Слайд 2Периодизация искусства Древнего Рима
Этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
«Царский" VІІІ-УІ в до н. э.
Римской республики
510-31 гг. до н. э.
Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г н. э.
Слайд 3В начале I тысячелетия до н. э. в Северной Италии процветала
древняя цивилизация — Этрурия. Этруски оставили после себя знаменитые города
и памятники культуры. Они основали Вечный город Рим, создали символ Рима — капитолийскую волчицу, и его гордость — водопровод, а также ставшую в Древнем мире образцом для подражания систему управления. Этруски были искусными мореходами, соперниками греков и союзниками карфагенян.
Слайд 5Наиболее ценную информацию о культуре загадочного народа дают многочисленные надгробные
памятники — каменные саркофаги, крышки которых сделаны в виде фигур
людей, упокоенных под ними. Чаще всего они изображают так называемых лукумонов — не то царей, не то жрецов, не то чародеев, поклонявшихся силам ада. Лукумоны были светскими и духовными владыками этрусков. Только им было ведомо некое тайное учение, в которое их посвящали… демоны подземелья.
В одном из древних латинских словарей сохранилось следующее определение лукумонов: «Люди, называвшиеся так за их безумие, потому что места, к которым они подходили, становились опасны». Очевидно, лукумон обладал особенной (магической) силой, которая распространялась на окружающее пространство и была смертельна для обыкновенных людей.
Слайд 6Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век
до н. э
Слайд 7Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги Нумитор был свергнут своим братом
Амулием, который, желая обезопасить себя, убил сына Нумитора и под
видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у неё родились близнецы — Ромул и Рем, которых Амулий приказал сбросить в Тибр. Близнецы не утонули и были, по легенде, вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда же братья выросли, они, убив Амулия, вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Он же послал их основать новую колонию Альба-Лонги. Между братьями вышел спор о том, где именно следует построить город, Ромул убил Рема и стал таким образом первым царём Рима.
Слайд 9Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
Во время царского
периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории
Лация — области проживания племени латинов.
В VIII в. до н.э. в Лации, на холмах Палатина, Эсквилина, Целии и Квиринала появилась группа примитивных поселений. Укреплённые селения были родовыми посёлками, расположенными на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда люди начали осушать их.
Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство.
Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков.
Царский период Древнего Рима, Римское царство (лат. Regnum Romanum) — древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология — с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.
Слайд 10Римская республика 510 год д. н.э. - 31г.д.н.э.
Ранняя Республика (509-287
гг. до н.э.)
Классическая (средняя) Республика (287-133 гг. до н.э.)
Поздняя Республика
(133-27 гг. до н.э.)
Аппиева дорога-строительство дорог
Акведуки
Арки и своды
Триумфальная арка
Римское Право
Слайд 11А́ппиева дорога — самая значимая из античных общественных дорог Рима.
Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре
Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую. Затраты на строительство и содержание дорог составляли огромные суммы. Так, надпись на табличке, обнаруженной на Аппиевой дороге, свидетельствует о проведении работ при императоре Адриане: часть затрат оплатил император, другую часть — жители прилегающих селений. По подсчётам учёных, расходы на милю составили в среднем около 109 тысяч сестерциев.
Слайд 12Основание дороги было вымощено тёсаными камнями (из серого вулканического базальта),
которые укладывали на слой гальки и цемента. Ширина (до 6
метров) позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.
Слайд 13Через каждую римскую милю (1478 метров) стоял мильный столб (лат.
colonna miliaria), обозначавший расстояние и с указанием имени правившего на
тот момент императора. Каждые 10 миль были оборудованы местами для отдыха. Сегодня Аппиева дорога — это государственная дорога — частично асфальтирована, однако сохранились крупные участки дороги с античным покрытием, местами с глубокими колеями, выбитыми колесами повозок и колесниц.
Слайд 14Акведуки
Акведук — водовод для подачи воды к населённым пунктам из
расположенных выше их источников.
Слайд 15Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и
к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через
11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй
Слайд 16А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между
двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой
распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Римский мост с полуциркульными арками
Арка из каменной кладки
1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена
Слайд 17Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в
Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Каменная
кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей. Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод.
В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
полуциркульные
стрельчатые
коробовые
эллиптические
параболические
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады.
Слайд 18Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или
коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия
квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Особенности материалов
Переход к сводчатым перекрытиям на рубеже 3-2 в д.н.э. благодаря прочному водоупорному римскому бетону
Появление связующих растворов
Тщательно выгашенная известь 56-57%, путсолано (вулканический песок)-10-8%, горный песок 17-20%, асбест 1-2%, полово (ость от пшеницы)
Слайд 19 Римской империи 31 гг. до н. э. - 476
г н. э.
Слайд 20Бази́лика
Архитектура Древнего Рима
Слайд 21Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы,
которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных
по высоте нефов.
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.
Первые базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Первой базиликой, перекрытой сводом, считается Базилика Максенция, упомянутая выше.
Римская базилика нашла отражение в первых христианских храмах.
Слайд 22Базилика Константина
В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula
Palatina в Трире.
Слайд 24Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio)
Слайд 25Римская баня - термы
Бани были рассчитаны на 2-3 тыс.
человек.
Термы – бани (признак культуры цивитос – цивилизации) больших размеров.
Римская империя не знала повальных эпидемий. Лихорадка не поддавалась лечению.
Слайд 26Бани были рассчитаны на 2-3 тыс. человек.
Термы – целый ансамбль
разнохарактерных помещений, предназначенных для всестороннего развития человека.
К залам холодных и
теплых бань, образующих центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и залы для бесед.
Огромные сводчатые и купальные поражали роскошью отделки из мрамора и мозаик.
К ним примыкали дворы – сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) с площадками для игр.
Самые знаменитые термы Каракалы (206-217г)
Слайд 29Триумфальные арки
Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Константина
Слайд 30Триумфальная арка Септимия Севера
Высота арки составляет 20,9 м, ширина
23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича
и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика — 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые — высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.
Слайд 31Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу
победоносного полководца и его войска.
Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой
мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты.
Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в.
Слайд 32Арка Тита
Изящная однопролетная арка была сооружена в I веке
н.э.
В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались
рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Слайд 33Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями.
Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней,
это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные.
Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
"Триумф Тита" 1885
Слайд 34Пантеон -Храм всем богам
Выстроен на месте возведенного храма, построенного
Агриппой.
Архитектором Аполлодором Дамаским при императоре Адриане.
Адриан сам принимал участие,
великий император мешал великому зодчему.
Пантеон классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.
Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление массивного каменного массива. Здание строилось с помощью римского бетона.
Имеется мощный портик коринфского ордера. Главное в интерьере Пантеона под купольное пространство.
Слайд 36Диаметр купола (43,5м) почти равен высоте храма (42,7), а это
значит, что в подкупольное пространство вписывается шар (высота = радиусу).
Купол имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре.
Кесонированный купол – стены облицованы цветным мрамором, Интереьер расчленен на 3 яруса.
Кесонированный купол
Слайд 37Амфитеатры
Колизей (75-82 гг н.э.)
Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима
– амфитеатр Флавиев – Колизей. Если греческие амфитеатры были на
склоне горы и устраивались под открытым небом, то Римский амфитеатр представлял из себя отдельно стоящее здание и предназначался для толпы жадных до зрелищ низов , перед которыми разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои.
Слайд 38Римский форум
Форум, простирающийся на площади около 500 метров между
холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин, в самом начале своего существования
был огромным болотом, осушенным путем сооружения целой сети каналов (одним из которых стала знаменитая Клоака Максимус), куда собирались все воды, текущие в Тибр. Кажется, что название Форума, родившегося как место для торговых рядов
Слайд 41Храм Сатурна
Поставлен в 497 г.до Р.Х. на месте древнего алтаря
посвященного Сатурну и устроенного Титом Тацием первым правителем Рима. Храм
реконструирован в 42 г.до Р.Х.Луцием Мунацием Планком,генералом Цезаря.
Сатурналии
У древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры.
Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.
Слайд 42Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217
года были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой
во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при
Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, что и учреждение лектистерний.
Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики — семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Слайд 43Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году
н. э. в честь побед Траяна над даками.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет
высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители(венчающая часть колонны)
Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз.
Слайд 44Алтарь Мира
алтарь в честь римской богини мира, воздвигнутый римским сенатом
в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии
в 13 г. до н э. Был установлен на северной окраине Рима (северо-восточный угол Марсова поля) и освящён сенатом 30 января 9 году до н. э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи «римского мира» (Pax Romana).
Слайд 45После падения Римской империи алтарь затопило Тибром. В 1568 г.
были обнаружены отдельные скульптурные рельефы алтаря; они попали на виллу
Медичи, в Ватикан, в Уффици и в Лувр.
Слайд 46Скульптура Древнего Рима
Портрет императора Коммода в образе Геркулеса, Капитолийские музеи
Слайд 47Император Марк Аврелий. Бронза, фрагмент
Важный вклад в развитие римского портрета
оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений
о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их интересе к передаче портретного сходства. Скорее всего, как и египтяне, они придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия
Слайд 48Этрусский «Саркофаг супругов» из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до
н. э
Этрусская канопа, Лувр
Самыми знаменитыми произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но
им предшествовали бронзовые и глиняные урны, а с VII в. до н. э. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Уже в VIII—VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.
Римский скульптурный портрет —
один из
самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого
Зарождение римского портрета связано с заупокойным культом предков. Восковые маски, снятые с лиц умерших членов рода украшали атриумы.
Это потребность сохранения для потомства точного изображения данного лица как индивидуальности.
Слайд 50Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как
считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые
было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.
В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит.
Слайд 51Портрет эпохи Республики
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное
явление четко прослеживается с начала I века до н. э. —
периода Римской Республики
Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Слайд 52Портрет эпохи Империи
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком
римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого
периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Скульптура этого периода — августовский классицизм — характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, которые сочетаются с традиционным стремлением к документальной точности.
Особенно яркие примеры — придворный официальный портрет (Август и его семья), где виден отход от эллинизма
Слайд 53Клавдий. Музей Пио-Клементино
Портрет Юлиев-Клавдиев
Август из Прима-Порта, I век
Слайд 54Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского
сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя,
в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.
Черты лица Августа переданы правдиво, но его облику придано выражение мужественной прямоты и честности, в нем подчеркнуты качества идеального гражданина, хотя, по свидетельствам историков, Август был осторожным и жестоким политиком.
Слайд 55Образцом для подражания им служили греческие статуи V — IV
вв. до н. э., в которых римлян привлекали пафос, простота
формы и красота пропорций. Гордая и величавая поза Октавиана Августа, выразительный жест его руки придают статуе монументальный характер.
Плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца.
Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Могучая фигура с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами напоминает статуи греческих богов и героев.
Слайд 56Образ властителя олицетворяет силу и мощь Рима, который, как считалось,
был призван господствовать над другими народами.
У ног Августа скульптор
поместил Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа.
Слайд 57Портрет Флавиев
Веспасиан, Лувр
Портрет неизвестной римлянки
Слайд 58Император Траян, Мюнхенская глиптотека
Слайд 61Марк Аврелий на коне
Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская
статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.
Была создана в 160—180-е годах.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого,
Слайд 62Марк Аврелий-в 139 году после смерти своего приёмного отца он
был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий
Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование.
В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum) поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен.