Разделы презентаций


Экспериментальная группа методов

Содержание

ЭкспериментЭксперимент – один из методов научного познания, в частности, психологического исследования.Он отличается от наблюдения активным вмешательством на ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экспериментальная группа методов
Над презентацией работали Студенты 1 курса группы 19ПО-ППО(б/о)НШ-1
Панкратова Анастасия Чесноков

Матвей Мамедова Асиман Ермакова Екатерина Цабина Анастасия Фаянцова Вероника

Экспериментальная группа методовНад презентацией работали Студенты 1 курса группы 19ПО-ППО(б/о)НШ-1Панкратова Анастасия Чесноков Матвей Мамедова Асиман Ермакова Екатерина

Слайд 2Эксперимент
Эксперимент – один из методов научного познания, в частности, психологического

исследования.
Он отличается от наблюдения активным вмешательством на ситуацию со стороны

исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
ЭкспериментЭксперимент – один из методов научного познания, в частности, психологического исследования.Он отличается от наблюдения активным вмешательством на

Слайд 3Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии

метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя

на испытуемого.
Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Формирующий экспериментФормирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе

Слайд 4Формирующий эксперимент
Ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той

или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а

их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.
Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.
Формирующий экспериментСтавит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных

Слайд 5Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента
Экспериментальное обучение – один из

современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Основная задача экспериментального обучения состоит

в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т.д.
Индивидуальный обучающий эксперимент (не только констатирует, но и формирует особенности психических процессов у человека);
Коллективное экспериментальное обучение (обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий).

Экспериментальное обучение как разновидность формирующего экспериментаЭкспериментальное обучение – один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Основная задача

Слайд 6Достоинства и недостатки формирующего эксперимента:
Достоинства формирующего эксперимента:
ориентация на развитие учащегося

в образовательном процессе;
теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса;
длительность исследования,

гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных
Недостатки формирующего эксперимента:
Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.
Достоинства и недостатки формирующего эксперимента:Достоинства формирующего эксперимента:ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе;теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации

Слайд 7Пример формирующего эксперимента
Испытуемым выступал девятимесячный сирота под псевдонимом «Альберт Б.»,

взятый из приюта специально для проведения эксперимента. Главной целью исследования

было доказать, что у человека возможно возникновение и формирование условных рефлексов, ранее не существовавших, и понять механизм возникновения фобии.
Пример формирующего экспериментаИспытуемым выступал девятимесячный сирота под псевдонимом «Альберт Б.», взятый из приюта специально для проведения эксперимента.

Слайд 8Альберт Б.
Проводился эксперимент следующим образом: в течении двух месяцев в

спальне мальчику каждый день поочередно демонстрировали белую крысу, хлопковую вату,

белого кролика, классическую маску Санта Клауса (и несколько других), горящие газеты. Мальчик, по мнению экспериментаторов, реагировал на них адекватно, не проявляя признаков страха.
Вторая часть эксперимента проходила в комнате для игр, где целую неделю малышу давали играть с белой крысой и другими предметами(кубиками), чтобы дать мальчику привыкнуть к ним.
Альберт Б.Проводился эксперимент следующим образом: в течении двух месяцев в спальне мальчику каждый день поочередно демонстрировали белую

Слайд 9Альберт Б.
Затем Уотсон подвесил в комнате метровую металлическую пластину позади

ребенка так, чтобы он ее не видел, и бил в

нее молотом каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе. В итоге мальчик стал бояться прикосновений к крысе. Первая фаза исследования завершилась именно так, как того хотел ученый – условный рефлекс был сформирован.
Потом была взята пауза на пять дней. Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша.
Альберт Б.Затем Уотсон подвесил в комнате метровую металлическую пластину позади ребенка так, чтобы он ее не видел,

Слайд 10Альберт Б.
Теперь нужно было проверить – случился ли перенос реакции

страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок

действительно боится кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто, хлопковой пряжи (минимально), маски Санта-Клауса.
На основании проведенного эксперимента Джон Уотсон сделал вывод о наличии генерализации страха у испытуемого.
Как итог, Джон Уотсон выдвинул предположение, что большинство страхов, фобий, антипатий, депрессий и разного рода тревожных состояний формируются еще в глубоком детстве.
Альберт Б.Теперь нужно было проверить – случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы.

Слайд 11Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, -

в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных

условиях и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.
Особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. Применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.)

Лабораторный экспериментЛабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, - в психологии это вид эксперимента, который проводится

Слайд 12Лабораторный эксперимент
В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура.

Так “детектор лжи” возник на основе аппарата, который фиксировал различные

психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально-нейтральные и значимые стимулы.

Лабораторный экспериментВ лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура. Так “детектор лжи” возник на основе аппарата,

Слайд 13Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо

обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными.

Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.
Лабораторный экспериментЛабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной

Слайд 14Достоинства и недостатки лабораторного эксперимента
Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ,

которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных

помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п.
Недостатком лабораторного эксперимента есть то, что для исследуемых создаются искусственные условия, которые существенным образом влияют на проявление их психики. Следует учитывать и то обстоятельство, что не все психические явления можно выучить.
Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ним

Достоинства и недостатки лабораторного экспериментаЛабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, которые состоят в получении более точных результатов

Слайд 15Примеры лабораторного эксперимента
Эксперимент Вегнера также известен известный как эксперимент «О

невозможности подавления мыслей», «Эффект белого медведя» и «Теория иронических процессов»,

который был проведен в психологической лаборатории Университета Тринити в Сан-Антонио. Эксперимент представлял собой психологическое исследование реакции студентов на попытку запретить думать о том или ином предмете.
Примеры лабораторного экспериментаЭксперимент Вегнера также известен известный как эксперимент «О невозможности подавления мыслей», «Эффект белого медведя» и

Слайд 16Эксперимент Вегнера
Первой группе студентов дали задание думать о белом медведе.

Второй группе думать о белом медведе запрещалось. Каждый раз, когда

в голове испытуемых возникали мысли о животном, они должны были нажимать на кнопку звонка. По результатам эксперимента, медведь возникал в их сознании чаще одного раза в минуту. Выяснилось, что запрет только побуждал мозг студентов думать исключительно о запрещенном предмете. Попытка контролировать мыслительный процесс, особенно в состоянии стресса или при внешних помехах, делала запретную мысль особенно навязчивой. У участников первой группы такого не наблюдалось.
Эксперимент ВегнераПервой группе студентов дали задание думать о белом медведе. Второй группе думать о белом медведе запрещалось.

Слайд 17Эксперимент Вегнера
Вегнер полагает, что «сознание может контролировать само себя», но

«наши попытки контролировать его» приводят к блужданию мыслей. В частности,

он утверждает, что существуют две системы психического контроля.
Функция первой — поиск мыслей, которые соответствуют нашим намерениям.
Вторая система распознает нежелательные мысли, то есть конкурирующие идеи, которые препятствуют нашим попыткам сконцентрироваться на нужной теме.
Эксперимент ВегнераВегнер полагает, что «сознание может контролировать само себя», но «наши попытки контролировать его» приводят к блужданию

Слайд 18Эксперимент Вегнера
Дэниелом Вегнером была выдвинута теория иронических процессов. Суть ее

заключается в возвращении запретного в сознание с удвоенной силой при

попытке подавить мысль или желание. Эффект способствует различным психологическим проблемам и расстройствам
Эксперимент ВегнераДэниелом Вегнером была выдвинута теория иронических процессов. Суть ее заключается в возвращении запретного в сознание с

Слайд 19Естественный эксперимент
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент - вид эксперимента, который

проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора

в этот процесс.
Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.
Естественный экспериментЕстественный эксперимент, или полевой эксперимент - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с

Слайд 20Естественный эксперимент
При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют

этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей

роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.
Естественный экспериментПри проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в

Слайд 21Естественный эксперимент
Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для

сбора первичной информации обычно используются:
Вводные задачи.
В простейшем своем виде

он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно ("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.
Естественный экспериментЕстественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора первичной информации обычно используются: Вводные задачи.В

Слайд 22Естественный эксперимент
Изменённое условий деятельности
Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение

структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что

при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

Естественный эксперимент Изменённое условий деятельностиСвоеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается

Слайд 23Естественный эксперимент
Моделирование изучаемой деятельности
Моделирование как метод применяется в ситуациях,

когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или

эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

Естественный эксперимент Моделирование изучаемой деятельностиМоделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения,

Слайд 24Достоинства и недостатки естественного эксперимента:
Достоинства естественного эксперимента:
условия, в которых находятся

испытуемые, соответствуют реальности;
субъекты исследования чаще всего не подозревают о том,

что участвуют в научных разработках;
получаемые результаты относительно точны.
Недостатки естественного эксперимента:
невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;
отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией;
ограничения метода - ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.
Достоинства и недостатки естественного эксперимента:Достоинства естественного эксперимента:условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;субъекты исследования чаще всего не

Слайд 25Эксперимент 1973 года — «Добрый самаритянин»
Известна притча, повествующая о бедняке,

нуждающемся в помощи. Мимо него проходило множество людей, и никто

не решался остановиться, чтоб помочь, и лишь один оказал помощь, не оставшись равнодушным. Психологами было принято решение провести проверку на студентах, как бы они проявили себя в подобной ситуации.
Добровольцы разделили: первая группа прослушала притчу, после чего их поручалось пересказать услышанное другой группе. Некоторые студенты, прослушавшие притчу, получили указание как можно быстрее донести информацию до ушей других учащихся. Для этого было необходимо перебежать из первого здания во второе.
Эксперимент 1973 года — «Добрый самаритянин»Известна притча, повествующая о бедняке, нуждающемся в помощи. Мимо него проходило множество

Слайд 26Эксперимент 1973 года — «Добрый самаритянин»
Между корпусами была пустая аллея,

которая в данное время оказалась безлюдной, за исключением одного человека,

лежавшего на земле и явно нуждающегося в чьей-то помощи.
Лишь 10% студентов, спешивших во второе здание, остановились, оказав помощь. Это говорит о том, что человек способен оправдывать умственное безразличие фразами по типу «Это меня не касается», «Обойдутся и без моей помощи».

https://youtu.be/iPehw67L91w
Эксперимент 1973 года — «Добрый самаритянин»Между корпусами была пустая аллея, которая в данное время оказалась безлюдной, за

Слайд 27Достоинства метода эксперимента
Обеспечивается высокая точность результата;
Возможны повторные исследования в аналогичных

условиях;
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.

Достоинства метода экспериментаОбеспечивается высокая точность результата; Возможны повторные исследования в аналогичных условиях; Осуществляется почти полный контроль за

Слайд 28Недостатки метода эксперимента
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности;
Испытуемые

знают о том, что они являются объектом исследования (не всегда).

Недостатки метода эксперимента Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности;  Испытуемые знают о том, что они являются

Слайд 29Использованная литература
Б.Б. Айсмонтас «Педагогическая психология» - Учебное пособие для студентов,

Москва, 2004г.
Watson & Rayner, 1920, p. 1
«Практики»: Механизм возникновения фобии.

Эксперимент «Маленький Альберт» Е.Таскин
Wegner, D. M. (1989). White bears and other unwanted thoughts: Suppression, obsession, and the psychology of mental control. New York: Viking/Penguin. German translation by Ernst Kabel Verlag, 1992. 1994 Edition, New York: Guilford Press.
Wegner DM. White bears and other unwanted thoughts: Suppression, obsession, and the psychology of mental control. New York: Viking/Penguin; 1989.
Психология личности. Капрара Д., Сервон Д., Издательство - Санкт-Петербург, 2003

Использованная литератураБ.Б. Айсмонтас «Педагогическая психология» - Учебное пособие для студентов, Москва, 2004г.Watson & Rayner, 1920, p. 1«Практики»:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика