Разделы презентаций


Лекция 2 Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и

Содержание

Общая характеристика основных методов научного познания1.Сущность научного познания. Понятие метода исследования и научного метода. Наука как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция 2 Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы

эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном

познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Проблема сциентизма и антисциентизма. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

К. ф.-м. н., доцент КТВФ
Файн Евгений Яковлевич

Лекция 2 Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы эмпирического познания.

Слайд 2Общая характеристика основных методов научного познания
1.Сущность научного познания. Понятие метода

исследования и научного метода.
Наука как сфера человеческой

деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука как феномен - явление чрезвычайно многоаспектное.
Три аспекта науки: 
наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

наука как результат (научные знания);
 
наука как процесс (научная деятельность).


Общая характеристика основных методов научного познания1.Сущность научного познания. Понятие метода исследования и научного метода.   Наука

Слайд 3Научный метод представляет собой :
непрерывный процесс проверки;
изменения и развития

идей и теорий в соответствии с имеющимися фактическими данными.
В

известной степени научный метод - это просто развитие обычного рационального подхода, основанного на здравом смысле.
 

"Единство всей науки,- писал Карл Пирсон в своей "Грамматике науки", - заключается лишь в ее методе, а не в ее материале".

Научный метод представляет собой :непрерывный процесс проверки; изменения и развития идей и теорий в соответствии с имеющимися

Слайд 4Этапы применения научного метода

Этапы применения научного метода

Слайд 5этот метод позволяет добыть такие знания о явлениях, которые можно

проверить, сохранить и передать другому;
отсюда следует, что наука изучает

не вообще всякие явления, а только те из них, которые повторяются. Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления протекают.

Сущность и особенности научного метода:

этот метод позволяет добыть такие знания о явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому; отсюда следует,

Слайд 6Решение задач в разные периоды развития:

Решение задач в разные периоды развития:

Слайд 7Проблемы:

Проблемы:

Слайд 8Основные особенности научного познания:

Основные особенности научного познания:

Слайд 9Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей

исключительной задачей твердо установить то, что есть».
Её задача - дать

истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть».Её

Слайд 10Основные особенности научного познания:

Основные особенности научного познания:

Слайд 11Основные особенности научного познания:

Основные особенности научного познания:

Слайд 12Понятие метода Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к

чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения

действительности.
Понятие метода Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций

Слайд 13Методы исследования

Методы исследования

Слайд 14Эмпирические методы(по В.И. Загвязинскому) делят на :

Эмпирические методы(по В.И. Загвязинскому) делят на :

Слайд 15 МЕТОДОЛОГИЯ - от "метод" и греч. "слово", "понятие", "учение". -система

принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности,

а также учение об этой системе.

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром.
В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

Задача накопления и передачи социального опыта потребовала
специальной формализации содержащихся в самой деятельности
принципов и предписаний, приемов и операций.

Понятие «Методологии»

МЕТОДОЛОГИЯ - от

Слайд 16В Древнем Египте: геометрия выступала в форме нормативных
предписаний, которые определяли

последовательность измерительных
процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при


этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение
трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее
эффективного способа действия.

В учении Гераклита "многознание" противопоставляется уму как
способу познания диалектики мироздания - всеобщего логоса, отличного
от многообразия получаемых ненадежным путем "мнений", преданий и др.
Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как
средства познания стали предметом специального исследования в
Философии софистов.

Зарождение методологии

В Древнем Египте: геометрия выступала в форме нормативныхпредписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.

Слайд 17Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу
мышления как совместного

добывания истины в процессе
сопоставления различных представлений, понятий, их
сравнения,

расчленения, определения и т.д. Учение о переходе
от смутных представлений к расчлененным и отчетливым
общим понятиям рассматривалось им как метод
совершенствования искусства жить. Т.о., логические операции
подчинялись у Сократа этическим целям: предметом
истинного знания должно быть только то, что доступно
целесообразной деятельности, цель же определяется
посредством соответствующим образом организационной
работы мысли.

Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и
категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения
этого мысль должна двигаться соответственно объективной
логике познаваемого предмета.

Зарождение методологии

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений,

Слайд 18
Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозалючения и доказательства,

вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины.



Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального,формы и материи и др.).

Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.
Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозалючения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции

Слайд 19В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это

учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то

есть педагогическом познании»

Она включает:
учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе

Слайд 20Уровни методологии

Уровни методологии

Слайд 21Философские и общенаучные методы научного исследования

Среди всеобщих (философских) методов наиболее

известными являются диалектический и метафизический.

При изучении предметов и явлений

диалектика рекомендует исходить из следующих принципов
Философские и общенаучные методы научного исследования Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. При

Слайд 23Все общенаучные методы в научных исследованиях целесообразно распределить на три

группы

Все общенаучные методы в научных исследованиях целесообразно распределить на три группы

Слайд 24Общелогические методы

Общелогические методы

Слайд 25Теоретические методы

Теоретические методы

Слайд 26Теоретические методы

Теоретические методы

Слайд 27Эмпирический метод

Эмпирический метод

Слайд 28Эмпирический метод

Эмпирический метод

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика