Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 11
Экспериментирование – основа системного подхода
к познанию окружающей действительности.
АРМАВИР 2015Г
Воспитатель Резникова Е.Н.
Слайд 2«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь – это ребенок, так как этот маленький человек каждый день познает окружающий мир и задает множество вопросов.
Слайд 3Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание этой работы реализуется в следующих педагогических процессах:
специально организованные
занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
совместная деятельность педагога с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Слайд 4Разработан перспективный план по организации экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Данный план разбит на четыре блока, которые соответствуют четырем временам
года:
«Песочные забавы»;
«Кладовая Мышки-норушки»;
«Зимняя сказка»;
«Зеленая полянка».
Слайд 5Блок «Песочные забавы» разработан для летнего периода. Включает в себя
всевозможные опыты и эксперименты с песком, водой и глиной. В
данном блоке дети знакомятся со свойствами песка и глины, узнают о их необходимости в жизни человека.
Слайд 8 Блок «Кладовая Мышки-норушки» разработан для осеннего периода и включает
в себя опыты и эксперименты с различными крупами, водой, их
отличительными особенностями и их свойствами.
МАНКА И МУКА
Слайд 9Блок «Зимняя сказка» разработан для зимнего периода и включает в
себя опыты и эксперименты с водой, ее различными состояниями, снегом
и воздухом.
Слайд 11Блок «Зеленая полянка» разработан для весеннего периода и включает в
себя опыты и эксперименты с почвой, водой и семенами различных
растений. В этом блоке у детей есть возможность познакомиться с различными видами почв, ее характеристиками, узнать о мире флоры и более углубленно изучить.
Слайд 12
Для осуществления исследовательской деятельности был создан центр экспериментирования.
Основным оборудованием
для экспериментирования являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
Слайд 13разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
красители: пищевые и непищевые
(гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.
Слайд 14Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то
проблема или просьба.
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов:
«Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.д. Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в группе.
Слайд 19Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными
материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой
имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук - друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
С песком:
Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Слайд 20Доброй традицией на протяжении нескольких лет является проведение конкурсов «Я
- исследователь» и «Семейный экологический проект» с участием родителей и
воспитанников дошкольных учреждений. Наш детский сад не является исключением: каждый год мы принимаем участие в данных мероприятиях. Наши родители с огромным удовольствием включаются в совместную работу, так как понимают, что детям необходимо познавать окружающий мир путем экспериментирования.
Слайд 21«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Слайд 22Список использованной литературы:
И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»;
Г. М. Бондаренко
« Экологические занятия с детьми»;
О. В. Дыбина « Неизведанное рядом»;
Н. Рыжова « Наш дом природа»;
А. И. Иванова « Детское экспериментирование – как метод обучения».