Разделы презентаций


Экономика государственного и муниципального сектора: Тема 3. Формирование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономика государственного и муниципального сектора:
Тема 3. Формирование спроса и предложения

на общественные и социально-значимые блага


  
Преподаватель:
Доцент, канд.соц.наук
Щербакова Дарья Васильевна
daria.ranepa@gmail.com

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Экономика государственного и муниципального сектора: Тема 3. Формирование спроса и предложения на общественные и социально-значимые блага   Преподаватель:

Слайд 2

2/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Слайд 3

3/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Тема 3. Формирование спроса и предложения на общественные и социально-значимые блага

Понятие общественного блага. Их основные свойства

Виды, характеристика и классификация общественных и
социально-значимых благ

3. Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема
«безбилетника» и цены Линдаля

4. Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе


Слайд 4Понятие общественного блага. Их основные свойства

4/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

С целью дополнить рынок

Общественные блага

Причины
предоставления государством

С целью навязать предпочтения

Социально-значимые блага

Понятие общественного блага. Их основные свойства

Слайд 5

5/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Теория общественного блага

Пол Энтони Самуэльсон
американский экономист
(1915-2009)

Общественный сектор необходим для устранения провалов рынка. Он реализуется через систему общественный благ.

1954 год


Примат рынка


Слайд 6

6/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Ричард Масгрейв
Американский экономист
(1910-2007)

Концепция социально-значимого блага

Конец 1950-х гг.


Слайд 7

7/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Неконкурентность

Благо неделимо, неизбирательно и потребляется повсеместно.
Потребление блага одним человеком не сокращает потребление другого индивида

Национальная правовая система, служба погоды

Свойства общественного блага

Неисключаемость

Потребление блага одним человеком не исключает потребления других индивидов

Техническая невозможность

Экономическая нецелесообразность

Охрана парка


Слайд 8Виды, характеристика и классификация общественных и социально-значимых благ

8/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Блага

Рис. 1. Кривые издержек на чистое общественное благо

Виды, характеристика и классификация общественных и социально-значимых благ

Слайд 9

9/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Неделимое потребление встречается реже всего

Чаще – благо с делимым потреблением (нужно волевое усилие)


Количество блага, потребленного одним индивидом измеримо


Можно потребовать оплаты за потребление




Технические или экономические основания предоставления делимых общественных благ

Делать выбор, предоставлять благо за плату или бесплатно необходимо на основании величины издержек за взимание платы при наличии исключений

В ходе прогресса неделимое потребление может перейти в делимое и наоборот

Чистое общественное
благо


Слайд 10

10/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Иключаемые
Потребляются избирательно
Убывание потребления
Может быть объектом купли-продажи (платность)

Смешанные общественные
блага

Разновидность исключаемого СОБ – перегружаемое общественное благо, где стоимостью регулируется его предложение и спрос, рациональное использование материально-технической базы.

α – мера «общественности» поставляемого общественного блага, то есть мера конкуренции между потребителями

α = 1 - ЧОБ
α = 0 - ЧЧБ


Слайд 11

11/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Рис. 2. Функции издержек для общественных благ при перенасыщении

Причины повышения совокупных издержек после точки Е:

Прямые предельные издержки могут стать положительными (объем ремонта дороги);
Падение «качества» предоставляемых услуг (скорость).


Слайд 12

12/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Разновидность исключаемого СОБ – благо совместного потребления с ограниченным доступом (клубное благо), где исключаемость относится не к отдельному человеку, а к группе лиц, а доступ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов.

Рис. 3. Клубное благо


Слайд 13

13/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Классификация общественных благ с учетом внешних эффектов


Слайд 14

14/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Это блага, потребление которых представляет общественный интерес.

Социально значимые
блага

Индивиды не могут сами судить о своем «подлинном» благосостоянии, так как:

Они плохо информированы;

Их образование не позволяет им должным образом
обрабатывать доступную им информацию;

Существуют общественные ценности, которые превыше
индивидуальной свободы выбора.


Слайд 15

15/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага

Текущее индивидуальное предпочтение

Долгосрочные общественные предпочтения

патернализм


Слайд 16

16/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Рис. 4. Рыночное равновесие и оптимум для случая социально значимого общественного блага


Слайд 17

17/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Формы вмешательства государства

Восполнение нехватка информации;
Налоги и субсидии;
Ограничение производства или потребления;
Национализация секторов, производящих те или иные блага;
И т.д.


Слайд 18

18/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Рис. 5. Государственный патернализм и запрет на производство

Рыночное равновесие, полученное исходя из предъявленного спроса на те или иные блага, соответствует положительному производству в точке M, тогда как оптимум, отвечающий «правильному» спросу, ведет к точке V, где количество произведенного блага равно нулю (что означает полный запрет на его производство и потребление).


Слайд 19

19/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Джозеф Стиглиц
Американский экономист
(1943-20..)

Государственный патернализм основан на авторитарных действиях

Одна группа граждан может навязать свою волю и предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды в отношении того, как вести себя и что потреблять

Социально значимые блага


Слайд 20

20/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Квазиобщественные блага – исключаемые блага совместного потребления (блага, создаваемые в отраслях естественных монополий)

По расходам ВВП


Слайд 21

21/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Табл. 1. Группировка общественных и социально значимых благ с учетом комбинации их свойств (критериев)


Слайд 22Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля

22/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Ценообразование в общественном секторе определяется особенностью формирования спроса и предложения на общественные и социально значимые блага.

Ценообразование на чистые общественные блага

Ценообразование на смешанные блага

Ценообразование социально значимые блага

Ценообразование на квазиобщественные блага

Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля

Слайд 23

23/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Чистое общественное благо потребляется всеми и финансируется через налоги

Равновесие спроса и предложения устанавливается путем неценового механизма принятия решений

Обеспечение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса бюджетных доходов и расходов

Обеспечение рационирования с помощью карточек (талонов) и очередности получения общественных благ

Использование социального института голосования (голосование ногами)


Слайд 24

24/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Равновесие спроса и предложения на смешанные общественные блага формируется , в том числе, при помощи механизма ценообразования

Спрос и предложение на продукции естественных монополий и исключаемые общественные блага формируется преимущественно с помощью ценового регулирования.
Существуют в условиях несовершенной конкуренции.

Спрос и предложение на социально значимые блага формируется путем
_____________________


Слайд 25

25/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Ценообразование на перегружаемые и клубные блага

1. Бесплатно до критической точки.
2. Рост издержек
3. Появление цены


На социально-культурные и рекреационные услуги – по интенсивности потоков

Цены устанавливаются на договорной основе

Размер устанавливается исходя из того, чтобы не допустить перегрузки


Слайд 26

26/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Соизмерение общественных и частных благ, для оценки эффективности используемых ресурсов, соотнесения затрат и выгод

Метод денежной оценки альтернативной стоимости ОБ, который предусматривает денежную оценку готовности потребителей оплачивать налогами производство соответствующих общественных благ

Контроль


Слайд 27

27/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Проблема «безбилетника»

В смешанных общественных благах принуждение к оплате может превысить затраты, связанные с ограничением доступа

Подходы к реализации принципа добровольного участия

Способность общества избирательно награждать своих членов частными благами

Принцип взаимных ожиданий

Вклад каждого участника должен быть различим со вкладом остальных


Слайд 28

28/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Эрик Линдаль
Шведский экономист
(1891-1960)

На графике «Модель Линдаля» ось ординат G— величина общественных расходов, ось абсцисс — доля от суммы выплат индивида А и В. В условиях когда первоначальное распределение долей затрат между индивидами находилось в точке М, а уровень общественных расходов в V, то состояние было не оптимально и неустойчиво, так как индивид Aпредпочитает более высокий уровень общественных расходов MQ при расходах на уровне KM, что противоречит интересам индивида B. Индивиды находят решение, при котором они договариваются на уменьшение доли расходов индивида B до M*Lи увеличение доли расходов индивида A до M*K,  фиксируя уровень общественных благ на уровни M*G*.
В точке E — равновесие по Линдалю, где пересекаются кривые спроса Da Db индивида A и B  и где полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов.


Слайд 29Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе

29/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Избежать проблемы «безбилетника» можно следующими способами:

Общественное принуждение в клубном благе
Пошлины и платежи

Отрицательные внешние эффекты в смешанных благах решаются с помощью специальных налогов (акцизный, экологический).
Положительные внешние эффекты поддерживаются субсидиями

Квазиобщественные блага регулируются через тарифы, создание возможности для конкуренции, регулирование объемов эксплуатации

Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе

Слайд 30

30/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Способы предоставления социально значимых благ:

Государство предоставляет СЗБ до общественно необходимого, закрепленного в законе уровня, свыше этого может быть предусмотрено предоставление на частной основе;
Предоставление социальных ваучеров с возможностью купить на них социальные услуги
Организация предоставления социально значимых благ на основе заключения контрактов с общественными организациями и частными фирмами.


Слайд 31

31/32
Экономика государственного и муниципального сектора доц., к.с.н. Щербакова Д. В.

Тема 3. Формирование спроса и предложения на общественные и социально-значимые блага

Понятие общественного блага. Их основные свойства

Виды, характеристика и классификация общественных и
социально-значимых благ

3. Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема
«безбилетника» и цены Линдаля

4. Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе


Слайд 32Спасибо за внимание!
Щербакова Дарья Васильевна
https://vk.com/club76822624
daria.ranepa@gmail.com

Спасибо за внимание!Щербакова Дарья Васильевнаhttps://vk.com/club76822624daria.ranepa@gmail.com

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика