Слайд 1Дворцы римских императоров
Подготовила:Гумерова Валерия
ФМК/БО 263-1/1
Слайд 2Расцвет римского искусства приходится на 1—2 вв. н. э. В
рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период
— время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна и раннего Адриана, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонинов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Слайд 3Домус Августа
первый палатинский дворец, построенный в сравнительно простом стиле из
мрамора
в комплекс входили личные покои Августа (Домус Августа), церемониальный
дворец для государственных приемов; храм Аполлона; портик Данайди, который выполнял функцию Форума; алтарь Silvia Apollinis; библиотека, сантуарии и терраса с видом на цирк Массимо, дом Ливии (предположительно принадлежащий жене Августа).
в 3 году н. э. дворец сгорел, но Август восстановил его в прежнем виде, пристроив к нему пропилеи.
Слайд 4Главными достопримечательностями были квадратный внутренний дворик с роскошным фонтаном и
просторная полукруглая терраса с южной стороны дворца. Новые переделки Диоклетиана
отразились на конфигурации верхнего перистиля в Августовом доме: его углы были скруглены, а в бассейне устроен островок с миниатюрной эдикулой, который соединялся с берегом переходом на арочках.
Слайд 5Дворец Тиберия
Первоначально дворец Тиберия доходил только до спуска Победы, к
которому можно было спуститься с холма по длинной широкой лестнице
в два пролета. К северо-востоку от лестницы находилась группа больших комнат, выходящих на спуск. Прочие сооружения, видимо, были в основном фундаментами.В 80 году при пожаре домус был разрушен, в последующих постройках Домициана — дворце Флавиев и дворце Августов использовались лишь части сгоревшего дворца Тиберия, прежде всего стены.
Слайд 6С самого начала это, несомненно, было огромное здание, предназначенное для
совмещения публичной и частной жизни принцепса. В центре находился обширный
прямоугольный внутренний двор, со всех сторон окруженный аркадами, за которыми к северо-западу открывался ряд комнат одинаковой глубины, тогда как к юго-востоку находился отдельный комплекс кубикул, расположенных в две линии и открывающихся в широкий центральный проход. Другие части, вероятно, относящиеся к первоначальному сооружению, — это овальный рыбный садок, ступенчатый внутри, и длинный ряд комнат позади портика с колоннами в юго-западной части, где, располагалась преторианская гвардия. Последние помещения были перестроены при Нероне.
Слайд 7Виллы на Капри
Наибольшую строительную деятельность Тиберий развил на острове Капри,
где он провел последние десять лет своей жизни. Судя по
источникам, он построил здесь двенадцать вилл (Тацит), из которых одна называлась «виллой Юпитера» (Светоний). В ряде вилл, украшавших прекрасный гористый остров, получил особое развитие принцип террасных домов.
Слайд 8Дворец на Палатине
Первый многоэтажный дворец в Риме; в нем уже
были большие остекленные окна
Калигула соединил основной корпус дворца с храмом
Кастора и Поллукса, посвященного сыновьям Юпитера, культ которых был очень широко распространен в Риме. Храм Кастора и Поллукса император Калигула превратил в прихожую, соединив ее с Палатинским дворцом, что вызывало сильное негодование жителей Рима
Первоначально находился на дальней стороне спуска Победы, но после пожара при Нероне был включен во дворец Тиберия.
Слайд 9“Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла
колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова,
что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески” - описание Светония
«Золотой дом» Нерона
Слайд 10«Золотой дом» Нерона
Большой многоугольный зал в правом крыле (№ 84)
перекрыт хорошо сохранившимся грандиозным сомкнутым восьмилопастным сводом, который переходит в
купол с большим круглым отверстием наверху. Четыре помещения размерами 4,5X3,7 м (№№ 73, 74, 76 и 77), примыкающие к этому залу (из них два под углом 45° к главным осям), перекрыты крестовыми бетонными сводами со вспарушенной шелыгой. По обеим сторонам группы многоугольного зала находятся два одинаковых сводчатых помещения с абсидами (№ 80 и 85). В спальнях императора и императрицы (№ 42, 43 и 36, 37) альков выделен цилиндрическим сводом, а смежные с ними помещения имеют абсиды, крытые полукуполами.
Слайд 11Дворец Домициана
В комплекс дворца Домициана входил дворец Флавиев и
дворец Августов.
Вместо простых цилиндрических сводов террасных домов республиканского времени были
использованы самые разнообразные и сложные сводчатые покрытия. Источники говорят даже о громадном куполе, который, однако, не обнаружен.
Слайд 12Дворец Флавиев
Главный акцент начинает переноситься с перистиля на внутренние
части торжественных репрезентативных (т. е. парадных, предназначенных для показных приемов)
залов.
Тронный зал римских императоров — самое большое и самое роскошное помещение дворца, которое занимает среднюю часть узкой лицевой его стороны и выходит другой стороной на перистиль.
Слайд 13Помещения дворца Флавиев окружают большой перистиль, причем основные корпуса расположены
к северо-востоку и к юго-западу от него. Главный фасад, по-видимому,
украшенный во всю ширину монументальным портиком имел не вполне симметричное решение, так как помещения по сторонам главного, тронного зала различаются по ширине.
Дворец Флавиев на Палатине оставался официальной резиденцией императоров до самого конца античности. Значительные перестройки были произведены здесь при Северах.
Слайд 14Вилла Адриана в Тиволи
Представляла собой отличающийся пышностью и богатством своей
живописной планировки дворцовый ансамбль
Наивысшую площадку участка занимал близкий к квадрату
перистиль, получивший название Золотой площади (Пьяцца д'Оро) из-за массы драгоценных предметов, найденных в нем при раскопках.
При сравнительно больших измерениях плана двора (приблизительно равных измерениям перистиля дворца Флавиев на Палатине) поражает миниатюрность форм обрамляющей его архитектуры
Слайд 15Остатки купола указывают на стремление отступить от простой сферической формы
и расчленить ее на клинья. Построение основных пропорций купольного зала
было родственно Пантеону: и здесь, и там в зал вписывалась сфера, а пята свода лежала на половине наибольшей высоты зала. Опорная конструкция купола была расчленена с целью обогащения и раскрытия подкупольного пространства. Однако в опорах купола на Пьяцца д'Оро масса оплошной стены исчезла не только конструктивно, но и декоративно; а изгибами колоннад в плане внутрь и вне купольного пространства еще более подчеркивалось впечатление, что купол есть лишь легкая сферическая оболочка.
Слайд 16Септизоний
Септизоний не дошел до нас и известен нам лишь по
зарисовкам сохранившихся его частей художниками эпохи Возрождения. Септизоний представлял собой
декоративную стену, длиной по фасаду 95 м с трехэтажным портиком, высотой около 25 м.
Септизоний, может быть, играл роль нимфея, под колоннадами которого струилась вода, стекая в расположенный впереди водоем.
Слайд 17Дворец Диоклетиана
Считается наиболее сохранившимся дворцом периода Римской империи
Дворец прямоугольной формы
занимает площадь около 3 гектаров
Нет особенно больших залов, внутри состоит
из сравнительно небольших помещений очень разнообразной формы, которые сгруппированы в несколько комплексов, отделенных друг от друга улицами.
Слайд 18По своей композиции, дворец представляет собой противоположность живописной планировке римских
вилл. Его план повторяет схему лагеря римского легиона. С южной
стороны был выход из дворца к морю. Трое ворот на других сторонах носили ясно выраженный крепостной характер: они обрамлялись восьмигранными башнями и были снабжены тамбурами. Внутренний двор под прямым углом пересекают две главные улицы, шириной в 11 м, которые были оформлены портиками. Южная, выходящая к морю сторона дворца была отведена под апартаменты императора.
Слайд 19Диаметр купола, покрывающего этот мавзолей, равен 13,5 м. Исключительный интерес
представляет кирпичная кладка этого купола, возведенного без кружал, благодаря особому
приему «веерной» кладки из расположенных по дуге кирпичей, служивших во время производства работ опорой друг для друга, что давало возможность вести кладку на весу.
Слайд 20Богатая порезка в изобилии украшает не только главный ордер, но
и второстепенные детали архитектуры дворцового ансамбля. Во дворце Диоклетиана в
Сплите аркада по колоннам впервые получила особое развитие. В этом отношении дворец в Сплите может считаться прототипом для последующих архитектурных периодов, в которых аркада по колоннам стала общеупотребительным архитектурным приемом, вытеснив колоннаду с горизонтальным антаблементом.
Слайд 21Большой Константинопольский императорский дворец
Большой дворец состоял из множества отдельных ансамблей
(вероятно, по образцу дворца в Сплите)
Первоначальным ядром комплекса был дворец
Дафна, построенный императором Константином Великим еще в IV в. у самого Ипподрома и площади Августейон
Здания Большого императорского дворца и примыкавших к нему Магнаврского дворца и приморского дворца Буколеон занимали огромную площадь — 40 гектаров.
Слайд 22Список литературы
Очерки по истории архитектуры. Том II. Греция. Рим.
Византия. Брунов Н.И.
Архитектура Древнего Рима ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР
МОСКВА • 1948
https://design.wikireading.ru/7536
Г. И. Соколов “Римское искусство”
http://antique.totalarch.com/gha_roma/3/20
http://www.biancoloto.com/domus_augustana.html