Слайд 1Эдгар Дега (1834-1917)
«Классический художник современной жизни» - так Эдгар Дега
характеризовал сам себя. Знатный и надменный человек с кажущимся непринужденным
талантом, Дега был известным членом группы импрессионистов, но оставался в стороне от многих ключевых идей этого направления.
Эдгар Дега
Эдгару посчастливилось родиться в семье
банкиров с международными связями и аристократическими стремлениями. Имея отца, владеющего приличным состоянием, к тому же всячески поддерживающего творческие поиски сына, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Он имел возможность заниматься получением образования, где и как ему хотелось. Так, он много часов провел за копированием работ старых мастеров в Лувре. Три года он путешествовал, делал наброски в Неаполе и Риме, где делал копии работ Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других художников эпохи Возрождения.
Эдгар Дега
Отец Дега надеялся
на то, что сын получит юридическое образование, а впоследствии продолжит семейный бизнес. Предприняв робкую попытку – Дега таки поступил на юридический факультет парижского университета в ноябре 1853 года, все же он решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью. Луи Ламот, француз, ученик Энгра и Фландрена, стал первым учителем будущего художника. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега восхищался работой Энгра и верил, как и великий мастер, в первостепенную важность рисунка при создании произведения искусства.
Эдгар Дега
Острая
наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане. Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным. Художника увлекал человек.
Эдгар Дега
Дега наблюдал и
изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения.
Эдгар Дега
Дега изучал современные
биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению.
Они и стали центральными в творчестве Дега.
Слайд 7«Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.
Эдгар Дега
«Люди называют
меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде». Эдгар Дега.
Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.
Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.
Картина “Голубые танцовщицы” похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.
Почему она так притягательна?
Слайд 9Мерцающая пастель Дега
“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает –
это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью
можно добиться такого насыщенного цвета.
К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.
Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.
Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.
Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. К сожалению, секрет этот не стал известен больше никому.
Эдгар Дега
Вы думаете,
что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.
Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения.
Слайд 11
Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана
на основе фотоснимков. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий
балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.
Эдгар Дега
Дега показывал
не только то, что видит зритель, но и тяжелый труд танцовщиц.
На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.
Эдгар Дега
Другая сценка
из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.
Слайд 16И вот она уже на сцене, парит в воздушном танце,
восхищает. «Прима балерина».
Слайд 17Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы”
были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!
Эдгар Дега
В отличие от других
импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.
Эдгар Дега
Композиция и
рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику плоской картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его.
Слайд 20Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных
ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе
поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.
Эдгар Дега
Дега
принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны. В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.
Эдгар Дега
Дега был
очень не бедным человеком, но деньги особого счастья ему не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.
Слайд 26Для записи
Самостоятельная работа