Слайд 1«Древнерусская литература и мы. Идеалы древнерусской литературы.
«Житие Бориса и
Глеба»: особенности сюжета и своеобразие жанра»
Слайд 5История народа как разворачивания божественного Промысла о народе, о времени
до Страшного суда. До к.16 в. Сознание эсхатологическое, через призму
Страшного суда.
Слайд 6Не литература – словесность. Древнерусские книжники сами себя называли «списателями»,
списывали Божественные письмена, т.е. писали по Благодати, поэтому была анонимной.
Слайд 7Ибо что такое молитва? Это беседа человека с Богом. А книга —
это беседа Бога с человеком, потому что книги писались по благословению и по
благодати.
Слайд 8Кто же герой древнерусской словесности? Каков ее идеал?
Слайд 10Как стать святым?
Преподобный Нестор указал путь святого — это исполнение
19 заповедей:
десяти ветхозаветных заповедей — как сказал Спаситель, придя в мир: «Не
нарушить пришел Я [закон], но исполнить» (Мф. 5:17) —
и девяти заповедей уже новозаветных, это Нагорная проповедь.
Слайд 11Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть
праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Слайд 12Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет
«святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия –
великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?
Слайд 13Две составляющие:
осознание своей греховности
и вера, что Бог силен поднять
человека с любого дна
Слайд 14Какие христианские добродетели они проявили?
Слайд 15Какие христианские добродетели они проявили?
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку
на брата. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром
исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.
Этот подвиг учит нас быть отзывчивыми к сверстникам и старшим.
Подвиг Бориса и Глеба развивает способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
Слайд 17Русские князья Борис и Глеб
праведники защитники
благочестивые горячая вера в Бога
мудрые
смиренные кроткие мученики
радели за защищали землю
православную веру русскую (Куликовская битва)
Слайд 18Вывод:
До 16 века: Бог и человек, построение земного Отечества.
17-18 в.в.:
раскол. Борьба за веру.
19 в.: человек и Бог.
20 в.: человек
без Бога.
21 в.: возвращение в Россию, возвращение к русской вере.
Слайд 19Две страшные опасности стоят на этом пути: «гордость чистотой своей»
и гордость ума, который на самом деле движется вперед лишь
тогда, «когда идут вперед все нравственные силы в человеке».