Слайд 1Цивилизации Древнего Востока
Слайд 2План
1.Условия возникновения древнейших цивилизаций.
2.Цивилизация Древнего Египта.
3.Цивилизации Передней Азии.
4.Цивилизация Древней Индии.
5.Цивилизация
Древнего Китая.
Слайд 3Литература:
Амелина Е. Понятие цивилизация вчера и сегодня // Общественные науки
и современность. – 1992. - 2.
Древние цивилизации / Под ред.
Г.М.Бонгард-Левина. - М., 1989.
Ионов И.Н. Теория цивилизаций // Новая и новейшая история. - 1994. –
№ 4-5.
Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. СПб., 2002.
Павленко Ю.В. История мировой цивилизации. – Киев: “Феникс”, 2004.
Павленко Ю.В. Історія світової цивілізації. – Київ: “Либідь”, 2000.
Современные теории цивилизаций.- М., 1995.
Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Вдадос, 1997.
Слайд 4
Цель лекции: Ознакомить студентов с социокультурным наследием цивилизаций Древнего Востока.
Особое внимание уделяется выявлению общих черт древневосточных цивилизаций.
Основные задачи:
Дать студентам общие сведения про Древнейшие цивилизации на Земле (земледельческие цивилизации речных долин, древние деспотии) Египта, Месопотамии, восточного Средиземноморья, Малой Азии, Закавказья, Ирана, Индии, Китая.
Слайд 5Речные цивилизации
Самые древние цивилизации в мире зародились в регионах далеко
отстоящих друг от друга и бывших чем-то вроде маленьких островков
в океане варварских племён. Они поначалу были никак не связаны между собой и не имели никаких контактов друг с другом.
Тем не менее, у древнейших цивилизаций в истории человечества были некие общие черты. Все они зародились в регионах, способствующих земледелию, и все они были цивилизациями земледельческими. Это были плодородные долины рек: Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Янцзы и Хуанхэ. Там складывались раннеземледельческие культуры и раннеклассовые общества
Слайд 6Рождение государства
Прогрессивное развитие земледелия в речных долинах требовало создания единой
ирригационной системы. Строительство системы каналов и постоянное поддержание их в
рабочем состоянии было не под силу жителям одной деревни. Это способствовало объединению общин и созданию государства. Эти примитивные государства все были монархиями.
Слайд 7Восточные деспотии
Они отличались полным произволом власти и бесправием подданных и
имели в какой-то степени характер тоталитарных режимов. Власть царя не
ограничивалась никаким законом. Потому их принято называть «деспотиями». От греческого слова δεσπóτής – владыка.
Вавилонский царь Хаммурапи
(1792-1750) на троне
Слайд 8Раннеклассовые общества
Общества эти были раннеклассовыми.
Рабство, там хотя уже и
появилось но не имело того массового и жесткого характера какой
приобрело впоследствии в классических рабовладельческих странах – Греции и Риме. Это было неудивительно. В те времена оружие было ещё очень примитивным, воины были вооружены плохо, а дать в руки рабу мотыгу, лопату, или медную кирку означало его вооружить. Такой раб стал бы работать лишь в том случае, если к нему приставить двух-трёх воинов в качестве надсмотрщиков. Потому частные лица в те времена если и владели, то это было исключением из правила. Рабами владело государство.
При этом им первоначально обеспечивалось более-менее сносное существование, давалась возможность иметь хозяйство и семью.
Слайд 9Государство и эксплуатируемые
Государство организовывало и эксплуатировало свободных общинников.
В то
же время зарождающиеся классы обрели характер сословий, а кое-где и
каст.
Для некоторых из раннеклассовых обществ характерна так же очень большая роль, которую играют бюрократия и жречество.
Потребность ведения царского и храмового хозяйства способствовало появлению письменности.
Слайд 10Древний Египет
В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила образовалось
около 40 протогосударственных объединений «номов».
Примерно к середине IV тысячелетия
в результате длительных войн между номами складывается два раннерабовладельческих царства: Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере в дельте Нила).
Около 3000 г. до н.э. царь Верхнего Египта завоевал дельту Нила и объединил страну.
Слайд 11Менес или Нармер ?
Версии:
Менес и Нармер – одно лицо.
Менес –
сын Нармера.
Объединение Египта не было одномоментным событием.
Палетка Нармера
Слайд 12Название страны
Менес построил крепость Мемфис «белые стены», другое название города
было Хи-Ка-Птах (Храм бога Птаха), древние греки произносили это слово
как «Айгюптус», откуда и происходит наше слово «Египет».
Сами Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет «черная земля», противопоставляя её пескам окружающей пустыни.
Слайд 13Периодизация Манефона
В основу современной периодизации положена периодизация Египетского жреца Манефона
жившего на рубеже IV-III вв. до н.э. и разделившего всю
историю Египта на Древнее, Среднее и Новое царства и правление тридцати династий (по 10 династий в каждом периоде).
Слайд 14Современная периодизация
Додинастический период до 3000 г. до н.э.
Раннее царство
(ок. 3000 - ок. 2800 г. до н.э.). I-II династии
Древнее
царство(ок. 2800 - ок. 2250 г. до н.э.). III-VI династии
Первый переходный период (ок. 2250- ок. 2050 г. до н.э.). VII-X династии
Среднее царство (ок. 2050 - ок. 1700 г. до н.э.). XI-XIII династии
Второй переходный период (ок. 1700 - ок. 1580 г. до н.э.). XIV-XVII династии
Новое царство (ок 1580-1070 г. до н.э.). XVIII-XX династии
Поздний (Ливийско-саисский) период (ок. 1070-552 г. до н.э.). XXI-XXVII династии
Период персидского завоевания (552-332 до н.э.). XXXI династия.
Эллинистический период (332-30 до. н.э.) XXXII-XXXIII династии.
Римский период (30 до.н.- 395 н.э.).
Слайд 15Фараон
Раннее и древнее царства характеризуются образованием централизованной деспотии с царём
(фараоном) во главе.
Собственно «фараон» греческая транскрипция египетского титула царя
«пер-о» Большой дом (т.е. дворец).
Царь обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью.
Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богу. Царь был окружен божественными почестями, но его называли не просто богом, а великим богом, отмечая, таким образом, его могущество.
Царь и богини.
Барельеф в храме Эдфу
Слайд 16Пирамиды
Свои доходы фараоны Древнего царства, в основном, тратили на сооружение
грандиозных каменных гробниц «пирамид».
Первую пирамиду высотой в 60 метров
построил великий египетский зодчий Имхотеп, для своего родственника царя Джосера, основателя III династии.
Первые пирамиды, строившиеся в эпоху III династии были ступенчатыми.
Ступенчатая пирамида
Джосера в Саккаре
Слайд 17Великие пирамиды
Грандиозные гладкостенные пирамиды построены во времена IV династии, когда
могущество царской власти достигло высшего пика.
Самыми большими были «Великие
пирамиды» построенные царями Хуфу (Хеопсом), Хефреном и Микерином. Они были гладкостенными и облицованы мрамором. (Впоследствии мрамор сняли со стен для своих нужд арабские завоеватели).
Самая большая пирамида – пирамида Хеопса – самое древнее и единственное из сохранившихся до нашего времени чудо света (ок. 2560 г. до н.). Высота около 140 метров.
Пирамида Хеопса
Слайд 18Великие пирамиды
Великие пирамиды Гизы
Слайд 19Великий сфинкс
Сфинкс был создан при фараоне Хефрене и, вероятно, его
лицо имело портретное сходство с лицом царя.
Слайд 20Среднее царство
Во время правления следующей династии усилилась местная номовая знать,
что привело к распаду Египта на несколько государств «номов» (1-й
переходный период).
Затем правители голода Фивы вновь объединили страну.
В этот период который называется средним царством крупных успехов достигает сельское хозяйство и проводятся крупные ирригационные работы.
Усиливается социальное расслоение. Разоряются многие общинники. Увеличивается число рабов.
Слайд 21Новое царство
Ок. 1700 г. Египет был завоёван пришедшими из Азии
кочевниками – гиксосами. (2-й переходный период).
Около 1580 г. фиванские
правители изгнали гиксосов, и начался период Нового царства, самый блестящий по культуре и политическому могуществу государства.
Египетское царство стало очень воинственным. Войны, начавшиеся как оборонительные, фараоны продолжили, как захватнические.
Слайд 22Тутмос III
Особенно отличился Тутмос III, бывший талантливым полководцем (1503-1491). Палестина,
Сирия и Нубия стали Египетскими провинциями.
Создалась громадная держава, простиравшаяся
на север от порогов Нила на 3500 километров.
Ограбление завоёванных стран приводило к обогащению военной верхушки и жрецов. Жречество всё усиливалось и стало бросать царю вызов в своём могуществе.
Слайд 23Эхнатон
Фараон Аменхотеп IV попытался создать новую религию и ослабить жречество,
чтобы возобновить прядки, какие были в Египте в эпоху строителей
пирамид. Но его попытка окончилась неудачей.
Аменхотеп IV (Эхнатон)
Слайд 24Религия Атона
Эхнатон запретил всех старых богов и ввёл поклонение солнечному
диску – Атону. Но вскоре после смерти фараона народ вернулся
к традиционным верованиям.
Поклонение Атону
Слайд 25Искусство времён Эхнатона
Интересно, что Эхнатон порвал не только с прежней
религией, но и со старыми канонами в изобразительном искусстве требуя
реализма от скульпторов.
Тутанхамон – по одной
версии сын, по другой –
зять Эхнатонона
Нефертити – жена
Эхнатона
Слайд 26Рамзес II
Рамзес II Великий правивший в 1317-1251 гг. вёл
длительные и успешные войны с Хеттским царством, в его время
велось грандиозное строительство дворцов и храмов
Храм в Абу-Симбеле был создан в честь фараона Рамзеса II
Слайд 27Поздний период
Но после смерти Рамзеса II Египет вступил в полосу
упадка. Обострилась классовая борьба. Ещё более усилилось жречество, завладевшее в
XI в. до н.э. Фивами и создавшее, по сути, собственное государство. Наступил Поздний (Ливийско-саисский) период. Для него характерна политическая раздробленность и медленное развитие хозяйства. В 941 власть захватил предводитель ливийских наёмников Шешонк. При ливийских правителях XXII и XXIII династии жречество и военная аристократия замкнулись в привилегированные касты.
Шешонк I
Слайд 28Поздний период
В VIII в. до н.э. Египет был завоёван нубийцами,
а в 671 г. ассирийцами. Ок. 654 г. вернул себе
независимость. Фараоном стал Псамметих I, опиравшийся на греческих и критских наёмников и поддержанный жречеством. Столицей стал Саис в дельте Нила. В 525 г. Египет был завоёван персидским царём Камбизом. В 405 г. вернул себе независимость. В 342 г. до н.э. был снова завоёван персидским царём Артаксерксом III.
Слайд 29Эллинистический период
На этот раз персидское владычество было недолгим. В 332
г. в страну вошла армия Александра Македонского. Начался Эллинистический период
египетской истории. Продолжавшийся 300 лет. Это время правления двух последних династий (македонских) Александра Македонского (XXXII) и Птолемеев (XXXIII).
Клеопатра VII –
последний
правитель
независимого
Египта
Слайд 30Математика
Задача из так называемого Московского математического папируса
Слайд 31Медицина
Египтяне в медицинской науке имели некоторое понятие о
Гигиене
Фармакологии
Хирургии
Хирургические инструменты древних
египтян
Слайд 32Письменность
Древнеегипетская письменность возникла на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. из
пиктографии.
Первой формой было иероглифическое письмо.
Уже при первой династии создаётся
ранняя форма скорописи для записи на папирусе – иератическое письмо.
В VII в. до н.э. создаётся на основе иератического упрощённая форма скорописи – демотическое письмо.
Иероглифы
Образец демотического письма
на Розеттском камене
Слайд 33Письменность
Иероглифическое письмо от др. гр. ἱερογλυφικὰ γράμματα —«священновырезанные письмена».
Иератическое
письмо от др. гр. γράμματα ἱερατικά — «священные письмена».
Демотическое письмо
от др. гр. δημοτικ̀α γράμματα — народное письмо.
Слайд 34 Дешифровка
Розеттский камень в Британском музее
Жан-Франсуа Шампольон
Томас Юнг
Слайд 35Месопотамия (Междуречье, Двуречье, Шумер и Аккад).
Слайд 36Условия жизни в Двуречье
Другая древнейшая цивилизация возникла в Месопотамии. Это
был Шумер. Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла
на Востоке на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Становление цивилизации проходило в особо благоприятных географических условиях. Две реки. На севере Месопотамии зимой выпадал снег, весной и осенью шли дожди. В Двуречье климат сухой и жаркий. Лето длилось 6 месяцев, и температура воздуха достигала 60 градусов жары.
Слайд 37Ирригация
Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация.
Система оросительных каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата, бассейны, арыки
обратили орошаемые ими области в плодородные житницы, питающие миллионы людей. Эту чрезвычайно тяжелую работу по строительству и чистке каналов месяц-два в году выполняло все взрослое население Двуречья.
Слайд 38Шумеры
Если египтяне были единым народом, то Междуречье было пёстрым в
этническом отношении.
Однако в культурном и религиозном отношении это все-таки
была одна Месопотамская цивилизация.
Основы этой цивилизации заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Двуречья.
Шумеры были пришельцами в Двуречье. Где находилась прародина шумеров не ясно. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено, хотя их письменность давно уже расшифрована.
Распространение
шумерского языка
Слайд 39Клинопись
Письменность шумеров – клинопись развилась из пиктограмм. Но папируса
в Междуречье не было, приходилось использовать для письма глину. Рисовать
на глине было трудно и изображения становились всё более схематичными. В конце концов перестали выцарапывать знаки, а стали выдавливать изображения боковой стороной острия специальной палочки. Так и появилась клинопись.
Пример месопотамской
пиктограммы
Эволюция шумерской
письменности
Слайд 40Открытие и начало дешифровки
Георг Фридрих Гротефенд
(1775-1853)
Карстен Нибур
(1733-1815)
Слайд 41Дешифровка клинописи
Бехистунская надпись
Генри Роулинсон
(1810-1895)
Слайд 42Шумеры и аккадцы
С III тыс. до н.э. в Двуречье из
Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен
получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. В конце концов, аккадский язык вытеснил шумерский, хотя вражды между народами не было.
Слайд 43Роль храма в жизни общества
Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма.
Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым
следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства.
Храм в шумерском городе
Слайд 44Политическая история
В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, которые
претендовали на преобладание в стране. Все они жили в постоянных
столкновениях друг с другом. Шла ожесточенная борьба за землю, за головные участки оросительных сооружений, за контроль над всей ирригационной сетью. В числе государств, правители которых претендовали на преобладающее положение, были Киш на севере и Лагаш на юге.
Политические центры
в Междуречье
Слайд 45Политическая история
Около 2600 г. до н.э. Шумер был объединён правителем
городом Урука, затем гегемония перешла к царям города Ура.
В
XXIV в. до н.э. Лугальзагеси царь ещё одного города Уммы расширяет свои владения до Персидского залива.
Затем Сагон Аккадский Великий (Шаррумкен) победил его и 150 лет страной правили его потомки. Он первый в истории создал постоянную профессиональную армию в 5400 человек.
Сагон Великий
(Шаррумкен )
Слайд 46Политическая история
Сложилась настоящая восточная деспотия с разветвлённым чиновничьим аппаратом. Затем
(в XXIII до н. э.) в страну вторглись Кутии –
древние обитатели Западного Ирана. Они были изгнаны ок. 2109 до н. э. И страной стала править III династия Ура. На рубеже II тысячелетия до н.э. вторжение амореев, которые основали свои царства в том числе вавилонское.
Слайд 47Вавилонское царство
История вавилонского царства делится на три периода:
Старовавилонский (конец
III тыс. до н.э. - 1595),
Средневавилонский (1595-1158)
затем время
Ассирийского господства.
Нововавилонский (626-538).
В 539 до н. э. Вавилон был захвачен персидским царем Киром II и утратил самостоятельность.
Слайд 48Вавилон во времена
Навуходоносора
Вавилон был одним из самых больших городов
древности.
Вавилон во времена
Навуходоносора
Слайд 49Хаммурапи
Из Вавилонских царей особенно прославился Хаммурапи (ок. 1793-1750 до н.
э.), написавший законы.
«На будущие времена, навсегда: царь, который будет в
стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил, решения страны, которые я решил; пусть не отвергнет моих указов».
Верхушка базальтового столба с текстом законов
Хаммурапи
Слайд 50Дальнейшая история Месопотамии
К середине II тысячелетия до н. э. Шумер
был поглощён набиравшим силу Вавилонским царством.
Ещё раньше, к концу
III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.
Слайд 51Ассирия
В начале II тысячелетия до н. э. в северном Двуречье
возникло Ассирийское царство, которое просуществовало 1500 лет. Оно имело хорошо
организованную и вооруженную профессиональную армию. Ассирийцы были довольно жестокими завоевателями.
Периоды.
Староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.)
Среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.)
Новоассирийский (X-VII вв. до н. э.)
Покорив многие сопредельные страны: Израильское царство, Египет, Лидию, Фригию, Мидию, наивысшего могущества Ассирия достигла в VIII-VII вв. до н.э. Однако погибла завоеванная в 609 г. Нововавилонским царством.
Слайд 53Персия
Совместно с вавилонянами мидийцы разгромили Ассирийскую империю, захватили северное Междуречье
и Урарту, а позже – Армянское нагорье.
Слайд 54Создание Персидской империи
В 553 году до н. э. персидский царь
Аншана и Парсы Кир из рода Ахеменидов выступил против мидийцев.
Кир захватил Экбатаны и объявил себя царём Персии и Мидии. При этом мидийский царь Иштувегу был пленён, но позже освобождён и назначен наместником в одну из провинций.
До своей смерти в 529 году до н. э. Кир II Великий подчинил империи Ахеменидов всю Западную Азию от Средиземноморья и Анатолии до Сырдарьи. Ранее, в 546 году до н. э., Кир основал в Фарсе столицу своего царства Пасаргады, где и был похоронен.
Сын Кира Камбиз II (530-522 до н.э.) расширил владения империи отца до Египта и Эфиопии.
Монумент с
изображением
Кира Великого
Слайд 55Реформы Дария I
При Дарии I (522-486 до н.э.) империя Ахеменидов
расширилась до Балкан на западе и до Инда на востоке,
став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент.
Дарий также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц — сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.
Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.
Дарий I
(522-486 до н.э.)
Слайд 56Религиозная политика
Дарий покровительствовал зороастризму и считал жрецов стержнем персидской государственности.
При нём эта первая монотеистическая религия стала в империи государственной.
В то же время к покорённым народам и их верованиям и культуре персы относились терпимо.
Слайд 57Гибель царства
Наследники Дария I стали нарушать принципы внутреннего устройства, введённые
царем, в результате чего сатрапии стали более независимы. Поднялся мятеж
в Египте, начались беспорядки в Греции и Македонии. В этих условиях македонский царь Александр начал военный поход против персов, и к 330 году до н. э. разгромил империю Ахеменидов.
Бегство царя Дария III с поля битвы при Гавгамелах. Фрагмент мозаики из Помпей.
Слайд 58Древняя Индия
История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд,
наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э.
Древнейшая цивилизация в мире наряду с Древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.
Была основана народами дравидийской расы. Развивалась в долине реки Инд в XXIII-XIX веках до н. э. Ещё её называют Хараппской по имени города Хараппы.
Наиболее значительные центры – Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро
Карта Хараппской цивилизации
Слайд 59Упадок Хараппской цивилизации
Место раскопок в Мохенджо-Даро
Слайд 60Ведийская цивилизация
Около 2000-1800 гг. до н.э. индоарии отделились от индоиранских
племён Ирана и двинулись на восток. Так началось арийское завоевание
Индии.
За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э.
Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.
Ведийская цивилизация
Слайд 61Кастовая система
Уникальная особенность Ведийской цивилизации состоит в оформлении социального расслоения
свободных в виде деления общества на варны сословия, имевшие кастовый
характер.
Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя гуру брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом.
Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны.
Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой шудрам, которые считались неравноправными членами общества и коим было предписано находиться в услужении первых трех варн.
Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев и имели свой символический цвет черный.
Слайд 62
Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением.
Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми
из разных варн считались незаконными.
Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные).
Слайд 63Политическая история
В III веке до н. э. большая часть Индии
объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета
империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.
Империя Гуптов
Слайд 64«Арабские» цифры
Величайшая заслуга индийской цивилизации перед человечеством – создание порядковой
системы нумерации (позиционной записи чисел), которая возникла не позднее V
в. Европейцы узнали об этой системе от арабов, отсюда название – «арабские цифры».
Слайд 65Древний Китай
Китайская цивилизация моложе Египетской и Шумерской, но Китай
безусловно, одно из древнейших государств мира.
Если Египетская и Месопотамская
цивилизация, так или иначе, контактировали между собой, то Китай был со всех сторон окружён варварскими племенами.
Государство Шан-Инь, возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого достоверно известно.
Китай в древности
Слайд 66Древнейшие иероглифы
Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность – прообраз
современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы
с военной точки зрения – у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения – чаще всего в жертву приносились пленные.
В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу – У-ваном.
Древнейшие иероглифы
Слайд 67Чжоу
Обширная территория государства Чжоу охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со
временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований.
Период Чжоу (XI-III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу – первоначальной столицы государства – в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.
Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:
Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V вв. до н. э.);
Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III вв. до н. э.).
Слайд 68Философские школы
В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего
Китая –
конфуцианство (VI-V вв. до н. э.),
моизм (V
в. до н. э.),
даосизм (IV в. до н. э.),
легизм.
Слайд 69Сражающиеся царства
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших
царств – Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили
в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное – Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан – объединил весь Китай под своей властью.
Слайд 70Первый император
Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан конфисковал всё
оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из
различных царств в новую столицу – Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.
Цинь Ши Хуан
Слайд 71Великая стена
При Цинь Шихуане были соединены оборонительные стены (валы) северных
чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько
стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Строительство Великой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.
Великая китайская стена
Слайд 72Тоталитаризм
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с
казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их
казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения – за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
Терракотовые статуи воинов были
захоронены вместе с первым
императором. Кроме статуй воинов
вместе с Цинем было закопано до
70 тысяч рабочих вместе с
семьями и эти люди, в отличие
от солдат, были
вполне реальными.
Слайд 73Структура общества
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис.
Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в
основных аграрных районах. Тогда Древний период в истории Китая сменяется средневековьем.
Общество Древнего Китая уникальный образец сословной иерархии, также тесно связанной со спецификой китайской государственности, с развитостью в ней бюрократической лестницы рангов и званий.
В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными
Слайд 74Культурные достижения
Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги
и компаса, пороха и прототипа сейсмографа.
Китайский компас
Слайд 75Религиозно-философские учения Древнего Востока
Зороастризм. Заратустра (Заратуштра Зороастр ок. 628-551
до н.э.)
Буддизм. Синдратха Гаутама (623-543 до н. э.).
Даосизм.
Лао-цзы (IV-III вв. до н. э.).
Конфуцианство. Конфуций (Кун-цзы ок. 551 - 479 до н. э.).
Заратустра. Илья Глазунов.
1988.
Будда
Конфуций