Слайд 2Издержки
Постоянные издержки – не зависят от объемов производства
Переменные издержки –
меняются в зависимости от объемов производства
Слайд 3Деление существует только в краткосрочном периоде! В долгосрочном периоде все
можно изменить – все издержки переменные!
Если объем производства 0
единиц, переменные издержки должны быть равны 0! А постоянные могут остаться и при нулевом объеме.
Слайд 4Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за
краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Слайд 5Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном
периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
Слайд 6Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие
дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите
из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) арендные платежи
2) затраты на покупку фенов
3) зарплата парикмахерам
4) коммунальные платежи
5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами
6) уплата страховых взносов
Слайд 7Фирма Х производит трикотажные изделия. Найдите в приведённом ниже списке
примеры постоянных издержек этой фирмы в краткосрочный период и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) издержки на приобретение сырья
2) арендная плата за офис фирмы
3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата
4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
5) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам
6) оплата электроэнергии
Слайд 8Фирма Х оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом
ниже списке примеры переменных издержек этой фирмы в кратко-срочном периоде
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) издержки на приобретение моющих средств
2) арендная плата за офис фирмы
3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата
4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
5) издержки на выплату сдельной заработной платы работников
6) оплата электроэнергии
Слайд 9Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде
непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.
Слайд 10Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Слайд 11В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей
осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики
данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
Слайд 12Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами,
другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики
данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
Слайд 13Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой
позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Слайд 14Виды организации бизнеса
Малое предприятие
Товарищество
Корпорация
Слайд 1527
Назовите форму бизнеса, характеризующуюся как малый бизнес, и приведите три
преимущества такой формы.
Слайд 1626
Приведите три примера преимуществ организации бизнеса в форме акционерного общества
Слайд 17Государство в экономике
«Не мешать»
Государство вмешивается там, где стихийное регулирование не
приводит к оптимальным для общества последствиям!
Это случаи несостоятельности рынка
Слайд 18Функции государства в экономике
Устанавливает правила (законы), в соответствии с которыми
ведется экономическая деятельность
Поддерживает конкурентную среду
Создает общественные блага
Нивелирует внешние эффекты
Перераспределяет доходы
с целью борьбы с бедностью и выполнения др. соц. функций
Поддерживает макроэкономическую стабильность
Слайд 19Общественные блага
Чистое общественное благо — это такое благо, которое потребляется
коллективно всеми потребителями независимо от того, платят они за него
или нет.
Слайд 20Характерные черты общественного блага
Характерными чертами чистого общественного блага является
неконкурентность
(отсутствие соперничества в потреблении) и
неисключаемость (невозможность воспрепятствовать их потреблению).
Пример: национальная оборона или охрана правопорядка, светофор, уличное освещение, дамба и пр.
Слайд 21Конкурентные рынки не в состоянии выделить ресурсы для производства общественных
благ.
Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы
и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену).
Так как никого нельзя исключить из потребления общественного блага, рациональный, максимиизирующий свою выгоду человек не будет за него платить – зачем, если можно потребить и бесплатно.
В результате никто не платит за него, соответственно и не находится производителя, готового его производить. Поэтому обычно общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения и производятся по заказу государственных структур.
Слайд 22Внешние эффекты
Результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели
и продавцы.
Однако иногда они влияют на благосостояние людей, не
имеющих отношения к данному рынку.
Возникают так называемые внешние эффекты (экстерналии), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом.
Слайд 23Внешний эффект (экстерналия) возникает тогда, когда некоторые выгоды и издержки,
связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к лицам, которые
не являются ни покупателями, ни продавцами (производителями) данного вида товаров, следовательно, не могут найти отражение в кривых спроса и предложения рынка данного вида товаров. Другими словами, рынок не в состоянии уловить все издержки или выгоды, которые возникают при производстве или потреблении какого-либо товара: они возникают «вне» рынка. Таким образом, рынок не в состоянии выделить оптимальное количество ресурсов для производства оптимального с точки зрения общества количества товаров.
Слайд 24Внешние эффекты могут быть
положительные – когда не учтены чьи-то
выгоды
отрицательные – когда не учтены чьи-то издержки.
В случае положительных
внешних эффектов мы получаем недопроизводство товара, в случае отрицательных – перепроизводство.
Слайд 25Государство может использовать один из двух вариантов интернализации положительных внешних
издержек:
1) субсидирование потребителей для увеличения спроса, тогда равновесная цена повысится,
что обеспечит рост производства
2) субсидирование производителей для увеличения предложения, тогда цена упадет, объем продаваемого товара вырастет до оптимального
Если положительные внешние эффекты очень высоки, то государство может превратить данные отрасли в свою собственность или взять на себя их финансирование (государственное здравоохранение)
Слайд 26Если внешние эффекты отрицательны, сделать их внутренними помогают налоги, сборы
и штрафы.
Слайд 27Неравномерность распределения доходов
Принципы, лежащие в основе рыночной системы хозяйствования, приводят
неизбежно к неравномерности распределения доходов.
Принцип защиты частной собственности ведет
к тому, что некоторые люди изначально, с рождения, богаче других, а некоторые беднее.
Принцип свободной конкуренции ведет к тому, что так как кот-то в конкурентной борьбе проигрывает, кто-то выигрывает, доходы у всех экономических субъектов разные
Слайд 28Равномерное распределение доходов неприемлемо для рыночной экономики, так как уничтожает
стимулы труду. Однако сильная дифференциация людей по уровню дохода также
оценивается обществом негативно
Слайд 29минусы дифференциации:
- Высокая дифференциация источник социальной напряженности и нестабильности.
-
Высокая дифференциация ведет к неэффективному расходованию ресурсов. Бедный человек потратит
1000 рублей на что-то действительно полезное, очень богатый человек, не знающий отказа в удовлетворении своих желаний, скорее всего, потратит 1000 так, что даже не заметит никакой пользы от нее.
Слайд 30Для оценки дифференциации доходов широко используются в статистической практике децильный
коэффициент дифференциации доходов, который измеряет различия в материальном положении малообеспеченных
и высокодоходных групп населения. Он исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных лиц к максимальному доходу у 10% наименее обеспеченных лиц.
Слайд 32Асимметричность информации
Когда мы говорили о том, что стихийное рыночное регулирование
способствует наиболее полному удовлетворению потребностей людей, этот вывод мы делали,
основываясь на том, что потребитель может отличить товар, который ему подходит от товара, который не подходит в момент покупки
Слайд 33продукты плохого качества вытесняют продукты хорошего качества
Слайд 34Защита прав потребителя
Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах
Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу
эти нормы стали выделять относительно недавно.
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей
Слайд 35Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые
охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
Право на
информацию.
Право на безопасность.
Право на выбор.
Право быть услышанным.
Право на возмещение ущерба.
Право на потребительское образование.
Слайд 36Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список
прав потребителей дополнительными двумя пунктами:
Право на удовлетворение базовых
потребностей.
Право на здоровую окружающую среду.
В России Закон «О защите прав потребителей» принят в 1992 году
Слайд 37Макроэкономическая нестабильность
Безработица
Инфляция
Экономические кризисы
Депрессивные территории
Слайд 3826
Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества
(необходимость государственного регулирования экономики).
Слайд 3927
Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. Назовите
любые три проявления несовершенств рынка и укажите, как государство может
преодолеть каждое из них.
Слайд 4127
Компенсация внешних эффектов – важная функция государства. Объясните, что такое
«внешние эффекты». Приведите два примера выполнения государством этой функции.
Слайд 4226
Одним из направлений экономической политики государства выступает протекционизм. Приведите три
конкретных примера проявления протекционизма в экономической политике.
Слайд 4327
В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины
на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти
лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Слайд 44Инфраструктура
От латинск. Infrа= под
- Совокупность институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, облегчающих
процесс заключения сделок
Слайд 45Функции инфраструктуры:
Организация процесса заключения контрактов на поставку товаров;
Помощь в поиске
нужных контрагентов
Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам;
Страхование рисков контрагентов;
Обеспечение
информацией
Слайд 46Элементы рыночной инфраструктуры
Транспортные сети
Системы коммуникаций
Информационные сети
Финансовые посредники
Биржи
Слайд 47Финансовые посредники
- Рыночные институты, перераспределяющие денежные средства от субъектов, у
которых они временно в излишке к субъектам, у которых они
в недостатке.
Пенсионные фонды
Страховые компании
Паевые инвестиционные фонды
Банки
Слайд 48Банк
От итальянского banco- скамья
Это финансовая организация, сосредотачивающая временно свободные денежные
средства с целью последующего из предоставления в кредит за определенную
плату
Слайд 49Банк
Финансовый посредник имеющий исключительное право выполнять следующие операции
1) открытие вкладов
физических и юридических лиц
2) выдача кредитов
3) осуществление безналичных расчетов
Слайд 50Баланс банка
Актив
Наличность
Обязательные резервы
Добровольные резервы
Кредиты выданные
Ценные бумаги купленные
Здания, оборудование, иное имущество
Пассив
Собственный
капитал
Депозиты
Ценные бумаги выпущенные
Займы, полученные у Центрального банка или на межбанковском
рынке
Слайд 51Роль банков
Банки создают финансовый поток там, где без их участия
его бы не было:
Слайд 52Роль банков
1. Прямое взаимодействие заемщика с большим количеством мелких инвесторов связано
с очень большими транзакционными издержками (издержками на заключение сделок). Работа
с каждым вкладчиком отдельно требует создания определенной структуры, постоянно решающей неизбежно возникающие проблемы и конфликты. В результате привлекаемые средства оказываются очень дорогими, такая работа становится неэффективной.
Слайд 53Роль банков
2. Субъекту с временно свободными денежными средствами также нужно потратить
большое количество сил и времени, чтобы найти подходящего заемщика. Если
он готов вложить небольшую сумму на короткий срок – такие траты делают вложение бессмысленным
Слайд 54Роль банков
3. Имеются существенные различия в интересах заемщиков и инвесторов:
Срок
Размер
Риск
Слайд 55Роль банков
4. Существует проблема асимметричности информации. Потенциальному инвестору трудно, а иногда
просто невозможно оценить риски того или иного вложения средств, так
как это требует определенных знаний, умения работать со специфическими потоками данных, существенных затрат времени и доступа к различным источникам информации
Слайд 56Роль банков
5. С помощью диверсификации - рассредоточения средств между различными объектами
вложений, можно добиться существенного снижения рисков, так как возможные потери
одного направления могут быть компенсированы выгодами от другого.
Слайд 57Письменное задание
1 (25).Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «прожиточный минимум»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о любом факторе, влияющем на размер прожиточного минимума и одно предложение о значении прожиточного минимума для государства.
2 (26). Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в поддержке предпринимательства. Обоснуйте тремя примерами необходимость этой поддержки
3 (27). Коммерческие банки значительно сократили количество выдаваемых ипотечных кредитов, повысив процентную ставку по ним и усложнив условия получения. Какие последствия вызовут данные изменения? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину такой политики.
Слайд 5828
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Экономическая свобода и
социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.