Слайд 1ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ
СРЕДЫ
ОБИТАНИЯ
Слайд 2Среды жизни на Земле и экологические факторы
9 класс
По УМК
И.Н. Пономаревой.
Условия жизни на Земле
Слайд 3Вспомнить!!!
6 класс
Среды обитания растений
Действие факторов среды на растения
Слайд 47 класс
4 среды обитания животных
Местообитания животных в водной среде
Слайд 5Предмет экологии
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и
с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос –
наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:
аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах;
популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями;
глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны.
Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.
Слайд 6Задачи экологии
- изучить взаимосвязи организмов;
- изучить взаимосвязи между организмами и
окружающей средой;
- изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение
организмов;
- проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ;
- разработать систему мероприятий по охране природы.
Слайд 7Значение экологии
- помогает определить место человека в природе;
- дает знание
экологических закономерностей, позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и
рационально использовать природные богатства;
- экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.
Слайд 8Среда обитания
Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию,
сообщество) и воздействует на нее.
Факторы среды:
абиотические – факторы
неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека.
Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.
Слайд 10 Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих
на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы,
морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.)
Слайд 11 Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов
на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Слайд 12 Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на
окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя,
нарушение природных ландшафтов и др.)
Слайд 13Приведите по 5 примеров
организмов для каждой среды
Слайд 14Наземно – воздушная среда обитания
аэробионты
Слайд 15Наземно-воздушная среда
Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание
кислорода, освещенность.
Слайд 16Водная среда обитания
гидробионты
Слайд 17Водная среда
большое значение имеют такие факторы: солевой режим, плотность воды,
скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитатели --гидробионтаы, среди них
различают:
нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;
планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;
нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды;
бентос - донные организмы.
Слайд 18Почвенная среда
Почва представляет собой тонкий слой на поверхности суши, переработанный
деятельности живых существ. Это трехфазная среда (почва, влага, воздух)
эдафобионты
Слайд 19Почвенная среда
большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.
Слайд 21Живой организм
Для жизнедеятельности паразитов важно обилие пищи и пребывание в
организме определенного вида-хозяина.
Слайд 22 Основные среды жизни
1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;
2. Высокая,
средняя, низкая, отсутствует;
3. Высокие, средние, слабые;
4. Много, умеренно, мало;
5.
Много, умеренно, мало, очень мало.
Выберите характеристики из предлагаемого ниже списка
Слайд 27
Изучение влияния факторов среды (света) на животных
Распределите животных по группам
по отношению к свету
Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка,
антилопа, жираф, сова, крот, тигр, попугай, койот, колибри
Слайд 28Изучение различных сред обитания организмов
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза,
орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза,
дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Слайд 29Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам
изменяет среду.
Многие организмы обитают в нескольких средах обитания.
Способность
организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией.
Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости.
Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).
Слайд 30Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной. Факторы
среды, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности, затрудняющие существование вида, называют ограничивающими.
Немецкий
химик Ю.Либих (1803-1873) сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.
Слайд 31Методы экологии
наблюдение
сравнение
эксперимент
математическое моделирование
прогнозирование
Слайд 32Принципы экологической классификации
Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде.
В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы
питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.
Слайд 33Классификация организмов
по характеру питания
1.Автотрофы: 2. Гетеротрофы:
А). Фототрофы а)сапрофиты
Б). Хемотрофы б) голозои:
- сапрофаги
- фитофаги
- зоофаги
- некрофаги
Слайд 34Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Фототрофы – автотрофные
организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света.
Хемотрофы
– автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей.
Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений.
Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:
Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками;
Фитофаги потребители живых растений;
Зоофаги поедают живых животных;
Некрофаги поедают мертвых животных.