили положительный результат. Определите чувствительность и специфичность теста А.
Слайд 23
Se =
80
100
х 100%
= 80%
Sр =
98%
400
100
80
8
392
Слайд 24Хотели бы вы что-нибудь еще знать о ходе испытания теста
перед тем как внедрить его в практику?
Как была сформирована выборка
для испытания теста?
Многие диагностические тесты положительны только на стадии ярко выраженных случаев заболеваний, чем примененные на доклинической стадии.
Доп. инф.: Тест испытывался на госпитализированных пациентах. Как этот факт повлияет на чувствительность теста?
80% чувствительность может не отражать реальную чувствительность теста А. Скорее всего чувствительность в данном случае завышена.
Слайд 25Тест испытывался на госпитализированных пациентах. Что можно сказать о специфичности
данного теста?
Специфичность – это способность теста определять отсутствие заболевания среди
людей без заболевания.
Специфичность может быть занижена, когда тест испытывается на госпитализированных пациентах, так как другие заболевания могут иметь схожие с ревматоидным артритом проявления.
Слайд 26
Если инструмент (тест) используется для определения распространенности заболевания, но имеет
низкую чувствительность, как это повлияет на показатель распространенности?
Низкая чувствительность означает,
что люди с заболеванием будут ошибочно отнесены к не имеющим данного заболевания.
Следовательно показатель распространенности будет занижен.
Слайд 27Если тест имеет низкую специфичность, то как это повлияет на
показатель распространенности заболевания?
Низкая специфичность означает, что будет много людей, которые
ошибочно будут классифицированы как больные.
Следовательно показатель распространенности заболевания будет завышен.
Ошибка мисклассификации (классификационная ошибка) – разновидность информационной ошибки.
Слайд 28Ошибка мисклассификации
Это ложное отнесение индивидуума, значения или какого-либо признака в
категорию, к которой он/оно не принадлежит
Вероятность классификационной ошибки может быть
одинаковой в разных изучаемых подгруппах (недифференцированная мисклассификация)
Когда вероятность возникновения классификационной ошибки разная в изучаемых подгруппах, то мы говорим о дифференцированной мисклассификации.
Слайд 29
Рассчитайте показатель распространенности ревматоидного артрита, используя тест А, в двух
небольших населенных пунктах - гор.А и гор.Б
Заранее известно, что согласно
«Золотому стандарту» в гор.А распространенность ревматоидного артрита = 21%, а в гор.Б 7%
Население каждого пункта – 10 000 жителей
Слайд 30Гор.А
*Se = 80%
Sр = 98%
1680
2100
7900
10 000
7742
420
158
1838
Распространенность = 1838/10 000 х
100 = 18,4%
Слайд 31Гор.Б
*Se = 80%
Sр = 98%
560
700
9300
10 000
9114
140
186
746
Распространенность = 746/10 000 х
100 = 7,5%
Слайд 32Согласно реальной распространенности РА в гор.А и гор.Б, мы видим,
что показатель распространенности в гор.А в 3 раза больше чем
в гор.Б (21 / 7 = 3)
Какое соотношение мы получим при использовании теста А?
18,4 / 7,5 = 2,5 вместо 3
Таким образом, когда мы сравниваем 2 группы людей, используя тест с одинаковыми для двух групп чувствительностью и специфичностью, любая ошибка мисклассификации будет всегда уменьшать разницу между сравниваемыми группами
Слайд 33Задача
Недовольный тестом А, врач Б разработал новый тест для определения
ревматоидного артрита. Этот тест, назанный в честь доктора тестом Б,
имеет чувствительность 99% и специфичность 86%. Тест Б стали использовать для выявления распространенности заболевания в гор.Б, а результат стали сравнивать с распространенностью в гор.А (где используется тест А). Как мы помним, в гор.А распространенность ревматоидного артрита была 18,4% согласно тесту А, а реальная распространенность превышала таковую в гор.Б в 3 раза.
Не производя никаких расчетов, можете ли вы сказать будет ли распространенность ревматоидного артрита в гор.А выше или ниже чем в гор.Б и во сколько раз?
Слайд 34
Нет, мы не можем без расчетов ответить на вопрос
Если ошибка
мисклассификации различна в двух сравниваемых группах, т.е. если имеется разница
в чувствительности и/или специфичности, то возможно возникновение ошибки в любом направлении
Истинное различие в показателе распространенности может быть стерто, занижено или завышено. Можно получить различие в показателях, хотя это различие на самом деле отсутствует
Слайд 35
В данном примере использовались разные тесты с различной достоверностью
Но ошибка
мисклассификации может так же быть различной в разных сравниваемых группах
даже при использовании одного и того же теста
Слайд 36
Чувствительность и специфичность не являются просто свойством теста или инструмента
измерения, скорее они являются свойством теста или инструмента, примененного к
конкретной группе или популяции
Слайд 37Гор.Б
*Se = 99%
Sр = 86%
693
700
9300
10 000
7998
7
1302
1995
Распространенность = 1995/10 000 х
100 = 19,9%
Слайд 38
Во сколько раз распространенность ревматоидного артрита в гор.Б выше чем
в гор.А?
Таким образом, распространенность РА в гор.Б на 0.92 раза
выше чем в гор.А (18,4/19,9). Следовательно, вследствие дифференцированной мисклассификации соотношение исказилось и РА оказался более распространенным в гор.Б!
Слайд 39Домашнее задание
Задача №1
Физикальное исследование (пальпацию) использовали в качестве скрининга рака
молочной железы у 2500 женщин, у которых рак был подтвержден
биопсией (случаи) и у 5000 контрольных женщин (у которых рак отсутствовал). Результаты пальпации были позитивны у 1800 случаев и у 800 контролей.
Охарактеризуйте достоверность пальпации, используя показатель чувствительности, специфичности и предсказательной ценности положительного и отрицательного результата теста.
Слайд 40Домашнее задание
Задача №2
Физикальное обследование и аудиометрический тест были назначены 500
пациентам, у которых подозревалось заболевание слуха.
Из 500 человек 300 (как
определил золотой стандарт) на самом деле имели заболевание слухового аппарата
Слайд 41Домашнее задание
Задача №2
В сравнении с физикальным обследованием, аудиометрический тест является:
а)
одинаково чувствительным и специфичным
в) менее чувствительным и специфичным
с) менее чувствительным,
но более специфичным
d) более чувствительным, но менее специфичным
е) более чувствительным и более специфичным