Слайд 2
Вначале улицы Дзержинского,
рядом с «шестеркой», через проезд, находится небольшой сквер. Когда-то на
этом месте стояла деревянная Николаевская церковь, которая упоминалась в старинных рукописях за 1641,1659 и 1661 годы. В 1763 году вместо деревянной была построена кирпичная церковь. Близость городского рынка дала этой церкви название Николаевская, что на торгу. Были в городе еще два Николаевских храма, в Стрелецкой и Ямской слободах, и несколько домовых.
В 30-х годах XX века Николаевская церковь была разрушена, а на ее месте было начато строительство второй очереди «Шестерки». После Великой Отечественной войны котлован этой стройки был засыпан, а на его месте возник транспортный съезд с улицы Радищева на Дзержинского и маленький сквер. В 60-х годах в сквере была установлена скульптурная композиция «Спутник» - дань эпохальному событию XX века, первому запуску искусственного спутника Земли Советским Союзом 4 октября 1957 года. Авторы памятного знака, выполненного из кованой меди и установленного на невысоком пьедестале, - скульпторы А. Новиков, А. Рыбкин и Н. Селиванов.
Слайд 3УЛИЦА РАДИЩЕВА
Раньше с 1782 года улица называлась Флоровской
по церкви, которая находилась на углу улиц Радищева и Марата,
построенной в 1779 году на месте бывшей каменной церкви. Фроловская церковь была разрушена в советское время. Радищева шла до улицы Золотой, а от улицы Золотой до Садовой проезда не было. Эту территорию занимал купеческий Ливадийский сад. В 1918 году Фроловская улица была переименовано в имени Радищева. Радищев Александр Николаевич (1749- 1802)- русский писатель революционер конца XVIII века. От улицы Садовой начиналась улица Мясницкая, которая доходила до Московской площади. При реконструкции улицы Радищева после ВОВ в 1951 году ее продлили и соединили с улицей Мясницкой под общим названием улица Радищева. Сейчас улица Радищева заканчивается Московской площадью. Соединить Фроловскую и Мясницкую улицы предлагали еще 1840 году. Однако это не было реализовано, видимо, из за частной собственности на землю.
Слайд 5
Красивое кирпичное двухэтажное здание частной женской восьмиклассной гимназии
с пансионом госпожи О.Н. Красовской располагалось в самом центре дореволюционного
Курска, там, где, изогнувшись булыжной мостовой, Флоровская улица (нынешняя Радищева) сбегала с крутого спуска к Херсонской улице.
Сначала это учебное заведение, основанное З.А. Шоф, в 1882 году было преобразовано в четырехклассную прогимназию на основании Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 24 мая 1870 года. В 1884 году пятиклассная женская прогимназия была преобразована в семиклассную частную гимназию О.Н. Красовской, которая разместилась в доме М.А. Дубровской на Флоровской улице напротив церкви св. Николая. По тому времени гимназия заняла самое подходящее здание в городе, наиболее приспособленное для нужд и потребностей учебного заведения, хотя ее хозяйке пришлось платить ежегодно весьма высокую арендную плату в 3800 рублей.
Слайд 6 Одно время это учебное заведение пользовалось поддержкой
Курской губернской земской управы. Так, с 1896 года по 1900-й
земство ежегодно выдавало гимназии Красовской по 2000 рублей. При гимназии работали профессиональные курсы.
Каменный фасад здания эклектической архитектуры, так характерной для второй половины XIX века, с большим балконом, примыкавшим к актовому залу и нависшим над ним вычурным карнизом, выходил на церковь. Справа примыкали дом купца Саглаева и городское полицейское управление.
В 1902 году, за двадцать лет своего существования, женская гимназия дала возможность получить среднее образование 600 девушкам. 16 лет учебным заведением управляла О.Н. Красовская. В 1904 году в гимназии обучалось 807 воспитанниц.
Слайд 7
После революции в здании гимназии разместилось губернское
земельное управление, которое включало в себя подразделения: обобществленного сельского хозяйства,
животноводства, лесное, губернской охоты, гидрочасть, земельно-техническую часть, землеустройства. Одновременно здесь работала школа по ликвидации неграмотности. С образованием ЦЧО в 1928 году и превращением бывшей Курской губернии в округ в здании стал работать автодорожный техникум, переведенный в 1934 году в город Белгород, а в здании вновь расположилось теперь уже областное земельное управление.
В предвоенные годы в нем работала средняя школа №4, которая воспитала двух Героев Советского Союза.
Слайд 8 После освобождения Курска от немецких оккупантов
в уцелевшем, но с разбитыми окнами здании вновь возобновила работу
средняя школа №4. В 1965 году средняя школа №4 переехала в новое, специально, построенное для нее здание, а в помещениях бывшей женской гимназии в 1969 году стал работать областной театр кукол, основанный в мае 1944 года. Театральный зал здесь рассчитан на 180 мест. В дворовом корпусе бывшего гимназического пансиона сейчас размещено Бюро технической инвентаризации администрации г. Курска. В 1988 году на здании установили мраморную мемориальную доску, сообщающую, что в 1941 году здесь размещались военные госпитали № 1191 и №2694.
Слайд 10Дом казначея
Старожилы помнят, как в трудные послевоенные
годы в подвале небольшого двухэтажного каменного дома на углу улиц
Марата и Радищева помещалась керосиновая лавка. Когда привозили долгожданный керосин, у крепкого, но изрядно обшарпанного дома выстраивалась длинная очередь.
Вглядимся в фасад здания, которое раньше называли «Дом казначея». Маленькие окна первого этажа, где в старину жила прислуга, и большие господские окна 2-го этажа (стекло в то время стоило очень дорого), 4 пилястры, подпирающие крутой карниз, – все говорит о солидном возрасте постройки. Действительно, этот сосед Красной площади – немой свидетель той далекой поры, когда Курск стали застраивать по новому, первому в его истории градостроительному плану.
Слайд 11 На смену хаотической застройке, когда
улиц в прямом смысле не было, а единственной похожей на
улицу была Московская дорога, пришла четкая геометрия. Строгая сетка улиц и площадей, в основном, сохранилась до сих пор.
До упорядочения схемы города вдоль замысловато петляющих подобий переулков чаще всего тянулись длинные ветхие заборы, плетни и частоколы. За ними в густой тени деревьев скрывались курные избы с подслеповатыми маленькими окошками. Одни были заполнены слюдой, а у самых бедных – затянуты бычьими пузырями. К домикам тесно жались сенцы, кладовые, амбары, бани, летние кухни...
Архитектурный план Курска, разработанный в столице и утвержденный царской рукой: «Быть по сему. Февраль 26 дня 1782 года. В Санкт - Петербурге», тяжко достался курянам. Лишь строгие указания наместнического правления могли изменить коренные привычки горожан и начать постройку новых зданий по красной линии фасадом на улицу. Градостроительный план коренным образом изменил расположение кривых старых переулков, что потребовало незамедлительного переноса множества домов, особенно в центре тогдашнего Курска. Местные власти торопились в первую очередь именно там провести новую застройку.
Слайд 12 Если у владельца был деревянный дом (а их
в городе было
абсолютное большинство), его принуждали строить
новый каменный. Не каждому это было по плечу! Бедные и неимущие в виду такой кардинальной перестройки вынуждены были переселяться на окраины и в прилегающие к Курску слободы.
Чтобы ускорить застройку первых кварталов, власти уделили особое внимание возведению домов по углам перекрестков улиц. Так на углу Флоровской и Гостиной улиц (теперь Радищева и Марата) появился «Дом казначея». Он пережил годы лихолетья: пожары, войны, уличные перестройки и реконструкции. Когда-то напротив стояла изящная церковь Флора и Лавра с высоченной колокольней. Ее сломали в 30-е годы XX столетия. Теперь на этом месте 4-этажный жилой дом с аптечным магазином на первом этаже. Все передряги будто обошли «Дом казначея» стороной. После революции в здании помещалось Курское губернское отделение военной цензуры, потом на долгие годы поселились жильцы. В наши дни небольшой кирпичный дом, построенный на стыке ХVIII–ХIХ веков, стоит на красной линии первого градостроительного плана, проложенного рукой губернского землемера Ивана Башилова.
Слайд 13КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 14
История Курского государственного
университета начинается еще в конце XVIII
века и связана
с именем француза Ренеда. В
1794 году, во время екатерининской реформы
школьного
образования, он принимает
российское подданство и открывает в Курске
частный пансион благородных девиц.
В 1860 году частный пансион был
преобразован в Мариинскую гимназию. В 1901
году на улице Флоровской (ныне Радищева)
было торжественно заложено новое здание,
которое строилось под руководством
архитектора Баумиллера, куда и переехала в
1902 года Мариинская гимназия.
В разные годы здание Мариинской гимназии
отдавали под различные учебные заведения:
Курский учительский институт, Курский
педагогический институт, институт народного
образования, Курский практический институт
народного образования, Курский
педагогический техникум.
Летом 1934 года, когда Курская область
выделилась из состава Центрально-
Черноземной области, на одном из первых
заседаний Курского областного комитета
партии было принято постановление о
необходимости открытия в городе Курске
государственного педагогического института,
которому было передано здание Курского
педагогического техникума по улице Радищева.
Слайд 15
На протяжении первых лет существования
Курский пединститут испытывает серьезные
организационные и финансовые
трудности. Но,
несмотря на это, в институте демонстрирова -
лись кинофильмы, проводились
вечера худо-
жественной самодеятельности и литературные
вечера и т.д.
В октябре 1941 года институт был эвакуирован
в г. Сарапул Удмуртской АССР, куда пришлось
перебраться всем неушедшим в армию
преподавателям, сотрудникам и выпускникам
вуза. В 1943 году институт вернулся в родной
город.
В послевоенные годы старейший вуз стал
центром подготовки кадров для Курской
области, а по некоторым специальностям – и
для всего Центрального Черноземья.
В сложных финансовых условиях
постсоветского времени институт не просто не
снизил темпов развития, но и был признан
Министерством образования наиболее
динамично развивающимся вузом Юга России.
С 1994 года институт повысил свой статус до
педагогического университета, а в 2003 году
стал Курским государственным университетом.
Слайд 16У северной стороны Дома знаний в 1987 году был возведен
спорткомплекс «Динамо», где можно проводить российские и областные соревнования по
дзюдо, тяжелой атлетике, вольной борьбе, баскетболу. Это как бы завершило начатое в послевоенные годы на территории тогдашнего стадиона «Динамо» строительство сначала двухэтажного административного здания с квадратными колоннами по проекту архитектора А. И. Леэнна. Его закончили в 1951 году. На 1-м этаже разместились вестибюль, раздевалки, душевые. Во втором – комнаты судей, контора стадиона и облсовет «Динамо». Позже пристроили спортзал, выходящий торцовой стеной на улицу Радищева. Теперь там – управление по борьбе с оргпреступностью.
Слайд 18
На улице Золотая, 13
находится кондитерская фабрика. Когда-то на этом месте был винный завод,
потом постановлением Совета Народных Комиссаров от 1936 года организовано кондитерское производство. В основном выпускали карамель. Годовой объем производства достигал перед войной 5 тысяч тонн.
Второе рождение кондитерской фабрики произошло в 1962 году, когда было завершено восстановление разрушенного войной.
В1968 году производство почти достигло 4,5 тысячи тонн. Последующие тридцать лет фабрика модернизировалась, возводились вспомогательные цехи, расширялся ассортимент продукции.
Главным событием было строительство цеха крекеров. В 1991 году цех дал первую продукцию крекеров.
В ноябре 1996 года кондитерской фабрике исполнилось 60 лет. Сейчас комбинат – высокопроизводительное предприятие, выпускающее в год свыше 20 тысяч тонн кондитерских изделий. Это карамель, конфеты, глазированные шоколадом и неглазированные, шоколадные батоны, мармелад, печенье, вафли, торты, крекеры – всего более 150 наименований продукции высокого качества.
Слайд 19
На углу улиц Золотой
и Радищева в 1986 году по проекту архитекторов В. П.
Семенихина и Д. И. Гаркуши выстроен крупнейший в Центральном Черноземье комплекс областной организации Всероссийского общества «Знание». В нем создали отличные условия для лекционной пропаганды и метод подготовки лекторов. Прекрасно оборудованы два лекционных зала – на 600 и 300 мест. На трибуны вынесены пульты, с них выступающий может управлять проектором, проигрывателем, магнитофоном и другой аппаратурой. В красивом фойе часто устраивают различные выставки. Здесь проходили встречи курян с видными общественными деятелями страны: Горбачевым, Рыжковым, Жириновским... Ныне Дом знаний – собственность областной организации общества «Знание». Здесь работает институт МЭБИК, правовой и экономический колледжи, различные курсы.
Слайд 20Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина основан в
1972 году. Один из старейших театров России. В 1937 театру
присвоено имя А.С.Пушкина. Во время Великой Отечественной войны труппа обслуживала фронтовые части. Стационарная работа возобновилась только 1 октября 1943. В 1983 году было открыто новое современное здание театра. На крыше театра установлена восьмиметровая бронзовая скульптура богини победы Ники, которая держит в вытянутой правой руке пальмовую ветвь - символ мира.
Слайд 21 В 1983 году на улице Ленина построили
роскошное здание четвертого театра. Проект белокаменного дворца искусств в самом
центре Курска был разработан в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Мезенцева в Москве. Его авторами стали народный архитектор СССР, лауреат Государственных премий СССР Розанов и архитектор Лаврова, инженеры Милковский и Кричевский. Замечательные интерьеры разработала архитектор Кибирева. В облике здания явственно проступают черты современного осмысливания традиций русской архитектуры.
Слайд 22 Зрительный зал театра, рассчитанный на 850 мест, благодаря
большому балкону уютен, чему способствуют превосходные мягкие кресла, паласное покрытие
полов и рассеянный свет декоративных светильников. Необычен занавес, выполненный по эскизу московской художницы Маленковой, великолепны стены вестибюля, фойе и кулуаров театра, отделанные армянским камнем – фильзитом, полы в фойе – из художественного паркета, лестницы облицованы белым мрамором, люстры и бра изготовлены по спецзаказу на московских предприятиях.
Слайд 23 Символично, что сценическая часть здания театра высотой с
10-этажный дом венчает медная 8-метровая фигура Ники – богини Победы,
олицетворяющей победу Советской армии над фашистской Германией в Курской битве 1943 года. Фигура богини, держащая в вытянутой руке пальмовую ветвь, создана московскими скульпторами Волковым, Акимушкиной, Кнорре и Мельниковой.
Слайд 25 К северу от здания театра находится стадион
"Трудовые резервы". Его южная трибуна была построена в 1958 году
по проекту архитектора М. А. Иванова (конструктор В. А. Лысов). В восьмидесятые годы трибуна была реконструирована, ее уличный фасад заново отделан. Здесь расположены тренировочные залы, плавательный бассейн. На спортивном поле проводятся футбольные матчи, выступления легкоатлетов, праздничные прицельные приземления парашютистов.
Северная трибуна была сооружена по проекту архитектора В. Г. Кулик в самом конце восьмидесятых годов. Здесь находится большой манеж.
стадион - «Трудовые резервы» - оставался «аристократом», здесь проходили матчи чемпионата СССР и России. А все остальное - на «Локомотиве». Здесь играли дети, юноши взрослые ветераны. Здесь проходили все без исключения чемпионаты и соревнования области, города, железнодорожного общества общества «Труд», даже сельского «Урожая».
Слайд 26ШКОЛА №6
Здание средней школы №6 (улица Радищева,
№54) построено в 1940 году с отступом от красной линии
улицы, здесь образовался небольшой сквер. В его центре – фигура писателя Максима Горького на высоком постаменте. Многие девятиклассники летом 41-го после выпускного вечера отправились на фронт – мало кто встретил долгожданную Победу. Пионер 6-й школы Стасик Меркулов, связной Ленинского истребительного батальона, погиб с отцом в бою при защите Курска от наступавших фашистов. В годы Великой Отечественной войны в здании размешались госпитали №№1093 и 380. В этой школе учились популярный киноактер Игорь Скляр, эстрадный певец Женя Белоусов.
Слайд 28 В глубокую старину это место было городской окраиной,
где располагались мелкие кирпичные заводики. Позже оно превратилось в большой
городской пустырь, в центре которого находились соляные амбары купца Бырдина. Ещё позже здесь были устроены винные подвалы. От них площадь стала называться Подвальной. В дореволюционное время за этим почти квадратным участком земли, в меру пыльным и довольно скучным, закрепилось название «Бородино поле», совсем никакого отношения к знаменитому полю битвы не имевшее (здесь, скорее всего, сыграло свою роль искажение фамилии купца Бырдина), хотя официально она продолжала носить название Подвальной.
Слайд 29 Подвальная площадь была названа именем 1 Мая. На
ней жители города отметили первую годовщину Октябрьской революции. Здесь проходили
обучение курские полки Красной Армии, проводились митинги трудящихся. 29 ноября 1919 года на площади 1 Мая состоялось погребение в братской могиле 27 жертв контрреволюции. Куряне, пришедшие на площадь в этот день, прощались с сынами революции... По решению ревкома двух расстрелянных - Н. М. Спесивцева и Б. М. Пашкова похоронили по месту жительства их родителей.
Отныне площадь имени 1 Мая стала местом захоронения героев революции, партийных и советских работников.
Слайд 31 КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — картинная галерея,
учрежденная в Курске 12 сентября 1935. Организована по инициативе курских
художников А. М. Зубова и П. К. Лихина на базе собрания из около 200 произведений русских и западноевропейских художников, переданных КОКГ из краеведческого музея и ряда районных музеев: Рыльского, Льговского и др.
Первым директором КОКГ был П. К. Лихин. Первая экспозиция была развернута в здании Сергиево-Казанского собора. В годы ВОВ большая часть картин была эвакуирована в тыл. В 1946 КОКГ заняла особняк на ул. Советской, дом № 3, принадлежавший ранее купцу И. В. Пузанову. C 1935 г. она называлась Курская областная картинная галерея им. К. Иванова; в 1936—1941 гг., 1943—1969 гг. — Курская областная картинная галерея; с 1969 г. — Курская областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки. В 1980 КОКГ дополнительно предоставлено для выставочного зала небольшое двухэтажное цокольное помещение в жилом доме по ул. Радищева 85, первая экспозиция в котором открылась в 1981.
Слайд 32
Исходной точкой истории формирования
фонда КОКГ можно считать время организации краеведческого музея (1903 –
1905), когда в нем появились, в виде пожертвований, первые произведения искусства. На первые годы Советской власти приходится второй этап крупных поступлений в краеведческий музей предметов искусства из национализированных имений и частных коллекций. Из произведений искусств, украшавших дворец князей Барятинских « Марьино», получено некоторое число превосходных полотен, среди которых «Натюрморт с автопортретом» итальянского художника 17 в. Ф. Фьеравино, прозванного Мальтезе, «Поединок Геракла с кентавром Нессом» неизвестного французского мастера 17 в., «Портрет Елизаветы Алексеевны, жены Александра I» кисти Э. Виже-Лебрен; из имения генерала Г. Е. Шварца «Белый колодезь» происходят монументальные полотна «Иосиф, толкующий сны» Гаспара де Крайера, «Гавань» М. Маддерстега; из имения гр. Нелидовых « Моква» — «Натюрморт с корзиной цветов» Т. М. Ландерзет, «Бродяги у костра при лунном свете» И. К. Зеекатца, ряд картин было получено из имения Ребиндеров, и др. В период с 1930 по 1950 пополнение фондов происходило в основном через Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР; значительное количество экспонатов было получено из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи. С середины 1960-х К. о. к. г. активизирует собирательскую деятельность за счет самостоятельных приобретений.
Слайд 33
В настоящее время в ее
собрании более 8 тысяч экспонатов: живопись, скульптура, графика отечественных и
западноевропейских мастеров, предметы народного и декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены произведения Ф. Бароччи, Ф. Мальтезе, X. Риберы, Ф. Франкена, В. А. Тропинина, П. А. Федотова, И. Е. Репина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, З. Е. Серебряковой, Р. Р. Фалька, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Богаевского. Е. Е. Моисеенко и др. Специальный раздел собрания составляют работы художников, связанных с курским краем: В. Г. Шварца, К. А. Трутовского, К. Н.Истомина, Е. М. Чепцова. Особенно полно отражено творчество уроженца Курска А. А. Дейнеки (около 800 произведений, в т. ч. монументальная и станковая живопись, книжная и журнальная графика, скульптура), работам которого посвящен специальный зал.
Коллекция музея
Общее количество единиц хранения галереи — 8448, в том числе:
живопись — 1464;
графика — 4174;
скульптура — 237;
театрально-декорационное искусство — 19;
декоративно-прикладное искусство — 2443.